Слайд 1Образование
в Японии
Беспалькова С.А.
Слайд 2Образование в Японии – это культ, поддерживаемый семьей, обществом и
государством.
В условиях, когда большинство японцев находятся на одном уровне благосостояния,
образование детей – это единственное, в чем они могут соперничать.
Японские мамы просто помешаны на том, чтобы их дети получили самое лучшее образование.
Слайд 3Политика японского государства в сфере образования
Основная задача – воспитание и
обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной
действовать в общественных и государственных структурах.
Слайд 4Структура образования в Японии
Дошкольное образование
Начальная школа (6 лет)
Средняя школа первой
ступени (3 года)
Средняя школа второй ступени:
- дневные (3
года);
- вечерние (4 года);
- заочные (4 года)
Университет (4 года)
Слайд 5Дошкольное образование
Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, формируют их в маленькие
группы – хан. Группы формируются в соответствии с тем, что
может сделать их деятельность эффективной. Дети с раннего возраста учатся смотреть на собеседника, выражать себя, принимать решения, учитывая желания всех членов группы.
Слайд 6Организация учебного года
Учебный год начинается 1 апреля, а количество учебных
дней в году – 240.
Каникулы: летом, зимой (до и после
Нового года) и весной (после экзаменов).
Слайд 7Особенности начальной школы
На занятиях, посвященных самокритике и размышлению, дети отмечают,
что им не нравится и нравится в школе, анализируют свое
поведение и качество выполнения работы.
Развитию концентрации умственной деятельности способствуют японские счеты – соробан.
Слайд 8
Кокоро –основа образования в начальной и средней школах, способствующая формированию
характера человека:
А) уважение к человеку и животным;
Б) симпатия и великодушие;
В)
поиск истины;
Г) способность чувствовать прекрасное и возвышенное;
Д) обладание самоконтролем;
Е) внесение вклада в развитие общества.
Слайд 9Обязательные дисциплины средней школы:
Японский язык (1850 иероглифов – минимум)
Математика
Естествознание
Обществоведение
При окончании
средней школы первой ступени дается документ – Chugakko, на его
основе осуществляется прием в средние школы второй ступени.
Слайд 10Средние школы второй ступени
По профилю обучения выделяются:
- общие
- естесвенно-научные
- академические - коммерческие
- технические - искусств
Слайд 11Особенности средней школы второй ступени
Новые дисциплины: иностранные языки, технические, специальные.
В
12 классе ученик выбирает один из профилей обучения.
Вузовская система оценки
знаний – 80 зачетных единиц при окончании школы.
Слайд 12Дзюку («школа мастерства») – репетиторская школа.
Здесь каждый день после школы
занимаются ученики от 3 до 18 лет.
Специально нанятые учителя добавляют
к школьным знаниям новые, чтобы ученик блеснул на экзамене.
Слайд 13Высшее образование
Университеты полного цикла (4 года)
Университеты ускоренного
цикла (2 года)
Профессиональные колледжи
Технические институты
В Японии высшее образование обязательно и
оно слито с системой профессионального образования.
Слайд 14Университет
Поступить в университет можно, окончив полную среднюю школу.
Два этапа поступления:
Написание
«Общего теста достижений первой ступени», который проводит Национальный центр по
приему в университеты.
Сдача вступительных экзаменов в университетах.
Слайд 15Престижные Государственные университеты
Токийский – 11 факультетов
Киото – 10 факультетов
Университет в
Осаке – 10 факультетов
Хоккайдо
Тохоку
Всего в Японии около 600 университетов, включая
425 частных. Общая численность студентов превышает 2, 5 миллиона человек.
Слайд 16Организация учебного процесса
Четкое дисциплинарное деление
Общенаучные
Специальные
1-2 год обучения 3-4 год обучения
Слайд 17Ученые степени
Степень бакалавра:
4 года
124-150 зачетных единиц
Степень магистра:
2 года
30 зачетных единиц
Степень
доктора философии:
3 года
50 зачетных единиц
Слайд 18Также в университетах есть:
Вольнослушатели – изучение ряда курсов;
Переводные студенты –
посещение одной или более лекций либо для получения научного руководства
в аспирантуре или докторантуре;
Студенты–исследователи – поступают в аспирантуру на год для изучения научной темы под руководством профессора;
Коллегиальные исследователи – специалисты, желающие проводить исследования под руководством профессора.
Слайд 19Колледжи
Японские колледжи = российские средние специальные учебные заведения
младшие технологические
спец.подготовки
Прием на базе прием на
годичные
неполной базе неполной профессио-
средней школы (5 лет) или нальные
(2 года) полной (2 года) курсы
школы
Слайд 20Младшие колледжи
Программы в области:
- гуманитарных;
- естественных;
- медицинских;
- технических наук.
Выпускники могут продолжить образование в университете со 2
или 3 года обучения.
Около 60 % колледжей – для
женщин.
Слайд 21Технологические колледжи
Здесь изучаются:
- электроника;
- машиностроение;
- строительство и
др.
Выпускники работают на фирмах, связанных с разработками новых передовых технологий
и ноу-хау и на торговом флоте.
Слайд 22Колледжи специальной подготовки
Предлагаются курсы бухгалтеров, дизайнеров,
машинисток, программистов, автомехаников,
портных, поваров и
др.
Выпускники не имеют права продолжать
обучение в вузе, младшем или
техническом
колледже.
Слайд 23Список использованной литературы:
Система образования стран запада: Справочник. Ч.II –М.:РУДН, 1991.
– 192с.
Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя
высшей школы. – М6 ПОР, 1999. – 354 с.