Слайд 1Тема 8. Философия Новейшего времени и современности
Характерные черты и основные
направления философии XIX-XXвв.
Марксистская философия
Неклассическая философия XIX века
Философия науки
Основные направления философии
современности
Слайд 2Литература:
Бертран Р. История западной философии. Введение.
Гадамер Х.Г. Истина и
метод. М.: Прогресс, 1988. 699с.
Джеймс У. Поток сознания.
Дильтей В. Сущность
философии. М.: Интрада, 2001. 159с.
Ильин В.П. Как концепция «духа времени» конца ХХ века.
Камю А. Абсурдное рассуждение.
Карнапп Р., О.Нейрат. Научное миропонимание.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. в 2-х т. Т.2. С.5-170.
Поппер К. Нищета историцизма.
Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм.
Хайдеггер М. Время и бытие.
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 456с.
Шопенгауэр А. Афоризмы.
Ясперс К. Схема мировой истории.
Слайд 3Западная философия второй половины XIX-XXвв.
Характерные черты:
плюрализм в философском мышлении;
возникновение двух
противоположных школ: сциентизм и антисциентизм;
толерантность современной философии;
интегративность как утверждение принципов
синергетики, математизации, универсального эволюционизма и др.
антропоцентризм и гуманизм, т.е. направленность к человеку.
Слайд 4Основные направления философии
XIX-XXвв.
Марксистская философия: К.Маркс, Ф.Энгельс.
Неклассическая философия: А. Шопенгауэр,
Ф.Ницше, В.Дильтей.
Философия науки: позитивизм О.Конта; эмпириокритицизм; неопозитивизм; постпозитивизм.
Американский прагматизм: Дж.Дьюи,
Ч.Пирс.
Психоанализ: З.Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг, Адлер.
Герменевтика: Ф.Шлегель, Ф.Шлейермахер, Г.Гадамер, П.Рикер.
Неотомизм: Э.Жильсон, Ж.Маритен, К.Войтыла и др.
Экзистенциализм: С.Кьеркегор, Л.Шестов, Н.А.Бердяев, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю.
Постмодернизм: Ж.Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Бодрийар, Р.Рорти, Ж.Делез, Ф.Гваттари
Слайд 5Основателями философии марксизма стали Карл Маркс (1818-1883) и
Фридрих Энгельс
(1820-1895)
Основные труды К.Маркса: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи
1844г.» и др. Ф.Энгельса: «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др. Совместно: «Манифест коммунистической партии».
Теоретическими источниками стали: диалектика Гегеля, материализм Фейербаха, учения французских социалистических-утопистов.
Составными частями являются: диалектический и исторический материализм, научный коммунизм.
К.Маркс разработал теорию об общественно-экономических формациях.
Основными положениями экономической теории являются раскрытия способа производства при капитализме, процесс отчуждения труда от средств производства и от результатов труда, теория прибавочной стоимости.
Слайд 6Иррационализм Артура Шопенгауэра (1788-1860)
Основной труд: «Мир как воля и представление».
Критиковал
Гегеля за его диалектику и историзм, призывал вернуться к Канту.
Основываясь
на логическом законе достаточного основания, в качестве главного принципа жизни и познания рассматривает слепую волю, которая является сущностью всякой вещи;
окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
мир явлений и мир сущности являются соответственно миром представлений и миром воли.
В учении о человеке заложил основы пессимизма.
Слайд 7Философия жизни Фридриха Ницше (1844-1900)
Основные труды: «Так говорил Заратустра», «По
сторону добра и зла» ; «Веселая наука.
Является предшественником ряда западных
концепция, в основе философии которых лежат проблемы человека.
Ввел понятия «воля к жизни», «воля к власти»;
Учение о сверхчеловеке основано на отрицании христианских ценностей, провозглашении смерти Бога.
Сверхчеловек – это человек будущего, поставивший себя на место Бога, у него врожденная аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе».
Слайд 8Философия науки – направление в философии, изучающее характеристики и особенности
научной деятельности.
