Слайд 1«Развитие творческой
одаренности по предмету география».
Слайд 2Цель современной педагогики –
подготовка детей к жизни
в динамично развивающемся мире
создание условий для развития инициативной,
самостоятельной личности, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира
Позиция учителя – «рядом с учеником»
(субъект-субъектные взаимоотношения)
Слайд 3
Новые роли учителя:
фасилитатор, тьютор
facilitate (англ.) – облегчать, продвигать;
основная функция: создание благожелательной, стимулирующей атмосферы
тьютор (англ.) – наставник, опекун,
в современной педагогике: консультант, координатор.
Слайд 4Цели работы с одарёнными детьми
Создание условий, обеспечивающих выявление и
развитие одарённых детей.
Создание условий для интеллектуального, морального, физического развития одарённых
детей.
Стимулирование творческой деятельности одарённых детей.
Слайд 5Типы характеров
одаренных детей
1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый,
с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
2-й тип – замкнутый, тихий,
размышляющий,
застенчивый, пугливый.
Слайд 6Общие признаки одаренности:
Высокая любознательность и исследовательская активность;
Способность устанавливать причинно-следственные связи
и делать выводы;
Способность классифицировать, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
Отличная память;
Большой
словарный запас;
Повышенная концентрация внимания на чем-либо;
Упорство в достижении результата.
Слайд 7Степень одаренности
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая
малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на
десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.
Слайд 8 «Плата за талант»
Развитая речь и богатый словарный запас
часто могут проявляться только в устной речи .
Любознательны, однако часто
не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
Слайд 9«Плата за талант»
Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания
в случае неудачи
Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и
их познавательных особенностей.
Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
Слайд 10Наиболее эффективные формы обучения одарённых детей:
• дифференциация,
• выделение группы одарённых
учащихся,
• попеременное обучение,
• обогащённое обучение,
• группировка учащихся внутри одного класса
в малые группы.
Слайд 11
Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной
школы
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного
обучения;
- активные формы обучения;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность обучающихся;
- научно-исследовательская деятельность обучающихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; элективных курсов;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.
Слайд 12 В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:
1.
Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества
учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетрадиционные способы решения поставленных перед ними задач.
Слайд 132. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь
право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам
представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.
3. Разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.
Слайд 14 4. На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке
психологию лидера, осторожно, чтобы это не привело к появлению «звездной
болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Слайд 15Основные направления в работе с одарёнными детьми:
исследовательская деятельность;
проектная деятельность;
элективные курсы;
подготовка
учащихся к олимпиадам.
Слайд 16Задания на развитие внимания учащихся
Край снегов, морозов, вьюг
Называют словом ЮГ
Знает каждый капитан
Волга – это
ОКЕАН
3) Солнце за день устает,
На ночь спать оно идет,
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на ВОСТОК
Слайд 17Шесть океанов на планете,
Согласны вы с
этим, ребята?
Каждый в школе твердо знает:
Ангара в
Байкал ВПАДАЕТ.
В России – язык русский,
В Франции – французский,
В Германии – немецкий,
А в Греции – ГРЕЦКИЙ.
Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после РАССВЕТА.
Слайд 18На лишние данные.
Задание «Исключите лишнее»
а) Камерун, Тубкаль, Килиманджаро,
Косцюшко, Карисимби
б) Виктория, Игуасу, Онтарио, Анхель, Ниагара
в) Бразилия, Аргентина, Чили,
Венесуэла, Канада
г) Лимпопо, Енисей, Нил, Конго
Слайд 19д) Мадагаскар, Ява, Сомали, Новая Гвинея
е) Альпы, Сахара, Анды, Драконовы
ё)
Саргассово, Нил, Нигер, Дунай
Слайд 20Задания на развитие творческого мышления
География на все сто!
Отгадайте
слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть
числительное 100.
_ _ СТО _ - сторона света (Восток)
_ СТО _ - начало реки (Исток)
СТО _ _ _ _ - главный город страны (Столица)
_ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике (Эстония)
_ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России (Ростов)
Слайд 21Задания на развитие творческого мышления
_ _ _ _ _ _
_ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане
(Владивосток)
__ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку (Христофор Колумб)
_ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в Замбии (Ливингстон)
Слайд 22 Метаграмма – загадка , в которой новое слово можно
получить , заменив в исходном слове лишь одну букву на
другую.
Примеры:
Я к углеводам отношусь,
Сластенам нужен я всегда.
Но я в пустыню превращусь,
Едва ко мне прибавишь «А».
(сахар – Сахара)
Меня ребенок каждый знает:
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Л» на «Н» заменишь,
Могучей стану я рекой.
(Елисей – Енисей )
Слайд 23 Анаграмма – загадка, в которой новое слово получают из
данного путем перестановки букв и слогов, а также при обратном
чтении (справа налево).
Столицы-анаграммы:
Антоним ссоры → ... (на реке Тибр, "вечный город").
(Мир - Рим.)
2. Питерская водная артерия → ... (на Дунае, "столица вальсов").
(Нева - Вена.)
3. Музыкальная партия индивидуалиста → ... (в Северной Европе, VI Зимние Олимпийские игры)
(Соло - Осло.)
Слайд 24 4. Сдобная белая подружка чёрного хлеба → ... (в
Юго-Западной Азии, столица горной страны).
(Булка – Кабул)
УДАР – Р……( Полезное ископаемое)
ФОРТ - Т………(Полезное ископаемое)
ПОДВОДА – В…(Падающий поток воды)
ВАРАН - В……………(Город в Болгарии)
Слайд 25Шарада – загадка, в которой загаданное слово состоит из частей
, являющихся самостоятельными словами :
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе – мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найду.
( ком - пас)
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто,
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно – название страны.
(Я – пони - я)
Слайд 26Часть первая – мост,
Но без буквы конечной.
Вторая – звучит на болоте беспечно.
А целое –
местность.
Любимая пламенно,
Которую люди зовут Белокаменной.
(Мос - ква)
Начало слова есть местоимение,
Что выскочки кричат без промедления,
А что в конце – ребенок надевает,
Одежда та без рукавов бывает.
Всё вместе – это остров очень жаркий,
Сияет солнце в небесах там ярко.
(Я - майка)
Слайд 27Вот вам лёгкая шарада:
К ноте "Н" прибавить надо.
Нота больше не поёт,
А рекой она течёт.
(До - н)
С "К" - коль к карте обратиться -
Это Турции столица.
С "Г" - Сибирская река,
Полноводна, глубока.
(Анкара - Ангара)
Первое слово –
Современная столица Японии –
А второе слово –
Название столицы Древней Японии.
(Токио - Киото)
Слайд 28Задания на знание географической карты
Расположи названия морей с севера
на юг:
1- Белое море
2- Желтое море
3- Черное море
4- Красное море
(1, 3, 2, 4)
Слайд 29Задания на знание географической карты
Расположи названия горных систем в
порядке уменьшения высоты:
1- Анды
2- Гималаи
3-Атлас
4-Кордильеры
(2, 1, 4, 3)
Слайд 30Рекомендации учителям:
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте
прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
Не
сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .