Слайд 1Урок № 58. «Химические свойства солей». Лабораторный опыт № 11
Урок химии в 8 классе по учебнику Габриелян О. С.
Учитель химии МОУ «Цибикнурская основная общеобразовательная школа» Ласточкин Э. А.
*
Слайд 2Цель работы:
Провести реакции, характеризующие общие химические свойства солей.
Слайд 31. Взаимодействие солей с щелочами
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок,
пробирки (3 шт.), спиртовка, спички, пробиркодержатель; растворы гидроксида натрия (0,5
моль/л), гидроксида калия (0,5 моль/л), сульфата аммония (0,5 моль/л), хлорида или нитрата бария (0,25 моль/л), сульфата железа (III) (0,5 моль/л).
Слайд 41. Взаимодействие солей с щелочами
Правила техники безопасности
Слайд 51. Взаимодействие солей с щелочами
Содержание и порядок выполнения опыта
1. В трех
пробирках слейте попарно по 1—2 мл растворов веществ:
1-я пробирка: сульфат железа
(III) и гидроксид натрия;
2-я пробирка: сульфат аммония и гидроксид калия;
3-я пробирка: нитрат бария и гидроксид калия.
2. Немного нагрейте содержимое 2-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.
3. Оформите отчет, заполнив таблицу 7.
Слайд 61. Взаимодействие солей с щелочами
Fe2(SO4)3
NaOH
KOH
(NH4)2SO4
KOH
Ba(NO3)2
NaOH + Fe2(SO4)3 =Na2SO4 +Fe(OH)3
KOH
+(NH4)2SO4 = K2SO4 +NH3 +H2O
KOH + Ba(NO3)2 = X
Слайд 71. Взаимодействие солей с щелочами
4. Ответьте на вопрос: при каких
условиях соли взаимодействуют с щелочами?
Соли взаимодействуют с щелочами: если образуется
осадок или выделяется газ.
Слайд 82. Взаимодействие солей с кислотами
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок,
пробирки (3 шт.), растворы силиката натрия (0,5 моль/л), карбоната натрия
(0,5 моль/л), нитрата натрия (0,5 моль/л), серной кислоты (1 : 5), азотной кислоты (1 : 3).
Слайд 92. Взаимодействие солей с кислотами
Правила техники безопасности
Слайд 102. Взаимодействие солей с кислотами
Содержание и порядок выполнения опыта
1. В трех
пробирках слейте попарно по 1—2 мл растворов веществ:
1-я пробирка: силикат натрия
и серная кислота;
2-я пробирка: карбонат натрия и азотная кислота;
3-я пробирка: нитрат натрия и серная кислота.
2. Оформите отчет, заполнив таблицу 8.
Слайд 112. Взаимодействие солей с кислотами
Слайд 122. Взаимодействие солей с кислотами
3. Ответьте на вопрос: при каких
условиях соли взаимодействуют с кислотами?
В случае, если образуется осадок
или выделяется газ.
Слайд 133. Взаимодействие солей с солями
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок,
пробирки (2 шт.); растворы хлорида бария (0,25 моль/л), сульфата натрия
(0,5 моль/л), нитрата серебра (0,01 моль/л).
Слайд 143. Взаимодействие солей с солями
Правила техники безопасности
Слайд 153. Взаимодействие солей с солями
Содержание и порядок выполнения опыта
1. Проведите качественные
реакции, подтверждающие состав хлорида бария, используя в качестве реактивов только
соли.
2. Отчет оформите, заполнив таблицу 9.
Слайд 163. Взаимодействие солей с солями
Слайд 174. Взаимодействие растворов солей с металлами
Оборудование и реактивы: штатив для
пробирок, пробирки (3 шт.), пинцет; металлы: железо (скрепка или гвоздь),
свинец (пластина), медь (проволока), растворы сульфата меди (II) (0,5 моль/л) и сульфата железа (II) (0,5 моль/л).
Слайд 184. Взаимодействие растворов солей с металлами
Правила техники безопасности
Слайд 194. Взаимодействие растворов солей с металлами
Содержание и порядок выполнения опыта
1. Возьмите
три пробирки. В 1-ю пробирку поместите кусочек железной проволоки (скрепку),
во 2-ю — свинцовую пластину, а в 3-ю — медную проволоку.
2. Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2—3 мл раствора сульфата меди (II), а в 3-ю — раствор сульфата железа (II).
3. Через 5 минут извлеките с помощью пинцета металлические предметы из растворов и рассмотрите их.
4. Оформите отчет, заполнив таблицу 10.
5. Сделайте вывод о том, в какой из пробирок произошла химическая реакция.
Слайд 204. Взаимодействие растворов солей с металлами
Fe
Pb
Cu
FeSO4
Cu + FeSO4 = X
Слайд 214. Взаимодействие растворов солей с металлами
6. Сделайте вывод о взаимодействии
растворов солей с металлами, вставив пропущенные слова.
Растворы солей взаимодействуют с
металлами при соблюдении следующих условий:
каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы
металлы, находящиеся в ряду напряжений правее его;
в результате реакции должна образоваться
растворимая соль;
для таких реакций не рекомендуется использовать щелочные
металлы (Li, Na, K ), так как они взаимодействуют с водой (последнее условие в лабораторной работе не рассматривалось).
Слайд 22Задание на дом:
Прочитать §41,
Выполнить упр. 1—5,
Повторить §§ 38 – 40
,
Подготовиться к проверочной работе.