Слайд 1Учитель физики
ГУ «Луганская школа I-III ступеней №18»
Карасёва Ирина
Дмитриевна
В МИРЕ ЗВУКОВ
Урок-презентация
Слайд 2Цели урока:
образовательные: сформировать понятие звука с точки зрения физики; изучить
механизм передачи звука и восприятия его живыми организмами; познакомить с
явлением эхо;
развивающие: продолжать расширять кругозор учащихся на основе интеграции знаний учащихся; развивать логическое и абстрактное мышление;
воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к обучению; культуру умственного труда; пропагандировать здоровый образ жизни.
Слайд 3
Что такое звук?
Человек живёт в мире звуков.
Звук – это
то, что слышит ухо.
Мы слышим голоса людей, пение птиц,
звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы.
Звучат работающие машины, движущийся трактор и т.д.
Что же такое звук? Как он возникает? Чем одни звуки отличаются от других?
Слайд 4Звук – это механические волны, действие которых на ухо человека
создаёт слуховые ощущения.
Большинство людей воспринимает как звук волны с частотами
колебаний от 16 – 20 Гц до 20 кГц.
Слайд 5Что может быть источником звука?
Простейший источник звука –
колеблющийся камертон, вибрация ножек которого порождает распространяющиеся во все стороны
волны давления, воспринимаемые нашим органом слуха.
Слайд 6Подобно волнам
Если ударить по столу камертоном, он начинает колебаться и
издавать звук. Опустим колеблющийся камертон в воду - его колебания
переходят воде. Вода приходит в движение, возникают брызги и маленькие волны. Воздух рядом с источником звука начинает колебаться, и эти колебания передаются по воздуху дальше, пока не достигнут нашего уха.
Слайд 7Как звук доходит до нас?
Очевидно, через воздух, который разделяет
ухо и источник звука.
То, что воздух проводник звука, было доказано
опытом, поставленным в 1660 году Р. Бойлем. Если откачать воздух из-под колокола воздушного насоса, то мы не услышим звучания находящегося там приёмника.
Слайд 8Звук – это последовательность распространяющихся волн сжатия и разрежения в
окружающей нас среде.
Слайд 9скорость
распространения
возмущения
Основные параметры
звуковой волны
амплитуда
скорость
распространения
частота
число колебаний
за 1
с
максимальное отклонение
от состояния устойчивого
равновесия
Слайд 10Скорость звуковых волн
в воздухе при температуре 0оС равна 334
м/с.
Следовательно, длины звуковых волн в воздухе принимают значения от
17 м до 0, 017 м.
Слайд 11Субъективные характеристики
звука
громкость
высота
тембр
Чем больше
амплитуда колебаний,
тем громче звук
Чем больше
частота колебаний,
тем звук выше
Основной тон
(самый низкий) с
обертонами
(более
высокие тона)
Слайд 12
Естественный приёмник звуковых волн - у х о.
Доходящий
до нас звук попадает в ушную раковину, затем по слуховому
проходу в среднее ухо. Барабанная перепонка при попадании звука вибрирует, и эта вибрация передаётся на слуховые косточки: молоточек, наковальню и стремечко. Они передают вибрацию жидкости в улитке. Специальные клетки превращают звук в нервные импульсы, которые поступают в мозг для опознания.
Слайд 13Весь диапазон воспринимаемых ухом звуковых волн соответствует громкости
от 0
до 130 дБ.
Слайд 14
Если свернуть ватман воронкой, узкую часть
воронки прислонить к уху, а широкую поднести к включённому приёмнику,
то можно чётко услышать звук радиоприёмника.
Если поднести узкую часть к губам и произнести что-нибудь, то звук голоса станет громче и будет слышен на расстоянии. Воронка из ватмана – примитивный рупор, усиливающий звук, направляемый к уху, и усиливающий голос.
Как усилить звук?
Слайд 15Шелест листьев – 10 дБ
Тиканье часов – 20 дБ
Мирная беседа
– 40 дБ
Громкий разговор – 70 дБ
Шумная улица – 90
дБ
Самолёт на старте – 100 дБ
Таблица громкости знакомых звуков
Слайд 16 Громкие звуки далеко не безвредны для нашего организма. Согласно
нормам уровень громкости шумов не должен превышать 30 – 40
дБ.
Н О О Б Р А Т И Т Е
В Н И М А Н И Е
В Н И М А Н И Е
внимание!
Слайд 17
Согласно исследованиям, шум
56 – 72 дБ:
беспокоит
вызывает
психические расстройства
вызывает головную боль
мешает чтению
затрудняет разговор по телефону
мешает сну, отдыху, умственной работе
Слайд 18
От шума не умирают, но он – такой же
фактор риска для здоровья человека, как курение или алкоголизм. Язва
желудка от избыточного грохота, возможно, и не откроется, но иммунный барьер в организме снижается, а частота заболеваний, причём самых различных, увеличивается
Слайд 19устранение причин шумообразования или ослабление его в источнике возникновения
снижение шума
по пути его распространения и непосредственно в объекте защиты
Меры защиты
от шума
Мероприятия по защите от шума
технические, направленные на снижение шума в источнике
архитектурно-планировочные, направленные на рациональные приёмы планировки зданий, территорий застройки
строительно-акустические, направленные на ограничение шума при его распространении
организационные и административные, направленные на предотвращение (запрещение) или регулирование во времени эксплуатации тех или иных источников шума
Слайд 20Звуковые волны отражаются от препятствий.
