Слайд 1Тема урока
«Электризация тел.
Два рода зарядов»
физика, 8 класс
Шардакова Татьяна
Михайловна,
учитель физики
МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа №1», город
Очёр, Пермский край
Слайд 2Еще в VII веке до нашей эры греческий ученый Фалес
указал на способность янтаря, натертого шелком притягивать легкие предметы.
Слово «электрический»
происходит от греческого слова «электрон», что в переводе означает «янтарь»
Слайд 3
В конце XVI века английский врач и физик Гильберт
показал, что свойствами притягивать легкие предметы обладают не только натертый
шелком янтарь, но и стекло, фарфор и многие другие тела, предварительно натертые кожей, сукном и тому подобными мягкими материалами. Это явление Гильберт назвал электризацией от греческого слова электрон - янтарь, отсюда слова электричество, электрический ток и т.д.
Что значит тело наэлектризовать?
Это создать на его поверхности электрический заряд
Электризация – разделение электрических зарядов в результате тесного контакта двух или более тел.
Слайд 4Задание 1
Приборы и материалы 1) мех 2) резиновый шарик 3)
бумажки
Потрите шарик о мех. Поднесите к нарезанным бумажкам шарик,
а затем мех
Что вы при этом наблюдаете?
Вывод учащихся:
Слайд 5Немецкий ученый Отто фон Герике, вращая шар из плавленой серы
и натирая его ладонями, электризовал. Наэлектризованный шар притягивал листочки золота,
серебра, бумаги. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что, кроме притяжения, существует электрическое отталкивание. Опыты Герике повторим с помощью электрофорной машины.
Слайд 6Задание 2
Положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена.
Прогладьте
их между пальцами. Попробуйте их разделить, а затем медленно сближайте.
Что вы наблюдаете?
А теперь замените полоску из бумаги на полоску из полиэтилена
Что вы наблюдаете?
Вывод учащихся:
Слайд 7Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747
году Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех
заряжается отрицательно. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным.
Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”. Заряды появляются парами. Появление положительного заряда всегда сопровождается появлением отрицательного. И наоборот. (Закон сохранения электрического заряда).
Слайд 8Задание3
Приборы и материалы: гильза из фольги на шелковой нити, стеклянная
палочка, кусок шёлка.
Стеклянную палочку наэлектризуйте о шёлк. Зарядите гильзу,
висящую на нити, прикоснувшись стеклянной палочкой. Поочерёдно подносите к гильзе Стеклянную палочку, а затем шёлк.
Что вы наблюдаете? Какой заряд гильзы?
Вывод учащихся:
Слайд 9Электризация тел. Два рода зарядов
Наэлектризовать тело это создать на его
поверхности электрический заряд.
Наэлектризовать тело можно через трение, соприкосновение, влияние.
Электризация –
разделение электрических зарядов в результате тесного контакта двух или более тел.
Существуют два вида зарядов: положительные и отрицательные
Одноимённо заряженные тела отталкиваются, разноимённо заряженные притягиваются
Слайд 10Электризация может служить человеку:
-в лечебных целях – используется так называемый
статический душ, положительно воздействующий на организм, для лечения органов дыхания
используются специальные электроаэрозоли;
- для очистки воздуха от пыли, сажи, кислотных и щелочных паров с помощью электростатических фильтров;
-для быстрого копирования чертежей, графиков, текстов в электрокопировальных устройствах (в частности ксероксах), для быстрой и прочной окраски тканей в красильнях;
- для копчения рыбы на рыбокомбинатах – в специальных электрокамерах.
Слайд 11Электризация может причинять вред как на производстве, так и в
быту, так что зачастую с ней приходится бороться:
-при трении
о воздух самолет электризуется, поэтому после посадки к нему нельзя сразу же приставлять металлический трап: может возникнуть разряд, который вызовет пожар. Сначала самолет разряжают, для чего опускают на землю металлический трос, соединенный с обшивкой самолета, и разряд происходит в землю;
-микроразряды возникают, когда человек ходит по полу, покрытому полимерным покрытием, или снимает синтетическую одежду, чтобы нейтрализовать вредное действие увлажняют помещения, используют специальные добавки к воде при мытье полов, антистатик для одежды;
-на производстве заземляют станки, машины, трубопроводы;
-увлажняют воздух, используют специальные нейтрализаторы зарядов.
Слайд 12Ситуация 1
1. Мастера прядильного цеха Ивана Ивановича наказали за то,
что он не следил за влажностным режимом в цеху. По
его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Иван Иванович был не согласен т. к. считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы:
- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности
- Справедливо ли был наказан мастер Иван Иванович?
- Могли ли быть последствия более серьёзными?
Слайд 13Ситуация 2
Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что
несколько раз в день печатные машины отключались, для проведения в
цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины
Вопросы:
- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?
- Для чего проводилась частая уборка помещения
Слайд 14Ситуация 3
Начальник автоколонны по перевозке ГСМ Иван Иванович не подписал
путёвку в рейс Петрову Николаю Васильевичу, так как на его
бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была короткой. Однако Петров самовольно уехал в рейс. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку, а Петров был лишён водительских прав сроком на
1 год.
Вопросы:
- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
-Что произойти может при несоблюдении этого условия
- Прав ли был начальник автоколонны?
- Не слишком ли суровое наказание понёс Петров?