Слайд 1 ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» УКП
при ФКУ ИК-8
ВКЛАД УЧЁНЫХ-физиков
в дело великой Победы
(презентация)
Подготовила Г.Ф. Полещук
Слайд 3 Начало Великой Отечественной войны
22 июня 1941
г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.
Вставай,
страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Слайд 4 Война была не только битвой армий, но и длительным,
изнуряющим сражением техники, битвой умов.
Широко известны слова нашего знаменитого
авиаконструктора Семёна Алексеевича Лавочкина, сказанные им в лихие военные годы: «Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним.… Я знаю, что бы там не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я соберу всю свою волю и фантазию, все мои знания и опыт, … чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем».
Слайд 5Истребитель Ла-5 обладал мощным двигателем, большой скоростью подъёма, огневой мощью,
значительной высотой подъёма- более 11км.
Истребитель Ла-5
Истребитель Ла-2 (конструкции С.А. Лавочкина)
Слайд 6* Самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны –
Як -3, сконструированный в 1943 году в конструкторском бюро Александра
Сергеевича Яковлева; его высота полёта равна 12 км, для подъема на 5км ему требовалось всего 4,1мин.
Истребитель Як-3
Слайд 7* Пикирующий бомбардировщик ТУ -2, созданный в конструкторском бюро Андрея
Николаевича Туполева. Он развивал скорость до 570 км/ч; специальное оборудование
позволяло ему прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета.
Слайд 8Академик Келдыш
Мстислав Всеволодович
Решил задачу флаттера – самопроизвольного разрушения крыла самолёта.
Появилась возможность значительно увеличить скорость и маневренность самолётов.
Слайд 9 В экстремальных ситуациях самолету удавалось достигать скоростей, превышающих расчетную
на несколько десятков километров в час .
Этот факт свидетельствует о
большой ответственности наших авиаконструкторов, создающих новую технику.
Из воспоминаний летчика – трижды героя Кожедуба Ивана Никитовича.
Слайд 10В конструкторских бюро танкостроения тоже полным ходом шла напряженная творческая
работа. В 1943г. под руководством инженеров Ж. Я. Котина
, А.И. Благонравова, Н.Л. Духова в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк ИС-2 массой 45 тонн; его технические характеристики в лучшую сторону отличались от параметров предшествующих моделей.
Жозеф Яковлевич Котин
Тридцать лет Ж.Я. Котин возглавлял конструкторский коллектив Кировского завода, где под его руководством были созданы мощные танки Второй мировой войны, а в послевоенное время — трактора и вездеходы, среди которых известный в нашей стране и за её пределами трактор «Кировец» (К-700).
Слайд 11ИС-2 был самым мощным и наиболее тяжело-бронированным из советских серийных
танков периода войны: толщина брони была 90-120 мм,
развиваемая
скорость — до 52 км/ч.
На базе этого танка в 1944г. было создано несколько тяжёлых самоходных артиллерийских установок, в том числе на гусеничном ходу – ИСУ-152,
что нанесло сокрушительный удар по
представлениям фашистов, о техническом
превосходстве их танков ( «пантер», «тигров») над нашими.
Слайд 12Николай Александрович Астров - ведущий разработчик лёгких
танков военного периода.
Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой
войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Н. А. Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода.
Слайд 13 Т-37А - советский малый плавающий танк.
Для обеспечения плавучести танк
был оснащен дополнительными поплавками, размещенными вдоль бортов корпуса. Развивал скорость
на суше до 40 км/ч, а на плаву - до 6 км/ч.
Слайд 14T-34 - самый массовый средний танк Второй мировой войны
А.А. Морозов
- главный конструктор КБ Уральского танкового завода
Слайд 15С началом войны работу по размагничиванию судов и защиту кораблей
от магнитных мин возглавил профессор А.П. Александров. Под его руководством
работали: И.В. Курчатов, Ю. С. Лазуркина, С. Е. Лысенко, П. Г. Степанова, К. К. Щербо
Анатолий Петрович Александров
Слайд 16А.Т. Качугин - автор множества патентов и закрытых разработок Минобороны
Разработал
одну из модификаций
«зажигательных бутылок», "партизанскую мастику».
Слайд 17А.Ф. Иоффе - русский физик и организатор науки.
Разработал термоэлектрогенератор-
источник питания для радиоприемников и передатчиков, которые использовались в партизанских
отрядах. Термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, готовым к действию в любое время.
Слайд 18П.П. Кобеко – член-корреспондент академии наук.
Группа учёных, под руководством
П.П. Кобеко, изучила механические свойства ледового покрова (ЕГО ПРОЧНОСТЬ, ХРУПКОСТЬ,
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ, УСЛОВИЯ ПРОЛОМА) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду. Благодаря строгому выполнению этих правил, дорога действовала без аварий, не было случая разрушения льда из-за деформации или резонанса при движении транспорта.
Слайд 19Над созданием гвардейского
миномёта БМ-13 «Катюша»
Трудились главный конструктор А.В.
Костиков,
инженеры: В.Н. Галковский, И.И. Гвай, А.С. Попов,
А.П. Павленко,
Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев и др.
Снаряд этого орудия представляет собой
пороховой реактивный двигатель. Полк таких реактивных установок за 8-10 секунд обрушивает на врага 384 снаряда, уничтожая живую силу и технику на площади свыше 100 гектаров.
Испытания нового оружия произвели сильнейшее впечатление даже на видавших виды военачальников.
Там где только что виднелись мишени, уже крутились огненные смерчи, заливая далёкий горизонт багровым заревом.
Слайд 20
Юрий Борисович Кобзарев
Установка, созданная в лаборатории Юрия Борисовича Кобзарева,
позволяла обнаруживать технику противника на значительных расстояниях. Радиолокационные установки охраняли
и воздушное пространство на подступах к столице нашей Родины
Слайд 21Китайгородский Исаак Ильич
Изобрёл пуленепробиваемое стекло для самолётов.
Слайд 22Примечательно, что учёные, которые работали в различных областях науки и
техники и ковавшие общенародную победу в смертельной битве со злейшим
врагом человечества, - фашизмом, проявляли безграничный патриотизм и огромную любовь к Отчизне, стойкость и личное мужество.
Слайд 23Академик С.И. Вавилов:
"Советская техническая физика ... с честью выдержала суровые
испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на
подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки.
Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы".
Слайд 24
Спасибо за внимание!
При подготовке презентации использовала ресурсы интернета:
http://www.myshared.ru/slide/460620/ «Вклад учёных-физиков
в дело Великой Победы»;
http://lib2.podelise.ru/docs/60891/index-16841.html устный журнал учителя С.Е Тигановой, МКОУ
Ровенская СОШ;
http://www.myshared.ru/slide/97829/, Сарахман И.Д., МБОУ СОШ№8, г. Моздок
http://go.mail.ru/search_images?q=6374087590153117897-самолёты ВОВ
http://go.mail.ru/search_images?q- танки
http://go.mail.ru/search_images?q= артиллерия
http://go.mail.ru/search_images?q=urlhash=9178051832004079041С.В. Ильюшин
http://go.mail.ru/search_images?q=urlhash=329221509537493708 С.А. Лавочкин
http://go.mail.ru/search_images?q=urlhash=8235685529586019002 А.Н Туполев
Журнал «Физика в школе»
Внеклассное мероприятие в 10 классе , учитель Павленко Нейля Булатовна.