Слайд 1Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.
Исаак Ньютон (1643-1727гг.)
Обобщающий
урок
по теме:
Слайд 3п е р е м е щ е
с
к о р о с т
щ
а я
п у
с п и д
у с к о р е
1
2
3
4
5
6
д и н
7
З а к о н ы
Обобщающий урок по теме:
н
и е
ь
ю
т
ь
о
м е т р
н
и е
а
м о м е т р
р а в н о д е й с т в у
Отгадайте кроссворд
Слайд 41. Какое движение называется движением по инерции?
2. Какие системы отсчета
называются инерциальными?
3. Сформулируйте 1-й закон Ньютона.
4. Какая физическая величина характеризует
отсутствие или наличие внешнего воздействия?
5. В каких единицах измеряется сила?
6. Какая физическая величина является мерой инертности?
7. Назовите основную единицу измерения массы.
8. Сформулируйте 2-й закон Ньютона.
9. Почему при воздействии одного тела на другое возникает противодействие со стороны второго тела?
10. Сформулируйте 3-й закон Ньютона.
11. Почему при столкновении легковой автомашины с нагруженным грузовиком повреждения у легковой автомашины всегда больше, чем у грузовой?
12. С какой силой вы притягиваете к себе Землю?
Ответьте на вопросы:
Слайд 5Ответы на тест (взаимопроверка)
Вариант 1.
Вариант 2.
1 – А
1 - В
2 – Б 2 - Б
3 – А 3 - А
4 – Б 4 - Б
5 – Б 5 - Б
Слайд 7 Эпизод, в котором описан поединок бесстрашного воина Нао со
своим соперником Агу.
“Агу, уверенный, что теперь победа над
противником, которого он приговорил к смерти, обеспечена, взмахнул палицей и с ужасающей силой опустил ее,… Нао еще раз молниеносно отскочил, и Агу, увлеченный силой удара и тяжестью палицы, подался всем телом вперед, едва не упав на колени. В ту секунду палица Нао опустилась на его затылок”.
1. Какое физическое явление оказалось роковым для Агу?
2. Укажите автора и название произведения.
1 команда
Слайд 8Ответ:
Явление инерции.
Ж. Рони-старший. «Борьба за огонь».
Слайд 92 Группа
Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание
мистера Фодерингея исполнилось.
“Страшный вихрь бушевал между небом и
землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, … откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру”.
“… Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды”.
1. Объясните откуда взялся ветер, и почему пришла в движение вода?
2. Укажите автора и название произведения.
Слайд 10Ответ:
Явление инерции.
(вращение Земли).
2. Г. Уэллс. «Человек, который
умел творить чудеса».
Слайд 113 Группа
Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца.
“Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы
для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась.
Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлось - Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе…”
1. Объясните случившееся.
2. Укажите автора и название произведения.
Слайд 12Ответ:
Явление инерции.
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».
Слайд 134 группа
“Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую
осторожность, закричала изо всей мочи: “Это я! Я!” И с
этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни”.
1. Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать?
2. Укажите автора и название произведения.
Слайд 14Ответ:
Т. к. какое – то время еще продолжала двигаться по
инерции вперед.
В.М.Гаршин.
«Лягушка-путешественница».
монгольской сказки
“Чиновник, приехавший за налогами, стал придираться к
отцу мальчика, требуя деньги. Тогда мальчик заступился за отца:
- Почтенный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить.
Промолчал чиновник, потом вскочил на коня и пустил галопом. Но конь провалился ногой в кротовую нору, и седок полетел на землю”.
1. Почему “седок полетел на землю”?
2. Укажите автора и название произведения.
Слайд 16Ответ:
По инерции.
Монгольская народная сказка
“Мудрый малыш”.
Слайд 171 Группа
Карлсон, считая себя лучшим пылесосчиком в мире,
решил сделать уборку в комнате Малыша после того, как мама
только что убрала комнату своего сына.
- Не надо, не надо, - просил Малыш.
- Зря упираешься, - сказал Карлсон и потянул пылесос на себя с силой 30 Н. А Малыш тянул на себя – с силой 28 Н.
В чью сторону сдвинется пылесос?
Чему равна равнодействующая сил Малыша и Карлсона?
Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы в выбранном масштабе.
