Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
ФГОС
Слайд 2Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с
проблемой снижения учебной мотивации и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема
повышения мотивации обучения в условиях нового ФГОС требует от учителя современного подхода к ее решению - совершенных организационных форм и методических приемов обучения. В связи с этим вспоминаются слова К.Д.Ушинского: «Главная цель обучения и воспитания – дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу».
Для того, чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса нужна мотивация. Это – первое из современных требований, в связи с этим формирование учебной мотивации является необходимым условием эффективности обучения в условиях ФГОС.
Слайд 3МОТИВ ( ЛАТИНСКОЕ СЛОВО )- ПРИВОДИТЬ В ДВИЖЕНИЕ, ТОЛКАТЬ. В
САМОМ ОБЩЕМ ПЛАНЕ МОТИВ- ЭТО ТО, ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ, СТИМУЛИРУЕТ ЧЕЛОВЕКА
К СОВЕРШЕНИЮ КАКОГО-ЛИБО ДЕЙСТВИЯ. МОТИВАЦИЯ – ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЗЫВАЮЩЕЕ АКТИВНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЕГО НАПРАВЛЕННОСТЬ. В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ОСНОВНОМ СЛЕДУЮЩИЕ МОТИВЫ:
Слайд 5Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей,
интересов, влечений, целей, идеалов. Она – стержень личности, к которому
стягиваются такие свойства как направленность, ценность, ценностные ориентации, установки, эмоции и другие социально- психологические характеристики.
Учебная мотивация - частный вид мотивации, включенной в деятельность учения.
Факторы, определяющие учебную мотивацию:
- образовательная система учреждения, где осуществляется учебная деятельность
- организация учебно-воспитательного процесса
- субъективные особенности обучающегося (возраст, пол, уровень интеллекта, уровень притязаний, самооценка и др).
- субъективные особенности педагога
- специфика учебного предмета.
Слайд 6Среди всех мотивов обучения является интерес к предмету.
Интерес -
мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы
протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Я считаю, что задачи учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает его структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний.
В своей работе я опираюсь на следующие дидактические принципы:
индивидуализация и дифференциация обучения;
принцип творчества и успеха;
принцип доверия и поддержки;
принцип вовлечения детей в жизнь их социального окружения.
Учебный интерес как компонент учебной мотивации зависит от разнообразия учебного материала, от разнообразия приемов и форм учебной работы.
Уже в течении многих лет, при проведении занятий мною используются достаточно проверенные и во многом эффективные приемы и методы учебной деятельности, побуждающие учащихся к повышению мотивации в изучении физики.
Слайд 7Приемы мотивации:
1.«Фантастическая добавка»
2. «Лови ошибку»
3. «Автор»
4. «Рационализатор»
5. «Эксперимент»
6. «Кумир»
7. «Несерьезное
в серьезном»
8. «Я знаю»
9. «Обращение к жизненному опыту»
10. «Прогнозирование»
Слайд 8«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА».
Учащимся предлагается после изучения темы «Сила трения» ответить на
вопрос: Каким станет мир если исчезнет трение?
В теме «Вес
тела» ученики должны мысленно совершить путешествие в космическое пространство и попытаться объяснить: Что произошло бы с весом путешественника, оказавшемся на Луне, Юпитере или Солнце?
При изучении главы «Строение вещества» предлагаю ребятам продолжить фразу: Если бы вы оказались в гостях у молекул газа, жидкости и твердых тел, то ...?
А при изучении темы «Невесомость» можно проявить свою фантазию при ответе на вопрос: Как бы проходил урок физики на Международной космической станции?
Слайд 9«ЛОВИ ОШИБКУ»
Этот прием успешно используется при закреплении и повторении материала.
Учитель заготавливает текст на каждого ребенка с конкретными ошибками, а
ученики должны их найти. Затем происходит совместное обсуждение найденных ошибок.
Слайд 10Корабельный КОК
Корабельный КОК Василий торопился приготовить обед для команды. Он
взял кастрюлю, наполнил ее водой , положил в нее мясо
для варки супа. Мясо тут же стало всплывать на поверхность воды. Василий решил прикрыть его крышкой. Очищенный картофель он решил помыть в другой кастрюле, но внезапно началась качка и вся соль с верхней полки высыпалась в эту кастрюлю. Опуская картофелины в воду, Василий наблюдал, как они медленно погружались на дно кастрюли. Затем взяв давно затупившийся нож, он быстро нашинковал капусту, лук, морковь и поместил все это в кастрюлю с уже сварившимся мясом, оставив ее открытой. Через некоторое время он решил снять суп с плиты и удивился тому, что объем жидкости в кастрюле не изменился. «Вот и здорово!» подумал Василий и отправился кормить команду.
