Слайд 1Обобщающий урок по теме:
«Водород. Кислоты. Соли.»
Жалова Елена Вячеславовна
pptcloud.ru
Слайд 2Цели и задачи урока
повторить и закрепить знания, умения и навыки
по теме «Свойства водорода и кислот. Формулы солей»;
продолжить формирование познавательных
интересов учащихся;
продолжить формирование надпредметных (общеучебных) умений и навыков, таких, как обобщение, систематизация, сравнение;
продолжить совершенствование химического языка, умение наблюдать и объяснять химические явления;
развивать долговременную память и формировать сконцентрированное внимание;
выработать у учащихся понимание важности химических знаний в жизни;
формирование навыков коммуникативной культуры.
Слайд 3План урока
Урок подготовлен в виде пьесы в 4 действиях.
Действующие лица
и исполнители:
Обыватели и дилетанты - учащиеся 10-3 класса.
Главные оппоненты
- учащиеся 8-4 класса.
Хранители знаний - учащиеся 10-3 класса.
Ведущий - учитель химии.
Слайд 4Материалы проекта или урока
Действие первое
На скамейках в кабинете химии справа
сидят обыватели - дилетанты и ведут незатейливый разговор:
1-ый: Вы слышали?
В городе Кислород появился. Такой важный. Идет-
под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит.
2-ой: Как же, как же! Загордился! Было бы от чего. Он оказывается ,
газ, и, видите ли, только от него зависит жизнь на Земле!
3-ий: Ой, не говорите. На днях гуляю, а навстречу - кто вы думаете?
Водород! Не идет, а прямо- таки летит. Спрашиваю: "Ты куда?"
-''Кислород ищу".
- " Зачем он тебе?'' И, что вы думаете, он мне ответил?
На гремучее дело хочет его подбить, представляете? (Тихо, почти
шепотом) Так и сказал: «Гремучую смесь сделаем!».
1-ый: Ой, что будет, что будет!
3-ий: А потом говорит, может, повезет, и он оксид металла встретит.
Зачем-то он ему тоже нужен.
Слайд 5Ведущий:
О чем идет разговор? Какие свойства остались без внимания? Необходимо
защитить знания о свойствах водорода и кислорода.
( К доске
приглашаются два ученика для защиты опорных конспектов "Водород", "Кислород").
Слайд 6А теперь проведем проверку знаний с помощью графического диктанта.
Вариант 1.
Кислород(O2) . Вариант 2. Водород (Н2) .
Хорошо растворяется в воде.
Плохо растворяется
в воде.
Легкий газ.
Тяжелый газ.
Горючий газ.
Газ, поддерживающий горение.
Восстановитель.
При смешении с O2 взрывается при обычных условиях.
Горит спокойно.
Взаимодействуете оксидом меди (||).
Собирают методом вытеснения воздуха.
Собирают в опрокинутый верх дном сосуд.
Собирают под водой.
Собирают в прямостоящий сосуд.
Слайд 7Ответы:
Вариант 1:
Ответ «ДА»: 2,4,6,11,13,14
Ответ «НЕТ»: 1,3,5,7,8,9,10,12
Вариант 2:
Ответ «ДА»: 2,3,5,7,9,10,11,12,13
Ответ «НЕТ»:
1,4,6,8,14
Слайд 8Ведущий: Выделите главное применение водорода? (ответы учеников...)
Ведущий: Для экологии важен
водород как источник чистой тепловой энергии в будущем. Гидриды металлов
- источники водородного топлива для автомобилей сегодня.
Слайд 9Действие второе
Дилетанты - обыватели: Придумали в школе изучать кислоты!
К ним и прикасаться страшно, того и гляди, съедят,
не только мертвую, но и живую ткань! Б-р-р...
Ведущий:
Какие вещества называют кислотами?
Какие кислоты вы знаете? ( Вызывается ученик для защиты опорного конспекта "Кислоты''). Одновременно вызывается другой ученик для выполнения экспериментального задания:
'' В трех пронумерованных пробирках находятся растворы различных веществ. Определите, в какой пробирке кислота?".
Слайд 10Ведущий:
Назовите номера практически возможных реакций. Обоснуйте правильность
ответа.
Аl + НСl -->
Сu + H2SO4 -->
СuО + H2SO4
-->
Ag + H3PO4 -->
Аl2O3 + HNO3 -->
Fe2O3 + HCl -->
P2O5 + HNO3 -->
Слайд 11Ведущий: А сами то мы можем составлять уравнения реакций?
К доске
приглашается один ученик для выполнения задания.
"Даны:
Mg, HCl MgO,
Cu, CuO.
Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия их течения".
(класс выполняет это же задание в тетрадях и проверяет правильность на доске)
Ведущий: Что за вещества образовались в результате взаимодействия Mg, MgO, CuO с соляной кислотой?
Конец второго действия
Слайд 12Действие третье
Беседу с классом проводят дилетанты - обыватели.
1-ый: Ты
знаешь соль?
2-ой: Знаю.
1-ый: А какая она?
2-ой: Белая крупинками,
а самое главное - соленая.
3-ий: Ее еще в пищу добавляют.
1-ый: Я не понимаю. Так она, что - одна?
2-ой: Конечно, одна - единственная.
1-ый: А почему они говорят о солях? Значит их много?
Слайд 13Фронтальная беседа
Сколько же известно солей?
Каков состав солей?
Из перечня веществ назовите
только формулы солей:
1)СаО 2)Ca(NO3)2 3)Са(ОН)2
4) FeCl2
5) НСl 6) Н2O
7)ZnS 8)H2SO4 9)CuSO4
10) Мg3(Р04)2 11)HgCl2 12)K2CO3
Представители еще каких классов веществ есть в задании?
Назовите оксиды, кислоты.
Какое вещество по составу мы не сможем отнести ни к одному известному нам классу веществ.(Са(ОН)2, будем изучать его в следующей теме).
Как дают название соли?
Как составить формулу соли?
Слайд 14Ведущий:
Впереди вас ждет «скоростная дорожка». Перед ней проведем химическую разминку.
Химическая
разминка.
Учащиеся составляют формулы солей и дают им названия.
Для этого
ведущий показывает сигнальные карточки:
Na, К, Са, Ва, Zn, Mg, Fe, Сu, Pb, =SO4 , = S, =SO3, = NO3, = CO3, =Cl, = PO4 ; = SiO3.
(3 минуты)
Слайд 15Ведущий: Давайте определим, кто лучший спортсмен в химии?
Ведущий обращает внимание
учащихся на две "скоростные дорожки"(записаны на бумаге):
1: NaCl, К2С03. Ba(N03)2,
MgCl2 , Li3 P04. CuCl2
2: CuS04, Ca(N03)2 , FeCl3 , K2S03, Na2Si03, ZnS.
Желающие выполнить задание получают карточки ( в соответствии с содержанием одной из хим.дорожек). Они должны дать название соли, сопровождая этим каждый шаг (по секундомеру замеряют время выполнения задания каждым учеником).
Слайд 16Действие четвертое
Итог урока. Слово хранителям знаний.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание с
элементами свободного выбора.