Слайд 1 Региональное экономическое развитие
Обзор канадского опыта:
История, роли, подходы, уроки
Д-р
Т. Расселл Робинсон
Центр стратегических разработок
Москва, 30 ноября 2004 года
Канадско-российская консультативная
программа обменов в сфере управления - КПОСУ
Слайд 2Канадская история развития
Ответственность провинций, но при значительной роли федерального центра,
которая с течением времени изменялась
Развитие «окраин»: железные дороги и водные
пути
“Традиционные” тарифные барьеры для стимулирования частного промышленного сектора
Провинции: Электроэнергетика; Шоссейные/железные дороги; Основные госуслуги
Постоянная тема: госсектор как основной инструмент развития
“Мир, порядок и надлежащее управление”
Слайд 3Канада:послевоенная эра
Расширение роли, масштаба, аппарата правительств
Роль федерального центра в развитии
возросла, но...
Провинции всегда играют сильную, независимую роль и
Рынки
капиталов для финансирования
Основное внимание – развитию частного бизнеса при поддержке государственной инфраструктуры, нормативной безе и госуслугах
Слайд 4Канада: изменяющиеся модели 1950-х и 60-х гг.
Эволюция распределения налоговых поступлений
и средств на выравнивание.
Гранты на развитие инфраструктуры в провинциях
Прямая
поддержка отраслям промышленности, имеющим «общенациональное значение»
В каждом министерстве есть программы поддержки развития (сельское хозяйство, добывающая промышленность, лес, рыбное хозяйство …)
Нет общей стратегии, ни провинциальной, ни общенациональной
Слайд 5Канада:1970-е и 1980-е гг.
Министерство регионального экономического роста (МРЭР): консолидированное
центральное министерство
Задача: слаборазвитые районы, отдельные отрасли («выбирать победителей»)
Создание рабочих
мест, предотвращение закрытия предприятий; ad hoc
Ориентация - “работу - людям” с целью сокращения чрезмерной и спешной миграции, поддержание «глубинки»
Появились «ловушки» субсидий; дорогостоящие неудачи
Слайд 6Эра “свободной торговли”:
1980-е и 1990-е гг.
Сокращение тарифов; необходимость гармонизации нормативной
базы; Новые правила торговли
Канада/США, затем НАФТА (присоединилась Мексика)
Дискредитация практики субсидирования и «выбора победителей»
Давление на государственные финансы (дефицит, задолженность)
Переориентация помощи малым и средним предприятиям – кредиты, небольшие безвозмездные ссуды
Слайд 7Канада: с 1990-х гг. по настоящее время
Деконцентрированное общенациональное министерство (МРЭР)
преобразовано в несколько отдельных региональных министерств (2+2) с делегированными функциями
Расширение
взаимодействия с правительствами провинций, также реорганизованными. Большая свобода в принятии решений в регионах
Все еще оказывается помощь крупным населенным пунктам, созданным вокруг единственного градообразующего предприятия, постепенно они закрываются (нет частных покупателей)
Главное внимание – «способствовать развитию бизнеса», включая финансирование малого бизнеса
Исключения: внедрение нового, программы развития инфраструктуры
2004 г.: новое федеральное правительство: “Новый курс” для городов
Слайд 8Канадские уроки
Избегать «неестественных» инвестиций в «неестественных» местах – нет
отдачи, затратно
Ключевые моменты - эффективное государственное управление, услуги, инфраструктура
Устойчивое финансирование
региональных органов самоуправления, включая средства на выравнивание
Поддержка функций, «которые способствуют» - налоги, правила, правовая система и т.д.
Рыночное финансирование бизнеса; стимулирование финансирования малого бизнеса.
Слайд 9Международный взгляд на проблему: обзор
Подходы к развитию: три «волны»
Демократизация и
децентрализация
Местное представительное «создание институтов»
Эффективное управление: на национальном, теперь и на
региональном/местном уровнях
Создание возможностей и потенциала: структуры; функции и политика; люди
Баланс частного и госсектора, НПО: взаимозависимые рост и развитие
Слайд 10
Законы, политика по региональным / местным органам власти и администрации,
их
возможности
Региональное развитие – планы, программы, графики
Важнейшие министерства:
планы для местных структур
и услуги, включая региональные отрасли
Развитие системы доходов; межправитель-ственные налоговые отношения
Другие виды воздействия, факторы, напр. демографические, структура торговли
и т.д.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ: БАЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВ
И ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО/МЕСТНОГО РАЗВИТИЯ
Гос.
сектор
Частный
сектор
НПО
Региональные/
местные структуры и экономика
Слайд 11Концепции и определения
Реорганизация и децентрализация: Зачем?
Сокращение вместо изменения ролей
“Субсидиарность” и уровни
“децентрализации”
Децентрализация; делегирование полномочий; передача прав; приватизация
Кто что делает и кто платит – два разных вопроса
Слайд 12Уроки Канады : Организационное развитие
Многие организационные изменения проводятся в поиске
«правильной» формулы
Частые изменения разрушительны (политика, люди, качество работы, отчетность)
Внедрение новых процедур, отношений, инициатив требует времени
Требуется: постоянное внимание, воспитание, ресурсы, стабильность, а также долгосрочные обязательства
«Терпение, настойчивость, преемственность»