Слайд 1Формирование универсальных учебных действий на уроках физики с использованием элементов
моделирования
Учитель физики МБОУ СОШ № 34 г.Смоленска
Покатович Оксана Александровна
Слайд 2Педагогическая идея
Просто «учить учиться» легко на каждом уроке физики,
познавая окружающий мир как единое целое.
Слайд 3Задачи, решаемые в педагогической деятельности
Усиление мотивации обучения, потому что это
легко.
Создание условий, пробуждающих самообразовательную активность обучающихся.
Формирование у учеников способностей самостоятельно
добывать и присваивать новые знания, развивать их умения и компетентности.
Расширение познавательных интересов и направление учебного материала не только на поиск знаний в «чистом виде», но и на овладение различными способами познавательной деятельности.
Обеспечение эмоциональной поддержки, которая необходима, чтобы взяться за новое дело.
Слайд 4Задачи, которые ставятся перед учениками
Образовательные – изучение понятий и свойств
физических величин, законов, явлений и приборов. Постижение практической направленности полученных
знаний, формирование общеучебных учебных действий и их применение в исследовательской деятельности.
Развивающие – умение анализировать, выдвигать гипотезы, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать.
Воспитательные – формировать научное мировоззрение, способствовать воспитанию ответственного отношения к труду, пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающему миру, формировать умение критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия, как свои, так и чужие.
Слайд 5Универсальные учебные действия
УУД – это обобщённые способы действий, открывающие возможность
широкой ориентации обучающихся в различных предметных областях, в строении самой
учебной деятельности, включая осознании её ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Слайд 6Виды УУД
Личностные
Общеучебные
Коммуникативные
Регулятивные
Слайд 7Требования к результатам освоения УУД
Личностные
Предметные
Метапредметные
Слайд 8План-описание
совокупность вопросов, отражающих сущность предмета или явления, его отличительные черты
и особенности
Слайд 9« Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи:
ясный план и ограниченное время»
Элберт Хаббард
План-описание физической величины
Название физической величины
Обозначение физической величины
Определение физической величины
Формула для вычисления
Характер величины. Если векторная, то как изображается.
Особенности физической величины(от каких других величин зависит или не зависит)
Слайд 10Творческое задание. Мини-проект: Оформить паспорт молекулы
Фамилия. Имя. Отчество.
Параметры(размеры, масса, возраст)
Фотография
Место
жительства
Интересные факты об объекте.
Слайд 11«Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать-необходимо
уметь, а умение даётся только изучением техники» М. Горький.
План -
описание физического прибора
Название прибора
Создатель прибора
Устройство прибора(описание основных элементов или схема прибора)
Принцип действия прибора
Физический закон, лежащий в основе действия прибора
Где используется прибор
Преимущества и недостатки эксплуатации прибора
Слайд 12План-описание физического закона
Кто и когда открыл
Название
Физический эксперимент
Формулировка закона
Математическая модель (формула
с описанием физических величин)
Особенности
Какие физические явления объясняет
Слайд 13План-описание физического явления
Кто и когда наблюдал с целью изучения
Определение
Физические законы,
описывающие явление
Особенности проявления в природе
Использование в технике
Название
Слайд 14Использование планов-описаний при организации учебной деятельности.
организация самостоятельной работы на уроке
при изучении нового материала
проведение лабораторных работ
промежуточный и итоговый
контроль знаний
как модель для создания мини – проектов и проектов.
Слайд 15Использование схем-описаний при изучении отдельных тем
Слайд 16« План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев.
План — это тонкое кружево норм и отношений. » А.С. Макаренко
Выводы:
Личностным
результатом обучения физики становится убеждённость учеников в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Предметный результат обучения - ученику легко понять происхождение явления, прибора и причины его открытия и создания. Он постигает законы, лежащие в основе этого явления, предвидя различные следствия, вытекающие из них, понимая закономерность изучаемого явления, видит целостную картину окружающего мира. Ученик понимает принцип действия физических приборов, их преимущества и недостатки.
Метапредметный результат обучения – сформированные умения и навыки ученик использует при построении любого выступления, так как план – описание содержит полную его структуру: введение, основная часть, заключение и выводы.
Слайд 17Спасибо за внимание!
«Мечты - это планы в уме, а планы
- мечты на бумаге»
В. Гжещик