Слайд 1Где живёт электричество?
Работу выполнили
ученики 4 класса
МОУ «СОШ №16»
Каликов Даниил
Кокшарова Анастасия.
Руководитель Н.Б.Пушкарёва.
г.Лысьва
Пермский край
Слайд 2 Однажды во время перемены я наблюдал
за своей соседкой по парте.
Она расчесывала волосы.
Настя делала это так
усердно, что я слышал даже слабое потрескивание.
Слайд 3 А когда она свою расческу поднесла к мелким
бумажкам, которые лежали на парте, то они буквально прилипли к
ней!
Слайд 4Я, конечно, заинтересовался тем, что происходит. Тогда Настя сняла со
стены воздушный шарик и стала тереть им мою голову.
Когда
же я приподнял шарик, то услышал знакомое потрескивание, а мои волосы… «встали дыбом»!
Слайд 5
Нам стало очень интересно, что же все-таки происходит,
и обратились к нашему учителю. Наталья Борисовна объяснила нам, что
это электрические явления.
Но что такое электричество и где оно живет?
Мы решили подробнее изучить эти явления, для этого обратились к научной литературе.
Слайд 6 Мы узнали, что древние греки очень любили украшения и
мелкие
поделки из янтаря. Этот камень они называли за его цвет
и блеск
«ЭЛЕКТРОН», что значит «солнечный камень».
О том, что янтарь мог электризоваться знали давно. Впервые ис-
следованием этого явления занялся знаменитый филосов древности
ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ. Об этом есть даже легенда.
«Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Как-то, уронив его
в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона
и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая,
что они прилипли, она принялась вытирать его ещё сильнее. И что
же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось вере-
тено. Девушка обратилась за разъяснением к отцу. Фалес понял, что
причина в веществе, из которого сделано веретено. В
в следующий раз он накупил различных янтарных из-
делий и убедился, что все они, будучи натёрты шерс-
тяной материей, притягивают лёгкие предметы, как
магнит притягивает железо».
Слайд 7 Вот почему лёгкие предметы притягиваются к
расческе и шарику!
Расческа и шарик наэлектризованы и приобрели способность
притягивать лёгкие тела.
Докажем на опыте ещё раз, что электричество притягивает.
ОПЫТ №1. Поставим пустое яйцо в рюмку и уравновесим на нём линейку.
Поднесём к концу линейки расческу, которой только что расче-
сали волосы.
Линейка приходит в движение, хотя мы к ней не прикасаемся!
А это значит, что линейка приобрела снова способность притягивать к
себе тела.
Слайд 8 Я решил тоже Насте показать опыт с
«электрическим спрутом».
ОПЫТ №2. Из газетной бумаги я вырезал полоску
шириной 8см и нарезал из неё 8 щу-
пальцев. Резать до конца не надо!
Теперь на сухом столе наэлектризую
наш «спрут» ( натру его шерстяной
тряпочкой).
Аккуратно поднимаю «спрута»,
свернув неразрезанную сторону листа
в колечко.
Как думаете, как поведёт себя наш «спрут»?
Слайд 9
«Щупальца» растопырились колоколом, словно готовятся схватить добычу.
Попробуйте снизу засунуть
руку внутрь этого колокола.
Увидите, как щупальца немедленно её
схватят и
облепят.
Слайд 10 Настя поняла, почему
щупальца облепили её руку, ведь
электричество притягивает.
Но почему щупальца с самого начала колоколом растопыриваются?
Они же должны были один к другому притянуться, слипнуться…
Настя решила провести опыт «Трусишка».
ОПЫТ №3. Она взяла кукольную головку, прикрепила её к ручке. На голо-
ву надела шапочку из тонкой фольги и укрепила волосы из
папиросной бумаги. Эти бумажные волосы
висят в беспорядке.
Затем Настя поднесла наэлектризованную
палочку к «трусишке». Он боится электричес
тва – его волосы начинают… шевелиться!
А когда Настя поднесла палочку к шапочке,
волосы поднялись дыбом!
Слайд 11 Проделав опыты со «спрутом» и «трусишкой», изучив литературу,
мы
поняли, что существует два вида электрических зарядов:
положительные и отрицательные.
Причем, если
заряды имеют одноименные заряды, то они отталкиваются.
Если разноименные заряды, то они соединяются.
Легче всего это понять, если проделать опыт.
ОПЫТ №4.
Возьмём два небольших полиэтиленовых листа.
На сухом столе натрём их тетрадным листом.
Теперь поднимем их, взяв за один конец.
Слайд 13 Мы видим, что концы
листов разошлись в разные стороны. Это значит, что два полиэтиленовых
листа имеют одноименные заряды.
А такие заряды, как мы знаем, отталкиваются.
Теперь вставим между листами тетрадный лист. Что произойдёт?
Концы прильнут к листу, как у «спрута» щупальца. А это значит…
Это значит, что тетрадный лист и полиэтилен – разные материалы,
поэтому у них разноименные разряды. А такие разряды соединяются.
Что и требовалось нам доказать!
Слайд 14
Мы теперь
знаем, что есть электричество
«дикое, неприрученное». Оно живёт само по себе.
Слайд 15 А есть ли электричество «домашнее, ручное»?
Да, есть. Человек его
«изловил» и заставил работать.
Оно гудит в проводах, распевает в
радиоприёмнике, помогает работать электроприборам…
А как же узнать, где оно живёт и как существует?
Я решил показать Насте ещё один опыт.
ОПЫТ
№5. Соберём электрическую цепь, которая состоит из батарейки,
проводов и лампочки.
При замыкании этой цепи лампочка загорелась.
Слайд 17
ОПЫТ №6.
Усложним нашу цепь.
Теперь электрический ток
будет проходить через воду, которая находится в специальном стакане.
При
замыкании цепи лампочка…
НЕ ЗАЖГЛАСЬ!
по-другому.
Добавим в воду обыкновенную пищевую соль, которую мама добавляет в
пищу, готовя нам обед.
Тщательно размешаем.
Теперь замкнём цепь.
Лампочка ГОРИТ!
Слайд 19 Нам так понравилось экспериментировать с
электричеством, что
мы решили показать на опыте, что электричество –
«волшебник».
ОПЫТ № 7. Собрали новую электрическую цепь, которая состоит из
батарейки, проводов и железного гвоздя, обмотанного
проволокой. Приготовили мелкие железные предметы
(булавки, скрепки, кнопки).
Теперь цепь замкнём. И что мы видим?
Мелкие предметы прилипают к гвоздю, как к магниту!
Разомкнём цепь – предметы падают на стол!
Слайд 20 Оказывается, рядом с нами столько неизвестных
нам явлений!
Мы многое не знаем и не
можем пока объяснить. Но думаем, что продолжим наши исследования по теме «Электричество».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 21 ЛИТЕРАТУРА:
Гальперштейн Л. Здравствуй, физика!
Детская литература. М. 1967г.
Горев
Л. Занимательные опыты по физике.
Просвещение. М. 1985г.
3. Кириллов И. Книга для чтения по физике (6-7классы).
Просвещение. М. 1986г.
Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.
Просвещение. М. 1993г.