Слайд 1Урок-исследование
« Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»
А. Пятигорский
Слайд 2
Обсуждение вопросов
Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на
суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все
тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?
Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?
Слайд 3Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе?
Слайд 4
Проверь себя
1. Сила тяжести определяется…
А. F=mg
Б. F=ρgh
В. F=ρgV
2. Сила тяжести направлена….
А. Вверх
Б. Вниз
В. Горизонтально
3. Сила Архимеда определяется…
А. F=mg
Б. F=ρgh
В. F=ρgV
Слайд 5
4. Сила Архимеда направлена…
А. Вверх
Б. Вниз
В. Горизонтально
5. Определите направление
равнодействующей сил F1 и F2
А. Вверх
Б. Вниз
В. Нет правильного ответа
F1
F2
7
Слайд 6Самопроверка
1-А, 2 – Б, 3 –В, 4 – А, 5
– Б
Поставить отметку:
(лист самооценки)
«5» - все ответы верны;
«4» - одна ошибка;
«3» - две ошибки;
«2» - более двух ошибок
Слайд 8
ТЕМА УРОКА:
Плавание тел
Цель: выяснить условия плавания тел
Слайд 9
«Открытие» нового знания Фронтальный эксперимент
«Изучение условий плавания тел»
Цель работы: выяснить
условия плавания тел
Слайд 10
"Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта."
(И. Кант)
Работа в
парах
Оборудование: сосуд с водой и набор тел: железный болт, фарфоровый ролик,
сосновый брусок, кусочки алюминия, пенопласт, пробка, парафин.
Задание 1:
1.Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.
2.Найдите в таблице плотности соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.
3.Результаты оформите в виде таблицы.
4. Сделайте вывод.
Слайд 11
Работа в парах
Оборудование: два сосуда (с водой и с маслом), деревянный
и пенопластовый кубики.
Задание 2:
1.Сравните глубину погружения в воде деревянного и
пенопластового кубиков одинаковых размеров.
2.Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. 3.Результат опыта представить на рисунке. Сделать вывод.
Слайд 12
Работа в парах
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, три пробирки с
песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на
разную глубину).
Задание 3
1.Сравните архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести, каждой пробирки.
2.Сделайте выводы на основании результатов опытов.
Слайд 13
Вывод:
Тело тонет в
жидкости, если ρ ж < ρт;
Тело плавает в жидкости, если
ρ ж = ρт ;
Тело всплывает, если ρ ж > ρт.
7
Слайд 14
Вода ρ = 1000 кг/м3
Масло ρ =926 кг/м3
Глубина погружения
тела в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела.
Вывод:
Слайд 15
Вывод:
Тело тонет в
жидкости, если F A < Fтяж ;
Тело плавает в жидкости,
если F A = Fтяж ;
Тело всплывает, если F A > Fтяж .
7
Слайд 16Динамическая пауза
Динамическая пауза
1, 2, 3, 4, 5 – все умеем
мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
7
Слайд 17Динамическая пауза
Проведение исследования
Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде?
Оборудование: сосуд
с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины
Добейтесь,
чтобы кусок пластилина плавал в воде.
Оборудование: сосуд с водой; кусок пластилина .
Слайд 18Общий результат:
Утонула
Поднялась в воде
Всплыла
Слайд 19 Вывод:
Картофель может плавать
в воде, если раствор соли будет иметь большую плотность, чем
у картофеля!
Слайд 20Это интересно !
В Вологодской области есть, на первый взгляд, странное
озеро. С незапамятных времен люди считали, что на дне его
живет колдун, и боялись нарушать границы его владений. Однажды попытался крестьянин искупать свою лошадь в озере, а она не успела войти в него, как потеряла равновесие и упала, но не утонула, а всплыла. Да и другие предметы, брошенные в воду, не тонули, а поддерживались непонятной силой.
Такие водоемы встречаются и в других странах. Самый большой из них Мертвое море. О нем сложились мрачные легенды. В одной из них говорится: «И вода, и земля здесь Богом прокляты».
Слайд 22Что мы знаем о Мертвом море?