Интересное утро
Проснувшись, вспомнил, что договорился с Ваней идти на речку смотреть ледоход. Солнце только взошло, и вся комната была залита ярким светом. Я подбежал к окну. Я увидел, что на полях снег уже весь растаял, многие улицы тоже очистились , и только на крышах домов снег еще лежал серыми островками. Взглянув на барометр, я отметил, что давление за ночь заметно упало. Придя в кухню, я обнаружил что плитка холодная - перегорела. Пришлось удалять испорченную часть спирали и поставить кипятить чайник. Однако теперь он нагревался значительно медленнее. Чтобы не опоздать, выпил молока и поспешил к месту встречи.
Слайд 11 «АВТОР»
На уроке мною задаются следующие вопросы:
Если бы
вы были автором учебника, то как бы вы объяснили эту
тему ученикам?
Если бы вы были автором учебника, то как бы вы доказали значение этой темы?
Если бы вы были художником-иллюстратором, то как бы вы проиллюстрировали эту тему?
Слайд 12«РАЦИОНАЛИЗАТОР»
Данный прием, по своей сути похож на такой часто используемый
прием обучения как «Мозговой штурм». Прием «Рационализатор» проходит гораздо интересней,
если задача , поставленная перед учениками имеет несколько вариантов гипотез и ответов:
Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед.
Гололед – причина большого числа автомобильных аварий. Назовите способы уменьшения аварийности.
Предложите оригинальную новогоднюю или детскую игрушку, использующую физический эффект.
Лестницы, особенно каменно-цементные очень опасны, плитки, которым устлан пол в магазинах тоже травмоопасны. Предложите идеи, которые позволяют уменьшить данный травматизм.
В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки уже почти два столетия. Как это возможно? Предложите свои варианты.
Электромагнит используют в качестве «крюка» при погрузке металлолома. Но вот однажды его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся. Перечислите возможные причины этого.
Слайд 13«Эксперимент»
В практике обучения физике важное место занимают экспериментальные задания. При
их выполнении проявляются одновременно умственные, практические и организационные действия учащихся.
Важно и то, что решение этих задач придает эмоциональную окраску, вызывает повышенный интерес учащихся к физике и объектах техники.
Слайд 14Тема: «Световые явления».
Почему закопченный черный шарик в воде кажется серебристым?
Оборудование:
закопченный шарик на нити, прозрачный сосуд с водой.
Стеклянная пластинка прозрачна.
Почему же толченое стекло непрозрачно?
Оборудование: прозрачная стеклянная пластина, толченое стекло в сосуде, экран, кодоскоп.
Если предмет поместить между двумя плоскими зеркалами, расположенными и под прямым углом, то можно увидеть три изображения предмета. Вопрос: как они образуются?
Оборудование: два плоских зеркала и какой либо предмет.
На плоское горизонтально лежащее зеркало ставим фигурку шахматного коня, освещая ее и зеркало направленным пучком света. При этом на экране получаются две тени – изображения коня: прямое и перевернутое. Как образуются эти изображения?
Оборудование: плоское зеркало, шахматная фигура, осветитель для теневой проекции, экран.
Слайд 15 «КУМИР»
В современной школе у многих учащихся есть образ человека,
которому они хотели бы подражать. Это могут быть: спортсмен, певец,
музыкант, танцор и т.д. Использование данного приема позволяет мне разнообразить проведения урока и повысить интерес к изучаемому материалу.В качестве примера:
Как бы Христиану Рональдо описал траекторию полета современного футбольного мяча после удара?
Как Лариса Долина доказала бы необходимость изучение темы «Звук. Характеристики звука»?
Как смог бы объяснить композитор Игорь Крутой применение рычага при игре на рояле.?
Как смог бы объяснить президент РФ В.В.Путин тему «Устойчивое и неустойчивое равновесие тел» с позиции дзюдоиста?
