Слайд 2Тема урока:
«Термоядерный синтез.
Ядерное оружие»
Слайд 3Выделение ядерной энергии может происходить не только при реакции деления
ядер, но и при реакции соединения ( синтеза) ядер.
Слайд 4Термоядерная реакция
реакция слияния лёгких ядер при очень высокой температуре
Слайд 5Реакция синтеза лёгких ядер энергетически более выгодна, чем реакция деления
тяжёлых
Слайд 6Слияние происходит под действием сил ядерного притяжения. Поэтому ядра должны
сблизиться до расстояний, меньших 10-14 м
Слайд 7Термоядерный синтез – источник энергии всех звёзд, в том числе
и Солнца
Слайд 8Основным процессом, в котором происходит освобождение термоядерной энергии в звёздах,
является превращение водорода в гелий.
3
4 0
Н + Н Не + n
1 1 2 1
Слайд 9
За счёт дефекта массы в этой реакции масса Солнца уменьшается
каждую секунду на 4 млн т.
Слайд 10Осуществление управляемого термоядерного синтеза предоставило бы человечеству новый, практически неисчерпаемый
источник энергии.
Преимущество в том, что в отличие от деления тяжёлых
ядер , в результате термоядерного синтеза не образуются радиоактивные отходы.
Слайд 11Термоядерный синтез происходит при очень высокой температуре 107К, такую температуру
не может выдержать ни одна оболочка, однако удержать высокотемпературную плазму
возможно магнитным полем.
Слайд 12Российские физики А.Д. Сахаров и И.Е.Тамм предложили применять плазменную конфигурацию
в форме бублика ( тора), которая используется в установке «Токомак».
На
ней удалось нагреть плазму до температуры 1,3 ·107К, но удержать в течении необходимого времени для поддержания термоядерной реакции пока не удаётся.
Слайд 15Устройство.
Два куска урана 23592U
(или плутония 23994 Pu) ,источник первичных нейтронов.
Масса каждого из этих кусков меньше критической. Поэтому в отдельности
они взорваться не могут. Однако их суммарная масса превышает критическую. После выстреливания одного куска урана в другой с помощью запала бомба взрывается.
Слайд 16Первая атомная бомба была испытана США в штате Нью-Мексико в
1943 году.
При взрыве атомной бомбы температура в её эпицентре 100
млн К
Резко повышается давление и возникает мощная разрушительная ударная волна
Слайд 17Продукты цепной реакции при взрыве радиоактивны и опасны для живых
организмов. Взрыв сопровождается интенсивным световым излучением, а также мощной электромагнитной
волной, выводящей из строя радиоаппаратуру и средства связи.
Слайд 18Мощность взрыва характеризуется тротиловым эквивалентом
Мощность первого ядерного взрыва составила 20
кт, т.е. при таком взрыве выделяется такая же энергия, как
при взрыве 20 000 т нитротолуола.
Слайд 20Термоядерным зарядом является твёрдое вещество дейтерид лития LiD, в его
состав входит также изотоп лития. В качестве запала используется атомная
бомба.
Слайд 21Сначала происходит взрыв атомной бомбы, сопровождаемый резким ростом температуры, возникновением
мощного потока нейтронов. В результате реакции нейтронов с изотопом лития
образуется тритий.
Слайд 22Если корпус бомбы изготовлен из природного урана ( 238), то
быстрые нейтроны вызывают в нём новую цепную неуправляемую реакцию деления.
Возникает третья фаза взрыва водородной бомбы. Создаётся термоядерный взрыв практически неограниченной мощности.
Слайд 23Первая водородная бомба была испытана в России в 1953 году.
Термоядерный
взрыв мощностью 20 Мт уничтожает всё живое на расстоянии до
140 км от его эпицентра.
Слайд 24Почти полвека назад на полигоне под Семипалатинском была испытана первая
советская водородная бомба РДС-6С. Юбилей этого события отмечают в Сарове,
бывшем Арзамасе-16, городе, где она была создана при активном участии Андрея Сахарова. Первая бомба весила всего 7 т и помещалась в бомбовом люке бомбардировщика Ту-16. Ее мощность составляла 400 килотонн. Для сравнения – бомба, созданная американцами, весила 54 т и была размером с трехэтажный дом.
Слайд 25Все расчеты, необходимые для создания бомбы, были сделаны на логарифмических
линейках и трофейном арифмометре "Мерседес". Для того чтобы рассчитать параметры
термоядерного взрыва, понадобилось произвести сотни тысяч арифметических операций. Каждый оператор, участвовавший в разработках, должен был за восьмичасовой день практически вручную выполнить не менее 800 операций.
Слайд 26Напишите мини сочинение :
«Что было бы, если человечество
не знало бы деления тяжёлых ядер, и синтеза лёгких ядер…»