Слайд 1Курс по выбору
«Физика в твоей жизни»
Кобзарь Елены Владимировны
Учителя физики
МБОУ СОШ
Чехов-3
Слайд 2“О физика, любовь моя…
Я верю вы её полюбите, как я…
Она
достойна королевских почестей,
На свете нет наук, сравнимых с ней!
Считали так
Эйнштейн, и Резерфорд, и Ньютон,
А мир ценил их как достойнейших людей!
Как в математике в ней – красота теорий,
И стройность формул, и изящество идей,
А глубина исканий беспредельна!
Да разве философия сравниться с ней?!
В ней океан историй и открытий,
Гармония цветов и красок волшебство,
Поэзия души и музыка… в науке физике
Прекрасней всяких слов!
Искал Эйнштейн у скрипки вдохновения,
И Кеплер слушал музыку планет,
Ведь музыка природы – совершенство!
А значит, есть науки лучше?.. – Нет!”
И. Денисова
Слайд 3 Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, рассчитан
на 17 часов.
Выбор темы обусловлен важностью и востребованностью вопроса в
связи с переходом школ на профильное обучение. И уже в основной школе учащиеся должны сделать выбор профиля или вида будущей профессиональной деятельности.
Слайд 4Однако программные знания недостаточны для ориентации учеников в мире современных
профессий, дают лишь поверхностные представления об использовании предметных знаний в
различных профессиях.
Слайд 5Практическая значимость, прикладная направленность, инвариантность изучаемого материала, обусловленные выбором темы
призваны стимулировать развитие познавательных интересов школьников и способствовать успешному развитию
системы ранее приобретённых знаний и умений по всем разделам физики.
Слайд 6Цели курса:
1 способствовать осознанному и успешному выбору профиля или вида
будущей профессиональной деятельности;
2 развивать систему ранее приобретённых программных знаний и
умений, дополнить её для успешного изучения физики в профильной школе.
Слайд 7Задачи курса:
реализация учеником интереса к выбранному предмету;
поддержание мотивации к профильному
изучению предмета;
уточнение готовности и способности ученика осваивать предмет на повышенном
уровне;
Слайд 8создание основы для последующёго обучения в профильном классе;
развитие мышления, интеллектуальных
и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений
по физике с использованием различных источников информации, в том числе в значительной мере средств современных информационных технологий.
Слайд 9
Планируемые результаты:
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;
развитие системы программных
знаний и умений по физике;
Слайд 10развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ученика на основе
опыта приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
Слайд 11получение представления о широком и использовании предметных знаний в деятельности
специалистов данного профиля и способах их деятельности;
приобретение опыта поиска информации
по выбранной теме и представление её в виде проекта.
Слайд 12Измерители достижения планируемых результатов:
степень активности учащихся на занятиях;
качество сообщений учащихся,
выполнение тестовых заданий;
качество представленных проектов как формы презентации личных достижений;
уровень
социальной зрелости учащихся выраженных в готовности сделать осознанный выбор будущего профиля.
Слайд 13Программа курса по выбору.
I. Физика и физики(1 ч).
Основные этапы истории
физики и их представители. Физики – нобелевские лауреаты. О выпускниках
нашей школы, чья профессия – физик.
Слайд 14II. Физика и природа(4ч).
Физика и живая природа(1ч). Электрические явления в
живой природе, электрические рыбы, живые ткани. Проявления законов механики и
тепловой физики в поведении животных.
Слайд 15Особенности зрения в живой природе(2ч). Различия в строении органов зрения
у различных живых существ – рыб, насекомых, птиц, высокоорганизованных животных.
Особенности зрения человека: строение и оптическая система глаз, цветное зрение, зрительные иллюзии. Дефекты зрения и их коррекция оптическими приборами. Гигиена глаз. Глазная гимнастика.
Слайд 16Физика и погода(1ч). Погода и значение её прогноза для человека.
Приборы для определения параметров атмосферы. Особенности работы метеорологов и синоптиков.
Капризы природы.
Слайд 17III. Физика и техника(6ч).
Физика – космонавтике(1ч). Физические основы космонавтики.
Освоение космоса. Основные этапы и первые успехи СССР. Современные достижения
космонавтики.
Физика и электроника(2ч). Познание природы электрических явлений – величайшее достижение человечества. Творцы электродинамики.
Физика и военное дело(1ч). Зарождение военной техники, изобретения Архимеда. Использование законов физики в военном деле – в артиллерии, авиации, морском флоте.
Слайд 18Физика и автомобиль(1ч). Автомобиль – чудо техники. Физические явления, используемые
при движении автомобиля. Двигатель внутреннего сгорания.
Физика и сельское хозяйство(1ч). Физика
– основы развития сельскохозяйственной техники. Использование законов физики в доильных установках, автопоилках для птиц, гидравлических подъёмниках.
Слайд 19IV. Физика и медицина(1ч).
Современные способы диагностики и лечения заболеваний, основанные
на использовании физических законов. Измерение давления, электрокардиография. Использование оптических, ультрафиолетовых
и рентгеновских лучей, ультразвука.
Слайд 20V. Физика и музыка(1ч).
Музыкальные звуки и шумы. Основные характеристики
звука. Благозвучие и диссонанс. Электромузыкальные инструменты, компьютерная музыка.
Слайд 21VI. Физика и экология(2ч).
Охрана природы – глобальная проблема современности.
Земля – наш общий дом. Экологические проблемы и научно-техническая революция.
Антропогенное воздействие на окружающую среду. Экология жилища. Использование мобильных и радиотелефонов, микроволновых печей, других бытовых приборов и экология быта.
Слайд 22VII. Защита проектов(2ч).
При изучении данного курса предполагается использование метода проектов,
в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание проблемы, но и её раскрытия, решение, что включает чёткое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, чёткое распределение ролей для каждого участника группы. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. представлены в виде альбома, видеофильма и т.д.
Слайд 23Основные требования к использованию метода проектов:
Слайд 241 Наличие значимой проблемы.
2 Практическое, теоретическое, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3
Самостоятельное(индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4 Определение конечных целей совместных
или индивидуальных проектов.
5 Структурирование содержательной части проекта.
Слайд 256 Использование исследовательских методов:
Определение проблемы, вытекающих из неё задач
исследования;
Выдвижение гипотезы их решения, обсуждения методов исследования;
Оформление конечных результатов;
Анализ полученных
данных;
Подведение итогов, корректировка, выводы, защита проектов.
Слайд 26Литература:
1)Физика: великие открытия / популярная школьная энциклопедия. – М.,2001.
2)Богданов, к.
Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986.
3)Зверев,
и.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1993.
Слайд 274)Ильченко, В.П. Перекрёстки физики, химии, биологии. – М.: Просвещение, 1986.
5)Маркушевич,
А. И. Детская энциклопедия. – М.: Педагогика, 1975.
6)Григорьев, В.И.; Мякишев
Г. Я. Силы в природе. – М.: Наука,1973.
Слайд 287)Куприн, М.Я. Юным сельским физикам. – М.: Молодая гвардия,1961.
8)Рабиза, Ф.В.
Космос у тебя дома. – М.: Детская литература, 1978.
9)Блудов, М.И.
Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1964.
Слайд 2910)Физика наших дней. – М.: Знание, 1972.
11)Суорц, К.Э. Необыкновенная физика
обыкновенных явлений. – Т.1,2. – М.: Наука,1986.
12)Материалы из Интернета из
серии “Соросовские учителя”.