Слайд 2Назовите эти приборы одним словом
Слайд 3В честь него названа единица
силы тока
великий французский ученый. В
1820 году предположил, что магнитные явления вызываются взаимодействием электрических токов
Слайд 4Как называется этот электроприбор?
Слайд 6Что в этой формуле
обозначено буквой
Слайд 8Постоянные магниты
(Физика 8 класс)
Слайд 9Постоянные магниты
N – северный полюс магнита
S – южный полюс
магнита
Постоянные магниты – тела, сохраняющие длительное время намагниченность.
Дугообразный магнит
Полосовой магнит
N
N
S
S
Полюс
- место магнита, где обнаруживается наиболее сильное действие
Слайд 10Гипотеза Ампера
Вывод: движение электронов представляет собой круговой ток, а о
том, что вокруг проводника с электрическим током существует магнитное поле,
мы знаем из предыдущих уроков
Ампера (1775- 1836г.) выдвинул гипотезу о существовании электрических токов, циркулирующих внутри каждой молекулы вещества. В 1897г. гипотезу подтвердил английский учёный Томсон, а в 1910г. измерил токи американский учёный Милликен.
Слайд 11
Задание 1.
Оборудование: металлические скрепки, магниты (полосовой и дуговой). Возьмите полосовой
магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит
граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?
Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом. Найдите в учебнике как называются места магнита с наибольшей силой притяжения? Как называется линия вдоль которой магнит не обнаруживает своих свойств?
Выводы запишите в тетрадь.
Слайд 12
Задание 2.
Оборудование: магнит и магнитная стрелка.
1. Поднесите к синему,
а затем к красному концу магнитной стрелки магнит. Что можно
сказать о взаимодействии магнитной стрелки и магнита?
2. Сделайте рисунки. Подпишите под ними, в каком случае магнитная стрелка притягивается, а в каком — отталкивается.
Слайд 13
Задание 3.
Оборудование: магнит, различные тела (гвоздь стальной, карандаш, , алюминиевая
ложка, пластиковая упаковка, учебник или тетрадь и т.д.)
Порядок выполнения работы.
1.
Проверьте действие магнита на предметы.
Запишите результат исследования в информационную карту, для задания заполните таблицу.
В колонке поставьте знаки + или - .
Слайд 15Компас
В многовековой истории мореплавания магнитный компас был
и остается самым значительным изобретением. Большинство историков считают, что компас
в виде плавающей в воде магнитной стрелки придумали в Китае, а в конце XII - начале XIII вв. арабские мореплаватели завезли его в Европу. Соединив магнитную стрелку с диском, итальянец Флавий Джой в 1302 г. сконструировал компактную катушку - впоследствии обязательный элемент всех компасов.
Слайд 16
Задание 4.
Оборудование: иголка, железные опилки, тарелка с водой, пробка.
Возьмите
иголку и положите ее на железные опилки. Прилипают ли опилки
к иголке?
Поместите иголку на магнит, а затем положите на опилки. Прилипают ли опилки? Запишите выводы в тетрадь.
Подумайте, как сделать из иголки компас, используя емкость с водой? Догадались?
Выполните опыт.
Слайд 17
Задание 5.
Оборудование: стержневой магнит, компас, железный гвоздь.
Порядок выполнения работы:
1. Поднесите
магнит к компасу на расстояние нескольких сантиметров. Перемещая магнит, следите
за стрелкой компаса. Что происходит со стрелкой при перемещении?
2. Поднесите железный гвоздь к компасу на расстояние нескольких сантиметров. Перемещая гвоздь, следите за стрелкой компаса. Что происходит со стрелкой при перемещении гвоздя?
3. Проведите несколько раз одним из концов магнита по гвоздю, двигаясь всегда в одном направлении. После этого повторите п.2. Как ведет себя стрелка компаса? Объясните явление.
Слайд 18Магнитное поле Земли
Английский физик XIV в. Уильям Герберт
изготовил шарообразный магнит, исследовал его с помощью маленькой магнитной стрелки
и пришел к выводу, что земной шар - огромный космический магнит.
Внешние, расплавленные, слои ядра Земли находятся в постоянном движении. В результате этого в нем возникают магнитные поля, формирующие в конечном итоге магнитное поле Земли.
Слайд 19Магнитные полюсы Земли
Магнитные полюсы Земли много раз менялись местами (инверсии).
За последний миллион лет это случалось 7 раз.
570 лет назад
магнитные полюса Земли были расположены в районе экватора
Слайд 201. Как взаимодействуют между собой полюсы магнитов?
2. Как
с помощью магнитной стрелки можно определить полюсы у намагниченного стального
стержня?
3. Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении?
4. Объясните, почему иголка притягивает скрепку?
Вопросы:
Слайд 21Подведение итогов урока, релаксация, домашнее задание
Творческое задание д/з:
Создать
рекламу на тему «Я выбираю Компас!» или написать мини сочинение
«Если исчезнет магнитное поле Земли…», подготовить сообщение «Применение постоянных магнитов», «Магнитное поле других планет Солнечной системы». (задание по выбору).