Эхо – результат отражения звука
от препятствий. Отражение звуковых волн может происходить от горы, от
леса и даже от воздуха.
Э Х О
Слайд 21 Есть животные, которые не только воспринимают ультразвук, но
и сами излучают его. Ультразвук заменяет им зрение.
Неслышимые звуки
Звуки, частота
которых выше акустической, называются ультразвуками, ниже акустической - инфразвуками.
Слайд 22 Ультразвук присутствует в шуме ветра и водопада, в
звуках, производимых живыми существами. Многие насекомые воспринимают ультразвук (сверчки, цикады,
кузнечики). Восприятие ультразвука в диапазоне частот до 100 кГц обнаружено у многих грызунов. Собаки слышат подобные колебания, что используется при подаче служебным собакам сигналов, которых не слышат окружающие люди.
Слайд 23
Живые локаторы – летучие мыши
Принципы эхолокации были использованы
в радарах и сонарах ещё до того, как были обнаружены
у животных. Однако искусство, с которым летучие мыши выделяют информацию из эха от посылаемых сигналов, поистине фантастично. Эхолокация позволяет мышам охотиться за комарами, которых они хватают на лету со скоростью около двух штук в секунду, за рыбами, находящимися вблизи поверхности воды.
Живые локаторы – летучие мыши
Слайд 24
Одна из удивительных особенностей слуха дельфина - это
способность его слышать очень слабые сигналы в сильных шумах. Столь
удивительной остроте слуха дельфин обязан острой пространственной избирательности и направленности своего слухового восприятия. Эхолокатор дельфина работает на ультразвуковых частотах 80-100 кГц.
Дельфин – загадка природы
Слайд 25Диагностика инородных тел
в тканях
Применение
ультразвука
Приготовление эмульсий,
суспензий
Воздействие на
семена растений
для стимуляции их развития
Диагностика злокачественных
опухолей,
опухолей мозга
Стерилизация
хирургических
инструментов
Проведение ингаляций
Хирургия
Ортопедия
Офтальмология
Гинекология
Музыкотерапия
Слайд 26
Издаёт звуки и море. Частота его звуков
меньше 16 Гц.
Инфразвук мало поглощается воздухом, поэтому инфразвуковая
волна распространяется на большие расстояния.
Инфразвук обладает разрушительной силой, а потому работа с ним и его изучение представляют трудность.
И всё же …
Слайд 27Применение инфразвука
Военное дело
Геофизика
Рыболовство
Геология
Прогнозирование штормов
и цунами
Металлургия
Химическая
промышленность
Музыка
Слайд 28 Медуза задолго до приближения шторма спешит укрыться
в безопасном месте на большей глубине. Она способна улавливать недоступные
уху человека инфразвуковые колебания (частотой 8 – 13 Гц), хорошо распространяющиеся в воде и появляющиеся за 10-15 ч до шторма.
Слайд 29
Звук может быть и нашим врагом, и нашим
союзником в зависимости от того, насколько полно и точно мы
знаем его влияние на человеческий организм
Слайд 30Викторина
Вопрос 1.
Что может быть источником звука?
Ответ:
Колеблющееся тело и даже явление,
вызывающее деформацию упругой среды.
Вопрос 2.
Могли бы астронавты общаться на Луне
с помощью звуковых волн?
Ответ:
Нет. На Луне нет атмосферы и звук не передаётся.
Слайд 31Викторина
Вопрос 3.
Почему летучие мыши даже в полной темноте не натыкаются
на препятствия?
Ответ:
Летучие мыши используют ультразвук для ориентации.
Вопрос 4.
Какое из насекомых:
комар или муха делает больше взмахов крыльями при полёте? Почему?
Ответ:
Комар, так как он пищит, то есть издаёт высокий звук, а значит машет чаще крыльями, чем муха.
Слайд 32Викторина
Вопрос 5.
Стук получается более громким, если стучать не в стену,
а в дверь с одинаковой силой. Почему?
Ответ:
Масса стены значительно
больше массы двери. Поэтому амплитуда колебаний двери больше, чем стены. Значит и звук громче.
Вопрос 6.
Источник звука в организме человека.
Ответ: Голосовые связки.
Слайд 33Викторина
Вопрос 7.
Приемник звуковых волн в организме человека.
Ответ: Ухо.
Вопрос 8.
Качество
звука, определяющее его окраску и позволяющее различать звуки одинаковой частоты.
Ответ: тембр.
Слайд 34Викторина
Вопрос 9.
Отражение звука от препятствий.
Ответ: Эхо.
Вопрос 10.
Неслышимые звуковые волны.
Ответ: ультразвуки и инфразвуки.
Слайд 35Творческое домашнее задание
Влияние музыки на здоровье человека
Шум и методы борьбы
с ним
Как правильно выбрать наушники?
Когда звук убивает наверняка?
Применение эха на
практике
Тишина: польза или вред?
Подготовить презентации (тема по выбору):