Слайд 1Физика и познание мира. Экспериментальный характер
физики.
Классическая механика Ньютона
Ирушкина
А.А.
МБОУ СОШ №12 г. Астрахань
Слайд 2Цель урока:
выяснить роль физики в современном мире; сформулировать понятие
о научном методе познания природы, обосновать необходимость введения физических моделей
и физических величин, дать представление о классической механике Ньютона и границах ее применимости.
Слайд 3Физика исследует наиболее общие свойства и формы движения материи.
Она
ищет ответы на вопросы: как устроен окружающий мир, каким законам
подчиняются происходящие в нем явления и процессы.
Слайд 4Основные этапы познания
50 г. до н.э. Лукреций Кар: мир -
это атомы, движущиеся в пустоте.
-«Всю, самоё по себе, составляют
природу две вещи: это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство, где пребывают они и где двигаться могут различно».
XVIII - XIX вв. - сформирована механическая картина мира.
Вторая половина XIX в. - начало XX в. - электромагнитная картина мира.
Середина XX в. - современная физическая картина мира, включающая теорию относительности и квантовую теорию.
Возникли новые научные дисциплины.
Слайд 5
физика
___________
_________
_________
__________
_ _ _
Слайд 6Свершились все мечты,
что были так далеки.
Победный ум прошел за
годы сотни миль.
Про электричество пишу я эти строки,
А у ворот,
гудя, стоит автомобиль.
(1912 г. В.Я. Брюсов)
Создание телеграфа, электрических осветителей, телефона, радио, электродвигателей, открытие линий метрополитена - триумфальное шествие изобретений XIX века.
Слайд 7Развитие электроники как результат открытия электрона и создание квантовой теории.
Вакуумная полупроводниковая микроэлектроника приводит к созданию совершенных систем радиосвязи, развивается
телевидение, совершенствуется ЭВМ, появляются персональные компьютеры, создается лазер, т.е. все то, что так привычно для современного человека
Исследования в области ядерной физики позволили решить энергетические проблемы, родилась ядерная энергетика.
Слайд 8Научный метод познания.
Моделирование
Модель как приближение к реальной действительности характеризует
лишь отдельные ее стороны и имеет определенные границы применяемости
модель материальной
точки;
модель идеального газа;
модель структурного строения вещества;
модель электронного газа;
модель физических полей и др.
Слайд 9Эксперимент
выдвижение гипотезы на основе имеющихся знаний, наблюдений, подлежащих экспериментальной проверке;
планирование
эксперимента, отбор оборудования;
проведение опытов;
анализ результатов, выяснение количественной связи между физическими
величинами, выявление частных закономерностей, развитие теории явления.
Слайд 10
При изучении школьного курса физики особое значение имеют физические величины,
которые вводятся для описания происходящих явлений и позволяют пользоваться математическими
методами и операциями:
определение средних величин;
составление уравнений, неравенств;
исследование зависимостей между физическими величинами, прямая и обратная пропорциональность;
графическое изображение результатов измерения;
формулировка законов в количественной форме.
Слайд 11Человек получает возможность управлять явлениями природы и использовать их во
благо человека
Но многие явления достаточно сложны, так как в
них переплетаются различные процессы.
Слайд 12Например, явление грозы.
Какие процессы (явления) там скрыты?
а) тепловые (испарение и конденсация
воздушного пара);
б) электрические (возникновение электрических зарядов и электрического напряжения между грозовыми
облаками);
в) оптические (вспышка молнии, возникновение электрического разряда);
г) акустические (гром);
д) механические (падение капель, ветер, движение облаков, образование вихрей).
Слайд 13Что изучает механика?
Меха́ника (греч. «механэ» - искусство построения машин) — область
физики, изучающая движение материальных объектов и взаимодействие между ними.
Еще в
древности египтяне, греки и римляне применяли различные машины в военных целях (метательное орудие), в строительстве, где использовали движение колес, рычагов, канатов.
Механическое движение - изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
Слайд 14Относительно других тел..
Нет и не может быть абсолютно неподвижных тел.
Могут двигаться и нематериальные тела: солнечный зайчик, тень.
Слайд 15Тит Лукреций Кар
Любое движение, а также покой тела относительны. Кажется
нам, что корабль, на котором плывем, неподвижен, Тот же, который
стоит причаленный, мимо проходит. Кажется, будто к корме убегают холмы и долины, мимо которых идет наш корабль, паруса распустивши...
.
Слайд 16Прочтите абзац «…относительно других тел» (§ 1).
Ответьте на вопрос:
«Может ли одно и то же тело одновременно двигаться и
находиться в покое?»
Слайд 17Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.
Классическая механика Ньютона
- механика, основанная на законах Ньютона.
Явления, не подчиняющиеся законам
механики:
электромагнитные,
движение микроскопических частиц,
движение тел со скоростями, близкими к скорости света.
Слайд 18Что изучает физика?
В чем состоит научный метод познания?
С какой целью
вводится физическая величина?
Назовите известные вам физические величины и их
единицы измерения.
Какие физические теории вы знаете?
Какую роль играет физика в научно-техническом прогрессе? Назовите наиболее значимые изобретения XIX и XX веков.
Что изучает механика?
Какое движение называется механическим?
Что понимают под относительностью механического движения?
Приведите примеры относительности механического движения.
Какие движения подчиняются законам Ньютона?
Слайд 19Повторение основных понятий кинематики.
Кинематика - часть механики, изучающая
движения тел без исследования причин, вызывающих эти движения
Способы описания движения
тела:
1 способ: описание движения некоторой точки движущегося тела.
2 способ: описание движения тела с помощью модели материальной точки.
Материальная точка- тело, размерами и формой которого в данных условиях можно пренебречь.
Слайд 20Укажите, в каких из приведенных ниже случаев изучаемое тело можно
принять за материальную точку?
а) Вычисляют давление трактора на грунт.
б) Определяют высоту взлета
ракеты.
в) Рассчитывают работу, совершенную при поднятии в горизонтальном положении плиты перекрытия известной массы на заданную высоту.
г) Определяют объем стального шарика, пользуясь измерительным цилиндром (мензуркой).
д) Рассчитывают путь, пройденный железнодорожным составом длиной около 1 км за несколько секунд.
е) Определяют скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца.
Слайд 21Определение положения точки в пространстве.
Почему для описания движения тела необходимо
выделить особое тело - тело отсчета?
Можно ли тело отсчета
выбрать произвольно?
Изменится ли положение тела в пространстве, если заменить одно тело отсчета на другое?
Слайд 22Тело, относительно которого задается положение данного тела или же данной
точки, называется телом отсчета.
Какие системы координат вам знакомы?
Что называется радиус-вектором?
Слайд 23Домашнее задание
§1-3
Источник
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений
Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.
Сотский
Москва, «Просвещение» 2007