Слайд 1
«Развитие познавательного интереса школьников
через систему заданий исследовательского
характера на уроках
математики и во внеурочной деятельности»
Учитель:
Миронова Марина
Михайловна
I квалификационная категогия
Научный
руководитель:
Панфилова Людмила Вячеславовна
Слайд 2
Цель: создание условий для развития познавательного интереса школьников на
уроках математики и во внеурочной деятельности через систему заданий исследовательского
характера.
Задачи:
изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
изучение опыта педагогов-новаторов, работающих по данному вопросу;
разработка и включение в тематическое планирование по курсу математики исследовательских и творческих заданий для формирования и развития индивидуальных способностей каждого ученика на применение уже имеющихся и новых знаний;
диагностика реализуемой деятельности;
анализ результативности исследовательской деятельности учащихся.
Слайд 3.
Условия возникновения и становления
Открывать, искать, исследовать - эти
слова
становятся ключевыми в организации учебной
деятельности учащихся на
современном уроке
и во внеурочной деятельности.
Исследовательская деятельность предполагает совместный процесс учителя и ученика.
Слайд 4 Актуальность опыта
Несмотря на то, что предмет «математика»
является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла и выходит на
Единый Государственный Экзамен, далеко не всегда учащиеся осознают значимость данного предмета. Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью глубокого изучения, связанного с познавательным интересом самих учащихся и несформированностью данного интереса у них.
Слайд 5Ведущая педагогическая идея
Нацеленность современного образования на развитие личности выдвигает на
первые позиции проблему развития познавательного интереса у школьников.
Реализация данной идеи способствует:
раскрытию перед учащимися актуальности формирования предметных знаний;
созданию представлений о процессе познания математики как ценности;
обоснованию необходимости развития умений и навыков исследовательской деятельности как основы образования.
Слайд 6 Теоретическая база опыта
Познавательный интерес –
это избирательная направленность личности на предметы и явления
окружающей действительности.
Интерес имеет множество трактовок в своих психологических определениях С.Л.Рубинштейна, А.А.Гордона, В.Г. Иванова, Н.Г.Морозовой, А.Г.Ковалева, Н.Ф.Добрынина, Т.Рибо.
Слайд 7Стадии познавательного
интереса
любопытство
любознательность
познавательный
интерес
теоретический
интерес
Слайд 8
Цель исследовательской деятельности
– научить исследовать.
этапы учебного исследования
мотивация исследовательской деятельности
доказательство
или
опровержение
гипотез
формулирование
проблемы
выдвижение
гипотез
проверка
гипотез
сбор,
систематизация
и анализ
материала
Слайд 9В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает
система исследовательских
заданий.
Исследовательские задания – это предъявляемые учащимся задания, содержащие проблему, решение ее
требует проведения теоретического анализа.
Слайд 10 Новизна опыта.
За основу мной были взяты идеи, разработанные
авторами и последователями системы Эльконина – Давыдова. Особенность же состоит
в том, что, работая в системе развивающего образования, я продумываю и адаптирую различные варианты проблемных заданий как способа развития познавательной активности уч-ся, помогаю им выстраивать собственные образовательные траектории, используя всё новое в педагогике в этом направлении.
Слайд 11 Технология опыта
1.
Подбор заданий, содержащих проблему; организация самостоятельной поисковой деятельности учащихся по
её решению.
2. Решение задачи различными способами.
3. Нестандартная задача.
4. Компьютерные технологии (работе с программами Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher).
5. использование геометрического материала
6. игровые моменты: задачи шутки, математические ребусы, кроссворды
7. дидактические игры.
Слайд 12Внеклассная работа
Школьное
научное
Общество
«Эрудит»
Слайд 14Фестиваль исследовательских и творческих работ
учащихся «Портфолио»
2008-2009 уч. г. -
Сухаревская Екатерина 10 кл.
«Этот удивительный мир симметрии»
2009-2010 уч. г. -
группа учащихся 6 «А» класса
«Жизнь и деятельность древнегреческого философа и математика Пифагора»
Слайд 17Результативность опыта
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех,
которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой
маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Слайд 18Мои учащиеся – активные участники Международной игры «Кенгуру», где показывают
хорошие результаты:
2009 г. – из 22 участников одно призовое место
в районе;
2010 г. – из 23 участников два призовых места в районе, 13 и 33 место в регионе.
Участие в районных олимпиадах:
2006-2007 уч. год – победитель олимпиады по математике;
2007-2008 уч. год – призер олимпиады по математике.
Международный конкурс «Перспектива 2010» - два победителя в регионе в номинации «Технические науки».
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» в области математики:
2009 г. – 1 лауреат;
2010 г. – 5 лауреатов.
Слайд 20Адресная направленность
Данный опыт может быть использован учителями
математики, работающими над развитием
познавательного интереса у учащихся
через исследовательскую деятельность.
Слайд 21Приложение
-
Диаграмма: «Приоритетность предметов»
-
.
.
Нестандартные задачи
Восстановите пример: 6*5*-*8*4=2856.
Летели
утки: одна впереди и две позади, одна позади и две
впереди,
одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?
Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим.
Малыш может съесть банку варенья за 6 минут, а Карлсон – в два раза быстрее.
За какое время они съедят это варенье вместе?
Слайд 22Использование геометрического материала
1.Сосчитать количество треугольников
2.Разрежьте фигуру, изображённую на рисунке,
на 2 равные
части.
3.Танграм.
Слайд 23Головоломка-шифровка.
Обойди кружочки в определённом порядке и только по одному разу
так, чтобы удалось прочитать старинную русскую пословицу.
Слайд 24Ребус - разгадайте четыре имени:
Слайд 25Решить анаграмму и исключить лишнее слово.
Чадаза; менпернаея; варунеине; циякунф.
Прмуяоникголь; грук;
дракват; палераллепипед.
Вшниене; тиверныекаль; жнсмеые; ружокность.
Ноеборд, закопатель, лоеце, пеньсте.
Слайд 26ЗАДАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ АЛГЕБРЫ 7 КЛАССА