Укажите автора и название произведения.
Слайд 192 группа
“Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону
ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, “где клокотала
и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился”.
Укажите автора и название произведения.
Найдите массу героя рассказа если он двигался с ускорением -1,4 м/с2, равнодействующая сил действующих на него F = -84 Н.
Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы, действующие на героя рассказа во время падения.
Слайд 213 Группа
Посадил дед репку, и выросла репка большая - пребольшая.
Пошел
Дед собирать репку, тянет-потянет, вытянуть не может…
Какую силу надо приложить
к репке массой 200г., чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0.5 м/с2?
Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы, действующие на репку.
Укажите автора и название произведения.
Слайд 22Русская народная сказка «Репка».
Слайд 234 группа
“Я стал рядом с огромнейшей пушкой,… и когда из
пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо
понесся вперед… , мимо меня пролетело встречное ядро, … я пересел на него и как ни в чем не бывало, помчался обратно”.
С каким ускорением вылетело ядро из пушки, если масса ядра 20 кг, а сила, подействовавшая на ядро, равна 300 Н?
Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы, действующие на героя во время полета на ядре.
Укажите автора и название произведения.
Слайд 24Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
Слайд 255 Группа
1. Малыш и Карлсон взялись за руки. Карлсон толкает
Малыша с силой 105 Н.
С какой силой толкает Малыш
Карлсона?
Изобразите графически эти силы.
О каком законе идет речь в задаче?
2. Посмотрите на рисунок. Какую басню проиллюстрировали физики?
Слайд 28Дед взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н,
бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до
30 Н, Кошка до 10 Н и мышка до 2 Н.
Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону?
Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?
Слайд 29Ответ:
F = F1 + F2 + F3+F4 + F5
F = 600+100+50+30+10 = 790 Н
Модуль равнодействующей силы, равный
сумме модулей сил, с которыми дедка тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 Н.
Вклад мускульной силы мышки в этот могучий порыв равен 2 Н.
Без Мышкиных ньютонов дело не пойдет.
Слайд 30 Тело всадника без головы имеет массу 70 кг.
Масса его лошади 200 кг. До утраты головы общий вес
лошади и всадника был 2695 Н.
Какова была масса всадника с головой, но без лошади?
Слайд 31Ответ:
Вес всадника с лошадью, но без головы:
Р1=(m1+m2)·g=270кг·9,8н/кг = 2646
Н
Его же вес с лошадью и головой равен 2695
Н.
Значит, на голову приходится:
Р2=Р-Р1=2695-2646=49 Н
Получается, что масса всадника без лошади, но с головой:
m=(Р2:g)+ m1=(49:9,8)+70=75 кг.
Слайд 32 Великовозрастный Вася, масса которого 60 кг, сидит на
шее у своей престарелой бабушки. Вычислите силу тяжести и вес
Васи.
Изобразите к чему приложены эти вес и сила тяжести.
Слайд 33Ответ:
Васин вес и его сила тяжести одинаковы:
Р = F =
m·g = 60 кг ·10Н/кг = 600Н
Сила тяжести приложена к
самому Васе, а его вес – к горизонтальной опоре, то есть к бабушкиной шее.
Слайд 34 Коля и Толя влюбились в Олю и
стали тянуть ее в разные стороны. Коля тянет за ноги
с силой 115 Н, а Толя за руки с силой 110 Н. Вычислите, чему равна равнодействующая этих сил и узнайте, как будет двигаться Оля: вперед ногами или головой? Изобразите это с помощью чертежа.
Слайд 35Ответ:
F = F1 – F2 = 115 Н – 110
Н = 5 Н
Несчастная Оля начнет поступательное движение вперед ногами
под действием результирующей силы в 5 Н.
Слайд 36
v, м/с
t, с
5 10 15
20
5
10
0
На рисунке изображен график скорости движения тела
массой 2 кг. Найдите проекцию силы, действующей на тело на каждом этапе движения.
15
20
Порешаем!
Слайд 37
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе
я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более
красивый камушек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной».
Ньютон Исаак
(1642 – 1727г г)
Возьмите листочки, напишите три прилагательных, которые пришли вам в голову после этого урока.
Слайд 38Домашнее задание:
§10 – 13 (повторить), упр.11(4,5).