Слайд 1Тема урока:
«Искусственные спутники Земли»
Цели урока:
в ходе познавательной деятельности изучить
движение тел в гравитационном поле;
развивать умения выделять главное, анализировать, делать
выводы; развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции;
создать для каждого ученика ситуацию успеха, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Слайд 2Организационный момент
В начале урока хотелось бы узнать ваше настроение. Выразите,
пожалуйста, его с помощью одного прилагательного.
Слайд 3Опрос
Задание: закончить предложение
Проверка: на экране - ответы. Самооценка
Слайд 4Активизация познавательной деятельности
1. По каким траекториям могут двигаться тела, брошенные
с разными скоростями?
Смотрят опыт, отвечают на вопросы:
- Можно бросить тело
так, чтобы оно не упало на Землю?
- Как вы думаете, может ли служить примером движения по окружности – движение спутников вокруг планет солнечной системы?
- Какие планеты вы знаете? Какой спутник у Земли?
- У планет нашей солнечной системы естественные спутники, которые созданы природой, значит, существуют и искусственные. Что значит – “искусственный”?
Слайд 5Проблемный вопрос:
А что вы хотите узнать об искусственных спутниках?
Составим карточку
идей.
Искусственный спутник?!
Что это такое?
Какие бывают?
Для чего нужны?
Что необходимо сделать, чтобы
тело стало искусственным спутником?
Слайд 7Искусственные спутники Земли
Слайд 8Постановка целей урока:
Ребята, какую бы цель вы поставили перед собой?
!
Фиксируется на доске.
- Моя цель урока созвучна с вашей: как
можно больше узнать об искусственных спутниках Земли!
Слайд 9Изучение нового материала
Вы учащиеся 9-го класса – будущие
выпускники, на уроках самоопределения вы определили свой профессиональный тип.
Представители любого профессионального типа должны обладать умением работать с текстовой информацией.
Задание:
Сергей и Николай: на Рабочем столе откройте Папку Искусственные спутники Земли и найдите свое задание.
Ольга – работа с учебником: вывод формулы 1-й космической скорости.
Слайд 11Спутниковая система
"Глонас"
в будущем будет
насчитывать
около 30 спутников
Дополнительная
информация
Слайд 12Вывод формулы
1-й космической скорости:
Слайд 13Для полёта нужно знать...
Дополнительная информация
Слайд 14Расчет первой космической скорости у поверхности Земли
Слайд 15Вторая космическая скорость
VII= 11,2 км/с
Вторая космическая скорость – минимальная скорость,
которую надо сообщить телу у поверхности Земли (или небесного тела)
для того, чтобы оно преодолело гравитационное притяжение Земли (или небесного тела).
Слайд 16Третья космическая скорость
Минимальная скорость, которую надо сообщить телу у поверхности
Земли для того, чтобы оно преодолело гравитационное притяжение Солнца.
Слайд 17Как могут двигаться спутники?
Дополнительная информация
Слайд 18
Траектории движения тел
V0 =0
V=VI
VI < V < VII
V=VII
V=VIII
прямая линия
окружность
эллипс
гипербола
Парабола
Слайд 19Траектория движения
Вояджер-1
Запущен в 1977 году.
Прошел мимо больших планет. В 1989
г аппарат Вояджер вышел за пределы Солнечной системы.
На борту
«Вояджер-2» диск с научной информацией.
Приветствие на 58 языках Земли. Звуки: голоса птиц и зверей, шум моря, дождя, ветра. Произведения Баха, Моцарта… Виды Земли. Изображение мужчины и женщины.
Слайд 20Влияние на природу
- ИСЗ оказывают?
Выступление Николая
Слайд 21За годы освоения космоса в мире созданы и эксплуатируются более
20 космодромов и ракетных полигонов, сотни боевых ракетных шахт и
пусковых установок, всего запущено свыше 6000 космических объектов, из них около 700 в настоящее время эксплуатируются на околоземных орбитах, ежегодно осуществляется около 100 запусков объектов в космос, в которых участвуют более 20 стран.
Слайд 22Исследования, проведенные в последние годы в Институте астрономии РАН и
НАСА, привели к выводу, что более 40% космического мусора, находящегося
на низких околоземных орбитах, - это осколки, образовавшиеся в результате взрывов вторых ступеней ракет и спутников на орбитах.
Слайд 23Воспроизведение опорного конспекта
Слайд 27Первый искусственный спутник Земли запущен 4 октября 1957 года
Масса 83,60
кг.
Период обращения 96 мин.
С.П. Королёв
главный конструктор
Слайд 28Первый полет человека в космос
12 апреля 1961г.
Ю.А. Гагарин. СССР.
Восток.
Слайд 30Домашнее задание:
1. § 20.
2. Придумать свои вопросы к тексту параграфа.
3.
Упр. 19
4. Сообщения:
«Использование искусственных спутников в России»
«Запуск первого искусственного спутника»
«Юрий
Алексеевич Гагарин»
Слайд 31Рефлексия
- Как думаете, вы достигли цели, которую поставили в начале
урока?
Понравился ли вам урок?
Понравилось ли вам, как вы работали?
Что именно
понравилось?
Что не понравилось?
Понравилась ли вам моя работа?
Слайд 32Рефлексия
Откройте на рабочем столе документ – оценочный лист и поставьте
свой рисунок на том месте, где вы считаете нужным.
Слайд 34Преодолев земное притяженье,
Ракета от Земли оторвалась…
И не было счастливее мгновенья
–
Здесь новая эпоха началась.
Ступень… вторая… Третья отделилась,
Сгорая в атмосфере без
следа…
А над Землей внезапно появилась
Стремительно летящая звезда.
И Человечество застыло в изумленье:
Летящий в небе серебристый шар -
Рук человеческих великое творенье -
Был послан от Земли Вселенной в дар!
Слайд 35Спасибо за урок!
Все, что существует на свете,
когда-то было
мечтой...
Мечтайте!