Слайд 1ФИЗИКА - 9 класс. Тема: «Импульс и закон сохранения импульса».
Урок №1.
Тема урока:
«Импульс тела. Импульс силы».
Тип урока: урок изучения
нового материала.
Слайд 2Основные этапы работы на уроке:
Подготовительный этап: мотивация к изучению нового
материала (актуализация комплекса знаний).
Что называется механическим движением?
Какие физические величины описывают
механическое движение?
Какие разделы механики вы знаете?
В чём состоит основная задача механики?
F –-- a + нач. ус --- U (t) + нач. ус ---- X (t).
Эксперимент.
Слайд 3 Объяснение материала
Разделы механики.
Кинематики динамики законы сохранения
Эксперимент №1.
Поставить одно тело у основания наклонной плоскости.
Как заставить его двигаться, не прикасаясь к нему?
Слайд 4План изучения новой физической величины: импульс.
Определение величины.
Формула, выражающая связь данной величины с другими.
Классифицирующий признак.
Единицы величины.
Рене Декарт
(1596 – 1650)
m
Слайд 5Цели и задачи урока:
Познакомится с новой физической величиной и
научится её определять.
Познакомиться с формулировкой второго закона Ньютона
в импульсной форме. Научится чертить графики зависимости P(t) и F(t).
Научится определять изменения импульса тела при упругом и не упругом ударе.
Слайд 6Импульс тела – величина векторная.
Слайд 7Практическая работа.
Цель: рассчитать импульс тела в конце наклонной плоскости.
Оборудование: наклонная
плоскость, секундомер, линейка, тело, весы.
Инструкция.
Слайд 8
Импульс силы - это временная характеристика действия силы, равная произведению
силы и длительности ее действия
Δр
= F·Δt=mu-mu0
Изменение импульса тела равно импульсу силы
Слайд 9Решить задачи
1. Гимнаст массой 50 кг, приземляясь, изменил свою скорость
на 5 м/с за 0,2 с. Определить силу, действующую на
ноги гимнаста. Почему приземляясь необходимо сгибать ноги в коленях?
2. Обратимся к опыту: резиновый шар массой 30 гр. падает вниз с высоты 1,5 м. и подлетает на ту же высоту. Удар шара о пол считается абсолютно упругим. Найдем изменение импульса шара.
Слайд 10Ударом (или столкновением) принято называть кратковременное взаимодействие тел, в результате
которого их скорости испытывают значительные изменения.
Абсолютно упругим ударом
называется
столкновение, при котором сохраняется
механическая энергия тела.
Абсолютно неупругим ударом называют такое ударное взаимодействие, при котором механическая энергия не сохраняется.
Слайд 11Упругий удар
Стальная пуля, летящая
горизонтально,
попадает в центр боковой
грани неподвижного
стального куба.
И летит в обратную сторону.
Pн
Pк
Слайд 12 Неупругий удар.
Снаряд, имеющий горизонтальную скорость, попадает в неподвижный вагон
с песком и застревает в нем.
Слайд 13Обобщение и систематизация знаний
Слайд 15Задание на дом:
Учебник физики параграф 21 «Импульс тела» - учить,
отвечать на вопросы.
Задачи и качественные вопросы с листка. Решать письменно
в рабочих тетрадях.
Объяснить опыты с тележкой на которой стоит бутылка с водой и опыт с тяжёлой гирей.
Слайд 16СЛАЙДЫ К УРОКУ № 2
Импульс и закон сохранения импульса.
Слайд 17Повторим теорию!
Что называется импульсом тела и импульсом силы? Назвать их
единицы измерения.
Как связаны между собой эти величины.
Почему изменяется импульс тела?
Способы определения изменения импульса.
При каком условии импульс тела сохраняется.
Каково направление импульса тела. ?
Какой удар называется упругим , а какой- неупругим?
Слайд 18Цели и задачи урока
Цель: Изучить закон сохранения импульса и границы
его применения.
1.Кто открыл закон сохранения импульса.
2
Вывод закона сохранения импульса.
3.Формулировка закона.
4.Когда выполняется закон сохранения импульса.
Слайд 19«Закон сохранения импульса»
1639 – 1644 (дата открытия закона).
Рене Декарт
Вывод.
Аналитическое выражение.
Формулировка.
Границы
применения.
Опыты, подтверждающие справедливость закона.
Слайд 201.Рассмотрим систему двух взаимодействующих тел.
2.Силы взаимодействия между телами называются внутренними,
подчиняются 3 закону Ньютона.
