Слайд 1Чистые вещества и смеси
Цели урока:
* изучить понятия «чистое вещество»
и «смесь», однородные и неоднородные смеси, рассмотреть способы разделения смесей,
научиться разделять смеси на компоненты;
* выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем
* оказывать помощь при работе в парах.
pptcloud.ru
Слайд 2П л а н у р о к а
1.
Чистые вещества и смеси. Отличительные особенности.
2. Однородные и неоднородные смеси.
3.
Способы разделения смесей.
Слайд 3Что такое вещество?
Что такое физическое тело?
* Вспомните все знания
о веществе, полученные ранее.
* Назовите тела и
вещества из которых они состоят.
Слайд 4Вещество – это то, из чего состоят окружающие нас физические
тела.
Тело – гвоздь.
Вещество - железо.
Слайд 6 Вы знаете, что вещества бывают простыми и сложными. Какие
вещества называются простыми, а какие – сложными?
Какие физические свойства имеют
вещества?
Слайд 7Чистые вещества и смеси.
Постоянные физические свойства имеют только чистые вещества.
Только чистая дистиллированная вода имеет tпл = 0 °С, tкип
= 100 °С, не имеет вкуса.
Слайд 8Морская вода – смесь.
Морская вода замерзает при более низкой, а
закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько-соленый. Вода
Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? Дело в том, что в морской воде содержатся другие вещества, например растворенные соли, т.е. она представляет собой смесь различных веществ, состав которой меняется в широких пределах, свойства же смеси не являются постоянными.
Слайд 9 Определение понятия «смесь» было дано в XVII в.
английским ученым Робертом Бойлем: «Смесь – целостная система, состоящая из
разнородных компонентов».
Слайд 10Опыт 1.
Используя инструкцию к опыту, изучите существенные физические свойства порошков
железа и серы, приготовьте смесь этих порошков и определите, сохраняют
ли эти вещества свои свойства в смеси.
Слайд 11Инструкция для учащихся к опыту
«Приготовление и изучение смеси железа и
серы»
1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки серы и
железа, рассмотрите их цвет.
2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции:
а) испытайте магнитом;
б) опустите в стакан с водой.
3. Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.
4. Проведите со смесью те же операции, что и с чистыми веществами
Слайд 12Вопросы к опыту.
Опишите агрегатное состояние и цвет серы.
Каковы агрегатное состояние
и цвет железа в виде порошка?
Как эти вещества относятся:
а) к магниту; б) к воде?
Что можно сказать о соотношении железа и серы в смеси?
Сохраняются ли свойства железа и серы в смеси?
Как можно разделить смесь серы и железа?
Слайд 13Опыт 2. Реакция взаимодействия серы и железа.
Ваша задача внимательно наблюдать
этот опыт и определить, сохраняют ли свои свойства железо и
сера в полученном в результате реакции сульфиде железа(II) и можно ли выделить из него железо и серу физическими методами.
Слайд 14Вопросы к демонстрации
Внимательно посмотрите на полученное вещество – сульфид
железа(II). Видны ли в нем отдельно серый порошок железа и
желтый — серы?
Затем испытываю полученное вещество магнитом. Разделяются ли железо и сера?
Помещаю сульфид железа(II) в воду. Что вы наблюдаете при этом?
Сохраняют ли сера и железо свои свойства, входя в состав сульфида железа(II)?
Можно ли разделить сульфид железа(II) физическими методами на простые вещества?
Происходит ли изменение энергии при образовании химического вещества?
Слайд 15Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества
Слайд 17Выполните упражнение: определите, где на рисунке изображено простое вещество, сложное
вещество или смесь.
Слайд 18Однородные и неоднородные смеси
Выясним, отличаются ли смеси по внешнему
виду друг от друга?
речной песок + вода
растительное масло
+ вода
поваренная соль + вода
разменная монета: алюминий + медь
Слайд 19 В первом образце - видны частицы твердого вещества,
Во
втором – капельки жидкости, такие смеси называются неоднородными
В третьем -
компоненты не различимы, они являются однородными смесями.
Слайд 21В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований,
промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые
Слайд 24 Давайте поможем героине русской народной сказки «Василиса Прекрасная». Баба-Яга
приказала Василисе отделить рожь от чернушки и мак от земли.
Героине сказки помогли голуби. Как мы можем разделить крупы ?
………через сито, если крупинки имеют разные размеры
Или ………. с водой, если частицы имеют разную плотность.
Слайд 251. Разделить смесь речного песка и поваренной соли можно:
а) с
помощью магнита;
б) нагревая смесь;
в) добавив воду и профильтровав раствор;
г) механически
разделяя частицы.
2. Отличить сахарный песок от поваренной соли можно:
а) по цвету;
б) по запаху;
в) по агрегатному состоянию;
г) по вкусу.
3. Является телом:
а) железо;
б) медь;
в) кристалл аметиста;
г) кварц. .
4.Разделить смесь можно, потому что свойства веществ в смеси:
а) не сохраняются;
б) одинаковы;
в) различны и сохраняются;
г) не допускают ее разделения.
5.Способ разделения смеси на рисунке
а) дистилляция
б) фильтрование
в) отстаивание
г) выпаривание
Слайд 26Домашнее задание:
Параграф 23,
упражнение 1,2,4