Позитивизм (О.Конт) – считали, что научной ценностью обладают только
такое познание, которое опирается на опыт, и только эмпирически путем полученные знания могут представить интерес для науки; Эмпиризм выступает основным критерием демаркации между метафизикой и наукой.
Эмпириокритицизм (Э.Мах и Р.Авенариус) – считали, что философия должна стать интегративной наукой, имеющей всеобщий язык.
Неопозитивизм (Р.Карнап, О.Нейрат, Б.Рассел Л.Витгенштейн) – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, основным принцип – принцип верификации.
Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун) – исследование развития науки, основной принцип – принцип фальсификации.
Слайд 9Психоанализ Зигмунда Фрейда
(1856-1939) представлял собой метод лечения психических заболеваний
и теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни
человека.
Основные труды: «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Сны и сновидения», «Я и Оно» и др.
Обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека;
Психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание (Сверх-Я), подсознание (Я) и бессознательное (Оно).
Бессознательное – эта сфера инстинктов, где проявляются сексуальные влечения (либидо). Выделяет 3 комплекса: Эдипа, Электры, Нарцисса.
Вся культура есть результат сублимации.
Разработал учение об Эросе и Танатосе. Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
Слайд 10Экзистенциализм или философия существования характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на
проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Серен
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его проблемам. Он выделил неподлинное и подлинное существование человека, а также три стадии восхождения к подлинному существованию: эстетическую, этическую, религиозную.
По Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной» жизнью, но в пограничных ситуациях скрытые качества выходят наружу. Он осознает себя через «шифры» трансцендентального.
Основными понятиями философии Сартра становятся: «для-себя-бытие», «свобода», «выбор», «ответственность».
«Жизнь человека – абсурд», - считает Камю. Смысл жизни в самом существовании человека.
Хайдеггер исследует «бытие человека в мире», которая состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя».
Слайд 11Экзистенциализм Мартина Хайдеггера (1889-1976)
Основные труды: «Бытие и время», «Время и
бытие», «Письмо о гуманизме», «Разговор на проселочной дороге» и др.
Средством
описания и толкования бытия являются экзистенциалы – эмоционально окрашенные понятия.
Человеческое бытие – Dasein – всегда эмоционально. Переживание «бытия-к-смерти» приводят к страху и тревоге.
Положил начало онтологическому направлению в рамках герменевтики. Герменевтика – онтология понимания.
Язык – это «дом бытия» и именно язык определяет судьбу бытия.
Слайд 12Герменевтика (от греч. Germeneutikos –разъясняющий, истолковывающий) означает теорию и практику
истолкования текстов, языковых выражений и символов; философское направление, исследующее проблему
понимания и связанные с ней вопросы языка.
Основы были заложены Ф.Шлейермахером как искусство понимания индивидуальности другого автора.
Предметом герменевтики является не содержание и не объяснение, а выражение и понимание.
Понимание человеком мира осуществляется в языке и через язык.
И потому истина раскрывается через произведения искусства, тексты философии и истории.
Герменевтический круг: чтобы понять целое, следует понять его части, но для адекватного понимания частей необходимо понять смысл целого.
Языковая среда в качестве традиции является одновременно и условием человеческого понимания и вместе с тем его предметом.
Смысл герменевтики не в окончательных выводах, а в поддержании диалога с целью постижения «чудо понимания».
Слайд 13Постмодернизм («постсовременность») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся
в конце ХХ столетия.
Понятие «постмодерна» стало употребляться в связи с
работами Ж.Ф.Лиотара. Историческое становление связано с представителями философского направления, связанным с анализом языка с Ф.де Соссюром, Л.Витгнештейном, М.Хайдеггером, М.Фуко.
Ярким представителем является Ж.Деррида, который ввел новый способ прочтения и осмысления текстов – деконструкцией.
В эпоху постмодерна не существует объективной истины, все что было до этого определенным становится неопределенным и несостоятельным.
Характерные черты: пессимизм, отчаяние, недоверие к действительности, самокритичность сознания.