Слайд 1Бинарный урок- конференция по физике и химии
Её величество, вода!
Воде была
дана волшебная власть
стать соком жизни на Земле.
Леонардо да Винчи
Слайд 2Цель: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения химии
и физики.
Задачи:
Рассмотреть это вещество и его строение с точки зрения
физики и химии, раскрыть сущность воды, её значимость физических и химических свойств.
Рассмотреть вопрос необходимости охраны воды.
Продолжить воспитание бережного и экономного отношения к водным ресурсам.
Продолжить развивать интерес учащихся к науке, активизировать их познавательную деятельность, формировать у них чувство прекрасного.
Продолжить формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.
Слайд 14Химические свойства воды
Молекула воды- угловая- угол между связями
Н-О-Н равен 104°27‘. В молекуле воды имеются две полярные ковалентные
связи Н-О. Они образованы за счёт перекрывания двух одноэлектронных S-облаков двух атомов водорода.
Слайд 15
В молекуле имеются четыре полюса
зарядов: два- положительные
и два- отрицательные.
Слайд 16 Подобное представление о строении молекулы воды позволяет
объяснить многие свойства воды, в частности структуру льда. В кристаллической
решётке льда каждая из молекул окружена четырьмя другими. В плоскостном изображении это можно представить так:
Слайд 17Связь между молекулами осуществляется посредством атома водорода.
Такая связь получила название
водородной.
Связь легко разрывается, что можно наблюдать при испарении воды.
Слайд 18Раствор
Растворяемое вещество в растворе распадается на ионы.
Гидратация- явление, при котором
ионы движутся не одни, а увлекают с собой некоторое количество
воды и чем меньше радиус иона, тем большее количество воды он может удерживать вокруг себя.
Слайд 19Растворение твёрдых, жидких и газообразных веществ в воде.
Опыт :
Наполним
три цилиндра доверху водой, на каждый цилиндр поместим кружок фильтровальной
бумаги, чтобы она касалась воды, а сверху – кристаллы KMnO4, CuSO4•5H2O, K2Cr2O7, при этом наблюдаем процесс растворения веществ.
Слайд 20Вода- растворитель питательных веществ.
Слайд 21Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом
пространстве и не может оставаться живым, лишившись воды.
Какое бы животное
или растение мы не взяли, в него входит вода как одна из главных составных частей.
Обитатели водоёмов содержат в себе больше воды, чем жители суши.
В теле рыб- 70- 80%
В медузе- больше 95%
В травянистых растениях суши- до 85%
Слайд 22Какую же роль выполняет в живом организме вода?
Самое распространенное неорганическое
соединение в живых организмах планеты Земля – вода. Самая богатая
водой ткань- стекловидное тело(глаза ) ~ 99%, в клетках эмали зубов ее ~10%, в клетках развивающегося зародыша ~90%.
В среднем в многоклеточном организме масса воды составляет ~80% от общей массы тела.
80%
99%
10%
Слайд 23Информационная память воды
Внешний вид кристаллов воды зависит от информационного воздействия.
Исследования
японского доктора Масару Эмото
Ключевая вода
Классическая музыка
Тяжелый рок
истории нашей планеты вода имеет исключительное значение.
Вода – уникальное вещество,
самое распространенное в природе.
Свойства воды зависят от характера химических связей внутри молекул и между молекулами.
Вода – необходимое условие для жизни.
Слайд 26Викторина
Какое греческое название воды?
Главное хранилище пресной воды на планете?
Удельная
теплоемкость воды
При какой температуре плотность воды наибольшая?
Какую форму
примет жидкость, если устранить силу тяжести?
Какова молекулярная масса воды?
За счет каких связей молекула воды при обычных условиях является жидкостью?
Сколько процентов от массы человеческого тела составляет вода?
Слайд 27Ответы:
Гидро.
ледники.
4200 кДж/кг
4ºС.
Шар
18 г/моль
водородных
80%
(4-ре верных ответа – 3 балла, 5-7 верных
ответов – 4 балла, 8 верных ответа – 5 баллов).
Слайд 28Домашняя работа
Задание: Ответьте письменно в тетради на одно задание того
уровня, с которым вы справитесь.
Средний уровень: Почему не получают ожога,
если кратковременно касаются горячего утюга мокрым пальцем?
Достаточный уровень: Можно ли вскипятить воду в кастрюле, плавающей в кипящей воде? Объясните процесс кипения с точки зрения химических связей между молекулами.