Вода мертвого моря
содержит не 2-3% соли как большинство морей и океанов, а
более 27%, с глубиной соленость растет. В результате вода Мертвого моря значительно тяжелее обыкновенной морской воды, утонуть в такой тяжелой жидкости практически нельзя.
Слайд 23
Чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно
изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом
изменяется и архимедова сила, действующая на тело.
Слайд 24 Проведение фронтальной лабораторной работы
Наблюдение всплытия масляного
пятна, под действием выталкивающей силы воды.
Цель работы: Провести наблюдение
за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.
Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.
Последовательность проведения опыта:
1. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла.
2. Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой.
3. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.
4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.
Слайд 25Плавание одной жидкости
на поверхности другой.
Вывод: жидкости, как и твердые
тела подчиняются условиям плавания тел.
Слайд 28Плавание живых организмов
Средняя плотность живых организмов, населяющих
водную среду, мало отличается от плотности воды, поэтому их вес
почти полностью уравновешивается архимедовой силой.
Благодаря этому водные животные не нуждаются в столь прочных скелетах, как наземные.
Слайд 29 У рыб есть плавательный пузырь. Меняя объем пузыря,
рыбы могут изменять глубину погружения.
Слайд 30МОЛЛЮСК НАУТИЛУС
Живущий в тропических морях моллюск наутилус может быстро
всплывать и вновь опускаться на дно. Моллюск этот живет в
закрученной спиралью раковине. Когда ему нужно подняться или опуститься, он изменяет объем внутренних полостей в своем организме.
Слайд 31Плавание судов
Из стали делают лишь тонкий корпус судна,
а большая часть его объема занята воздухом. Среднее значение плотности
судна оказывается значительно меньше плотности воды. Поэтому оно не только не тонет, но и может принимать для перевозки большое количество грузов.
Слайд 32Подводная лодка имеет внутри специальные, так называемые, балластные
цистерны. Расположены они
в нижней части лодки. Когда балластные цистерны
пусты, лодка держится на
воде. Для погружения в цистерны забирают морскую
воду, лодка устремляется вниз. Регулируя количество забираемой воды, добиваются
различной глубины погружения лодки.
Если требуется всплыть на поверхность, воду из цистерн выгоняют сжатым воздухом,
заранее запасенным в специальных баллонах.
Слайд 33Индивидуальная работа
Задание:
1.Заполнить таблицы.
2.Решить задачи.
Слайд 34Занимательная задача:
Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу
три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со
всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло подсолнечное, нефть и вода?
Укажите порядок расположения жидкостей:
НЕФТЬ
МАСЛО ПОДСОЛНЕЧНОЕ
ВОДА
Слайд 35На поверхности воды плавают бруски из дерева (сосна), пробки и
льда. Укажите, какой брусок из пробки, какой из дерева ,
а какой изо льда?
Слайд 36Самопроверка
1-лед, 2 - дерево(сосна). 3 - пробка
Слайд 37
ВОПРОСЫ:
Как ведёт себя лёд в воде?
Как ведёт себя лёд
в бензине?
Что произойдёт с куском железа, если его опустить в
ртуть?
А если в ртуть поместить золото?
Используйте таблицы « Плотности твердых тел , жидкостей и газов»
7
Слайд 38
Домашнее задание:
§ 50, ответить на вопросы, упр. 25 (4,5)
Сделать
подборку загадок, стихов или афоризмов по теме «Сила Архимеда. Плавание
тел» (с рисунками);
Подготовить сообщение о плавании судов.
7
Слайд 40Рефлексия
На рисунке с изображением сосуда с водой, поставить магниты на
той глубине, которая соответствовала бы глубине погружения в сегодняшний урок.
Спасибо
всем за работу! Доброго всем дня!
Слайд 41
Литература:
Перышкин А.В. Физка 7 кл, М., Дрофа, 2014
Изображения плавающих
тел http://ebook-teacher.blogspot.ru/2012/03/blog-post_21.html
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=02&id=2050
Изображение для оформления слайдов http://allforchildren.ru/pictures/showimg/school22/school2208jpg.htm