Слайд 16«НЕСЕРЬЕЗНОЕ В СЕРЬЕЗНОМ»
В широком спектре педагогических приемов завоевал прием «несерьезных»
задач с оригинальными увлекательными сюжетами, парадоксами и софизмами. Как в
капле воды отражается мир. Так и в задаче с веселым шуточным содержанием всеми красками сверкает многогранный мир физики и ее строгие законы сразу становятся не такими сухими и чопорными. Из поэтического отрывка, который играет роль условия задачи, ученику предлагаю, прежде всего, самостоятельно сформулировать физические условия, а затем решить задачу. При решении таких задач учащемуся необходимо использовать арсенал табличных данных, а так же интеллектуальный потенциал, связанный со знанием точных наук, техники, истории, литературы и т. д.
Пример:
Всюду славен Гайавата.
Он стрелок непревзойденный,
Легкий лук он поднимает-
Десять стрел взмывает к небу,
И последняя слетает
С тетивы тупой, звенящей
Прежде, чем вонзится в землю
Первая из десяти.
(Г. У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»)
Определите:
1.Какова начальная скорость вылета стрел из лука Гайаваты?
2.Сколько времени в полете проводит каждая стрела?
3.На какую высоту поднимается каждая стрела?
Слайд 17«Я ЗНАЮ»
Создание ситуации успеха позволяет замотивировать учащихся на активную работу
во время урока. Я предлагаю ребятам во время опроса отвечать
, начиная словами: «Я знаю, что …». Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах.
Слайд 18«ОБРАЩЕНИЕ К ЖИЗНЕННОМУ ОПЫТУ»
Предлагаю учащимся совершить мысленно на уроке покупку
какого – либо технического прибора, необходимого им в данный момент.
Решили приобрести СВЧ печь. Затем вместе с классом решаем вопрос о ее технических характеристиках (мощности, времени работы, режим работы, функциях прибора, излучении и т. п.).
Приходим к выводу, что перед приобретением данной покупки необходимо изучить тему: «Электромагнитные волны» и конечно же обратиться в интернет о поиске фирмы – изготовителя.
Таким образом, обращение к жизненному опыту детей – это не только прием для создания мотивации.
Важно то, что учащиеся видят применение получаемых знаний в практической деятельности.
Слайд 19«ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»
Урок по теплопроводности можно начать так. «Вернувшись из лыжного похода,
мой приятель с увлечением делился своими впечатлениями.
Он поведал нам
как были обустроены их ночевки в лесу. Туристы вырыли в слежавшемся снегу горизонтальную нору, застелили ее лапником и с комфортом ночевали в ней».
Перед учениками ставится вопрос: «как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?»
Попытайтесь определить цель урока.
Слайд 20МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ.
Создание проблемной ситуации.
Одним из средств побуждения познавательного интереса является
создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их
основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемной ситуации учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Проблемная ситуация порождает стремление познать суть раскрыть противоречие. В этом случае активная поисковая деятельность учащегося поддерживается глубоким внутренним интересом.
Слайд 21ПРИМЕРЫ:
Тема урока: «Постоянные магниты».
Постановка проблемы: В романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний
капитан» корабельный кок Негро положил под судовой компас железный брусок
и корабль попал вместо Америки в Африку. Как вы считаете, могло ли случиться такое под влиянием железа? Почему?
Тема урока: «Инерция»
Постановка проблемы: Демонстрируется опыт. На стакане лежит открытка, на ней монета. Если ударить по открытке щелчком, то монета упадет в стакан. Почему?
Тема урока: «Закон Паскаля»
Постановка проблемы: Почему пустой пакет из под сока разрывается с треском, если резко топнуть по нему ногой?
Тема: «Физические приборы.(Термометр)».
Постановка проблемы: Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 градусов. Нина решила это проверить. Она взяла комнатный термометр и вышла с ним на улицу. Подержав его в руке 5 мин., она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал + 20 . Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
Слайд 22Ролевая игра.
Ценным методом стимулирования интереса к учению является метод познавательно-деловой
игры. Игры важны тем, что могут активизировать учебный процесс, служат
средством развития теоретического и практического мышления. Основными компонентами игры являются: сценарий, игровая постановка и регламент. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, ибо игра для детей занимательна и интересна. В игре сравнительно легче создать для каждого учащегося ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего его продвижения по пути познания.
Довольно часто на уроках мною применяются отдельные элементы различных ролевых игр.
Слайд 23ПРИМЕРЫ
При опросе можно использовать элементы игры «Верю – не верю»,
где учитель задает вопросы, а учащиеся при ответе «Верю» поднимают
зеленую карточку, при ответе «Не верю» - красную.