3.Внешние силы не действуют.
4.Система тел, на которую
не действуют внешние силы называют изолированной или замкнутой.
m1
m2
F21
F12
F21
Слайд 21Вывод формулы закона сохранения импульса:
а1 =
v1 - v01
t
а2 =
v2
- v02
t
m1 · a1 = - m2 · a2
∙
m1 = − ∙
v1 - v01
t
v2 - v02
t
m2
Слайд 22
m1v1- m1v01= - m2v2 + m2v02
-m1v01- m2v02= - m1v1 -
m2v2
m1ν01 + m2ν02 = m1ν1 +m2ν2
Суммарный импульс
Суммарный импульс
Системы до взаимодействия системы после
взаимодействия
Слайд 23Импульс замкнутой системы тел остаётся постоянным при любых взаимодействиях тел
системы между собой.
Рн = Рк
ΔР=Рк – Рн = 0
Закон сохранения импульса
Слайд 26Два неупругих тела, массы которых 2 и 6 кг, движутся
навстечу друг другу со скоростями 2 м/с каждое. С какой
скоростью и в каком направлении будут двигаться эти тела после удара?
Слайд 27Дополнительная задача.
Какую скорость приобретёт лежащее на льду
чугунное ядро, если
пуля, летящая горизонтально
со скоростью 500 м/с , отскочит от
него и будет двигаться в противоположном направлении со скоростью 400 м/с? Масса пули 10 г, масса ядра 25 кг.
υ
υ1
υ2
Μ1
Μ2
Ξ
Ο
1.
Слайд 28АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
НА ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ
ИМПУЛЬСА
1. Выбрать систему отсчета и систему взаимодействующих тел.
3.Определить импульсы всех
тел системы до и после взаимодействия.
3.Нарисовать рисунок, на котором обозначить направления оси координат, векторов скорости тел до и после взаимодействия.
4.Написать закон сохранения импульса в векторном виде, а затем в скалярном.
5. Из полученного уравнения выразить неизвестную величину и найти её значение.
Слайд 29Реши задачу. (Проверь себя, как ты запомнил порядок решения задач)
Вагон
массой 20 т, движущийся со скоростью
0,3 м/с , нагоняет
вагон массой 30 т,
движущийся со скоростью 0,2 м/с.
Какова скорость вагонов после того, как сработает сцепка?
υ1
υ2
υ
1.
2.
3.
4.
Слайд 30Значимость закона сохранения импульса
ЗСИ выполняется в замкнутых системах.
Позволяет простым путём
(не рассматривая силы) решить основную задачу механики.
Применим к телам обычных
размеров, к космическим телам, к элементарным частицам.
ЗСИ доказывает, что механическое движение не может бесследно исчезнуть или возникнуть из ничего.
ЗСИ лежит в основе теории движения тел под действием реактивной силы.
Учитесь решать задачи на закон сохранения импульса!
Слайд 31проверка и систематизация полученных знаний:
(устная работа)
Кто открыл закон сохранения
импульса?
Сформулируйте закон сохранения импульса.
Какая система тел называется изолированной?
Мог ли
в действительности герой книги Э. Распе барон Мюнхаузен согласно своему рассказу сам вытащить себя и своего коня из болота?
Рассказать алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.
Слайд 32Домашнее задание.
1.Выучить алгоритм решения задач.
2.Решать задачи строго по алгоритму.
3.Выучить теорию.
Параграф 22, упр 21+2 задачи.
4.Подготовить опыты доказывающие и иллюстрирующие ЗСИ.
5.Внимание
ученикам. Подготовить презентации на тему «Реактивная техника и космонавтика» (4 – 5 слайда).
Слайд 33УРОК №3
«Решение задач на закон сохранения импульса».
Цель урока: повторить
алгоритм решения задач. Научиться применять алгоритм, решая задачи на ЗСИ.
Слайд 34План урока
1.Повторение материала (физический диктант).
2.Решение задач
решаем 2 задачи все вместе!
работа
в группах.
сдача отчёта
3. Закрепление знаний.
4. Домашнее задание.
Слайд 35АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
НА ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ
ИМПУЛЬСА
1. Выбрать систему отсчета и систему взаимодействующих тел.
3.Определить импульсы всех
тел системы до и после взаимодействия.
3.Нарисовать рисунок, на котором обозначить направления оси координат, векторов скорости тел до и после взаимодействия.
4.Написать закон сохранения импульса в векторном виде, а затем в скалярном.