Игра «Снежный ком». Педагог делает бросок мягкого мяча ученику и задает одновременно вопрос по теме урока. При этом можно использовать вариант: ученик – ученику.
Игра «Да – нетка». Один ученик задумал название физического прибора , другой должен угадать название этого прибора. Второй ученик задает наводящие вопросы. При правильном ответе первый ученик говорит «Да», при неверном «Нет».
Слайд 25Тема: «Движение и силы»- 7 класс.
Цель: повторить и обобщить знания
учащихся по теме: «Движение и силы» в форме игры, развить
чувство самостоятельности и ответственности при работе в коллективе, коммуникативные навыки и организаторские способности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, сделанные ребятами из группы «Охотников», карточки с тестированным заданием.
Ход урока.
Вступительное слово учителя
….Ничто на свете не случайно
Ни злаком ставшее зерно,
Ни мысль в космическую тайну
Вдруг прорубившая окно…..
Леонид Решетников
И это действительно так. Знания, полученные вами ребята на уроках физики – это результат плодотворного труда не только учителя, но и вашего, включающегося в себя большую работоспособность, самостоятельность, умение логически мыслить и обрабатывать полученный материал. А вот сегодня на уроке я постараюсь проверить и оценить ваши знания по изученной теме: «Движение и силы». Я предлагаю вам игру «Охота за утками», в ходе которой постарайтесь проявить ваши знания по данной теме в полном объеме.
Из учеников класса выбирают три человека, входящих в состав экспертной комиссии. Остальные учащиеся класса делятся на две группы: «охотники» и «утки». Группа охотников должна быть выбрана заранее (три дня до начала игры), она готовит вопросы – пули, предназначенные для «уток».
Слайд 26Подготовка к охоте.
Учитель: Чтоб дух бойцовский не остыл,
Вам надо всем набраться
сил.
Должны охотники добиться цели,
А утки, чтоб не улетели.
Перед началом охоты я предлагаю вам ребята несколько вопросов для разминки.
Вопросы:
1.Как называется линия, по которой движется тело?
2.Какую траекторию движения могут иметь утки в полете?
3.Каким является движение охотника во время охоты: равномерным или неравномерным?
4.В чем заключается явление инерции?
5.Почему при выстреле ружье движется в одну сторону, а пуля в другую, т.е. происходит отдача?
6.Что является причиной изменения скорости тела?
7.Почему раненая утка падает на Землю?
8.Благодаря какой силе охотник движется по Земле?
9.Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с шерсти охотничьей собаки?
10.Два одинаковых ящика наполнены дробью: в одном крупная а в другом мелкая дробь? Масса какого ящика больше?
11.Чему равна сила тяжести, действующая на охотника массой 70 кг.?
12.Что называется деформацией?
13.Испытывает ли деформацию поверхность Земли при падении охотника с дерева?
14.Какие силы действуют на утку, лежащую на земле? Чему равна их сумма.
15.Держа утку в руке, охотник, как правило, называет е массу, хотя речь должна идти о силе тяжести, действующей на утку. Почему такая «ошибка» допустима?
16.Какой прибор позволяет измерить силу?
17.С помощью какого прибора охотник может определить силу левой и правой кистей рук?
18.На каком расстоянии от берега находятся лодка с грузом м лодка без груза. С какой лодки легче спрыгнуть и почему?
Слайд 273. Охота за утками.
1) На этом этапе игры каждый ученик,
входящий в состав группы «охотников» задает по два вопроса –
пули, выбранной «утке» из группы «уток». Если «утка « не отвечает на вопрос, значит она сражена охотничьей пулей и выбывает из игры.
2)После этого этапа игры охота на уток продолжается. За теоретическими вопросами «охотники» предлагают видеосюжеты в заранее приготовленных презентациях.
И снова из игры выбывают те утки, которые не смогли ответить на поставленный вопрос. Экспертная комиссия во время охоты проверяет точность и правильность ответов учащихся из группы «уток», а также правильность постановки вопросов «охотников».
Слайд 284.Привал во время охоты.
Звучат слова песни Розенбаума:
Учили меня отец мой,
да мать
Любить, так любить,
Стрелять так стрелять,
А утки уже летят высоко.
Летать
так летать,
Я им помашу рукой.
Учитель: Да, действительно, те утки, в которых не попала пуля охотника летят высоко. Молодцы! Они верно ответили на все вопросы «охотников».
А сейчас привал. И чтобы не скучать, я предлагаю вам, ребята, тестированное задание.
Слайд 29Тестированное задание.