5. Из полученного уравнения выразить неизвестную величину и найти её значение.
Слайд 36Решаем в месте!
7. Снаряд массой 50 кг, летящий со скоростью
800 м/с под углом 30° к вертикали, попадает в платформу
с песком и застревает в нём. Найдите скорость платформы после попадания снаряда, если её масса 16 т.
8. Человек, стоящий на коньках на гладком льду реки, бросает камень массой 2 кг. Через 4 с камень достигает берега, пройдя расстояние 10 м. С какой скоростью начинает скользить конькобежец, если его масса 80 кг? Трением пренебречь.
Слайд 37Требования к отчёту.
Оформляют решение на отдельном листке.
Указывают все фамилии.
Оценка 3
ставится за 4 балла,
Оценка 4 ставится за 5 баллов.
Оценка 5 - за 6 баллов.
Слайд 38Закрепление материала (Слайд – 1).
Задача №1.
Разлет двух равных масс в
результате взрыва.
Какой будет скорость движения?
U= 0 До взрыва
После взрыва
Задача
№2
Неупругое соударение двух разных масс.
До соударения
2U
После соударения
Какой будет скорость после соударения?
Слайд 39Закрепление (2-ой слайд)
Задание на соответствие Порядок ответов в таблице (2
столбик) нарушен. Нужно расположить ответы в соответствии с вопросами.
Слайд 40Домашнее задание
Дома решить задачи, которые не успели сделать в классе.
Дополнительная
задача.
Космонавты Г. Береговой и В. Лебедев выпустили
на орбиту космический спутник «Искра-2», сделанный в МАИ. Масса космического корабля 10000 кг, масса спутника равна 5 кг. Спутник выпускают в направлении, противоположном движению корабля со скоростью 2м/с. Найти изменение скорости космического корабля.
3. Выучить алгоритм решения задач и повторить закон сохранения импульса.
4. Приготовить презентации к следующему уроку. Продолжить выполнять дома эксперименты по изучаемой теме и приготовить отчёт в письменном виде.
Слайд 41Решим задачу (если осталось время).
1.На вагонетку массой 800 кг, катящуюся
по горизонтальному
пути со скоростью 0,2 м/с, насыпали сверху 200 кг
щебня.
Какой стала после этого скорость вагонетки?
1.
2
1
2.
2
3.
4.
=
=
=
Слайд 42РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Урок №4.
Цель урока:
1.Расширить и углубить
знания по теме ЗСИ.
2.Вывести формулу движения ракеты.
3.Написать самостоятельную работу.
Слайд 43В каких ситуациях проявляется закон сохранения импульса?
Космос
Природа
Законное хобби
Техника
Слайд 44
Повторим теорию!
для неупругого взаимодействия
для упругого взаимодействия
13. Какие виды взаимодействий вам
известны, дайте им определения
14. Запишите закон сохранения импульса для упругого14.
Запишите закон сохранения импульса для упругого и неупругого столкновения
Слайд 45План урока.
1.Расматреть физические основы реактивного движения.
2. Вывод формулы Циолковского (упращёная
теория реактивного движения).
3. Научится применять ЗСИ к полёту ракет.
4.Решение задач
– самостоятельная работа (5 вопросов – на все нужно ответить!).
5 Повторение и подведение итогов.
Слайд 46
Реактивное движение – это движение тела, возникающее
в результате отделения от
него с некоторой
скоростью какой-нибудь его части
Слайд 48Решение задач
Проверить усвоения ЗСИ. 1.Какую скорость приобретёт ракета массой 600
г, если газы массой 15 г вылетают из неё со
скоростью 800 м/с.
2.Какую скорость получит ракета относительно Земли, если масса мгновенно выброшенных газов составит 0,2 от массы неподвижной ракеты, а их скорость u = 1 км/с?
Самостоятельная работа.
Слайд 49Закрепление материала.
1.Какое движение называют реактивным?
2.Верно ли утверждение: для осуществления реактивного
движения не требуется взаимодействия с окружающей средой?
3.На каком законе основано
реактивное движение?
4.Для ускорения нужна сила, а сила – это действие одного тела на другое. Почему же ускоряется ракета, когда в космическом пространстве вокруг неё нет никаких тел?
5.От чего зависит скорость ракеты?
6.Запишите закон сохранения импульса для реактивного движения.
Слайд 50Домашнее задание.
1. Параграф 23.
2.Упражнение 22.
3.Подготовка докладов, презентаций, сообщений, вопросов к
семинарскому занятию.