1.Какая физическая величина равна отношению массы утки к ее
объему?
А: сила тяжести Б: плотность В: путь
2.Чему
равна плотность вещества массой 1 кг. И объемом куб.м.?
А: 1 кг/мᶟ. Б: 10 кг/мᶟ. В: 100 кг/мᶟ.
3.Какой буквой обозначают силу?
А: V; Б: F: В: m
4.Чему равна сила тяжести?
А: F = mg; Б: F = m/g; В: F = mt
5. В какую сторону отклоняются охотники на джипе, трогаясь с места охоты?
А: вперед Б: назад В: вправо
Учитель: Спасибо всем за участие в игре. Надеюсь, такая форма работы вам понравилась. Я желаю вам, ребята, дальнейших успехов в изучении физики.
В конце урока подводятся итоги игры. Эксперты определяют «охотника», задавшего лучший вопрос и награждают его призом. Оцениваются ответы «уток» и тестированное задание.
Слайд 30Метод проектов.
Одним из вариантов реализации идей продуктивного обучения может стать
метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает ребенку
возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проектный метод обучения позволяет учащимся глубже осознать теоретические основы курса, овладеть системой методологических представлений, универсальных учебно-познавательных действий, имеющих метапредметный характер .При его применении кажущиеся не решаемые, на первый взгляд, проблемы с помощью законов физики становятся достаточно простыми.
Например, при изучении раздела «Электричество» предлагая ученикам несколько мини-проектов:
* Рассчитать длину провода, необходимого для изготовления паяльника, мощностью 44 Вт, работающего при напряжении 220 В, если известны материал провода и его сечения (7 класс).
* Спроектировать устройство, вдвое уменьшающее мощность, потребляемую паяльником «В режиме ожидания» когда он лежит на подставке и поддерживается при рабочей температуре (10 класс).
* Сравнить номинальную и истинную мощности ламп накаливания (7 класс).
* Вычислить температуру нити накала лампы, работающей в номинальном режиме, по измеренным значениям напряжения и силы тока (10 класс).
Слайд 31Компьютерные технологии.
В своей работе я использую современные компьютерные технологии, интерактивные
модели в совокупности с традиционными методами обучения для повышения мотивации
обучения физики. С появлением компьютерной техники появилась возможность дополнить «экспериментальную» часть курса и повысить эффективность уроков. С использованием компьютерной техники есть возможность отобрать необходимы материал, подать его ярко, наглядно и доступно, провести испытание с измеряемыми параметрами, сохранить результаты, вернуться к ним в удобное время. При проведении уроков мною используются созданные совместно с учащимися, хорошо владеющих компьютером, умеющих свободно пользоваться Интернетом компьютерные презентации.
При изучении темы «Радиолокация» предлагаю учащимся собрать в электронном виде материал, по следующим вопросам:
Краткая историческая справка по теме
Определение и принципы радиолокации
Пеленгация
Применение радиолокации в гражданской и военной авиации
Применение радиолокации в астрономии
Слайд 32Исследовательский метод.
В соответствии с новым ФГОС школьники должны овладеть не
только знаниями но и методами исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является
необходимой составляющей учебного процесса в современной школе. В результате такой деятельности учащиеся овладевают умениями определять цели и задачи исследования, формулировать гипотезы, осуществлять эксперименты, обрабатывать и анализировать полученные результаты. В целом у них развиваются исследовательский тип мышления, познавательные универсальные учебные действия и происходит маленькое открытие для самого ученика.
Исследование по теме: «Магнитные свойства вещества»
Задание: Исследуйте все данные вам вещества на их магнитные свойства. Найдите объяснение обнаруженным явлениям.
Оборудование: широкая чаша с водой, пробка, постоянный магнит, вещества (железо, сталь- ферромагнетики; пластилин, мел – парамагнетики; сахар, стеклянная пластина – диамагнетики).
Исследование по теме: «Сила упругости. Закон Гука».
Задание: Определите зависимость силы упругости пружины от ее деформации. Постройте график этой зависимости.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр, линейка, набор грузов.
Слайд 33ВЫ- ПРЕКРАСНЫЙ УЧИТЕЛЬ, У ВАС ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ
УЧЕНИКИ.
Подарите ученику радость деятельности, творчества
и фантазии.
Наделите его правом авторского голоса .
Будьте всегда не «над»,
а «рядом».
Учите анализировать ученика каждый этап урока.
Оценивайте, стимулируйте своих учеников .