Слайд 1	Химия и здоровье
Учитель химии высшей категории Чекмарева А.М.
Средняя школа №7
                                                            
                                    
г. Сосновый Бор 
2004 
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
	Улучшить здоровье детей - задача для школы непосильная. 
Целью работы
                                                            
                                    
школьного коллектива может быть только 
	охрана и сохранение здоровья,
мотивация участников
                                    образовательного процесса на здоровый образ жизни.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Вопросы здоровьесбережения 
на уроках химии
Задачи учителя:
 Помочь ученику сохранить свое
                                                            
                                    
здоровье
 Помочь приобрести знания об основах здорового образа  жизни
                                    
 Вызвать  интерес  к  самопознанию  и  самосовершенствованию
						
				
                 		
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4    Формы работы
Введение вопросов здоровьесбережения в содержание
                                                            
                                    
урока:
Уроки здоровья «Питание и здоровье», о наркотических веществах, о табаке
                                    и курении; повторно-обобщающие уроки
Частичное введение некоторых вопросов в содержание урока – значение изучаемых в теме веществ для организма человека, правила обращения с веществами
Введение материала в содержание расчетных задач
Факультативные занятия и кружковая работа.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Задачи на основные понятия и законы химии
Из приведенного ниже перечня
                                                            
                                    
выпишите отдельно названия веществ и названия тел, соблюдая порядок, в
                                    котором они написаны:
	 ручка, стекло, стакан, олово, карандаш, тарелка, керамика, очки, ртуть, алюминий, тальк.
 Составив слово из первых букв веществ, вы узнаете, кто является автором строк «Здоровье – это не все, но все без здоровья ничто», 
	Ответ: 
Стекло, Олово, Керамика, Ртуть, Алюминий, Тальк
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Задачи на основные понятия и законы химии
Запишите русские названия химических
                                                            
                                    
элементов: Ba, Al, Ni, N, Na. 
	Из первых букв названий
                                    вы узнаете фрукт, который рекомендуют для профилактики агрессивных проявлений; 
Ответ: Банан.
 но его лучше не есть натощак, так как это способствуют образованию газов. Оказывается, у замороженного фрукта вкус такой же, как и у ванильного мороженного, он не менее сладок, а калорий и жира в нем значительно меньше.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Задачи на основные понятия и законы химии
Определить в каком количестве
                                                            
                                    вещества меди содержится 31• 10²³ атомов. 
   Ответ
                                    вам подскажет суточную потребность организма в меди (в миллиграммах). 
           Медь участвует в синтезе гемоглобина и   
          определяет антиоксидантный потенциал 
                                 сыворотки крови.
Решение: 
   n (Cu) = 31• 10²³ / 6,02 • 10²³ = 5 (моль)
                         Ответ: 5мг
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Содержание химических элементов в органах человека
 Зная, количественное 
содержание химических
элементов
                                                            
                                    
в организме 
человека, их значение 
возможно составление 
различных задач.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Задачи на основные понятия и законы химии
Какое количество вещества составляет
                                                            
                                    углекислый газ, занимающий объем 134,4 л.
    
                                          Вычислив, вы узнаете, 
           сколько минут жизни забирает           
           одна выкуренная сигарета.
Решение: 
   Vm (CO2) = 22,4 моль/л
   n (CO2) = 134,4 / 22,4 = 6 (моль). 
             Ответ: Одна выкуренная сигарета 
                 отнимает  6 мин. жизни. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Задачи на основные понятия и законы химии
Величину шума в децибелах,
                                                            
                                    ведущего к полной глухоте, если в нем прибывать несколько часов,
                                    вы узнаете,    вычислив молярную массу сульфида алюминия. 
   Нормальный уровень шума составляет величину, равную массе 0,2 моль сульфида  алюминия. 
Решение: М (Al2S3)= 150 г/ моль 
           Масса 0,2 моль Al2S3 = 30 г. 
Ответ: Величина шума, вызывающая глухоту равна 150 дБ. Нормальный уровень шума – 30 дБ. Громкость звука музыкальных усилителей на дискотеках 110 дБ 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Задачи на основные понятия и законы химии
Вычислите, какое количество вещества
                                                            
                                    
составляет:
		а) вода массой 162 грамма, 
		б) вода массой 180 граммов.
                                    
	Полученные ответы подскажут вам, какое количество часов для сна необходимо школьнику среднего звена, чтоб полноценно отдохнуть.
	Ответ :  продолжительность сна учащихся 		среднего звена 9-10 часов, 				старшеклассников не менее 8,5 часов
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Многовариантные задачи
Вычислите какое количество вещества составляет
а) оксид кальция массой 5,6г
б)
                                                            
                                    
оксид калия массой - 4,7 г
в) оксид серы (IV) массой
                                    – 16 г
г) оксид серы (VI) массой- 5,12г
д) оксид цинка – 81г
Ответ вам подскажет, сколько мг витаминов содержится в 100г молока.
Решение :
а) витамина А -0,10 мг      б) витамина В1- 0,05 мг  
в) витамина В2 – 0,17 мг    г ) витамина РР – 0,08 мг
д) витамина С -1,00 мг
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Многовариантные задачи
Вычислив массовые доли химических элементов в молекуле этилового спирта,
                                                            
                                    
вы узнаете, какие заболевания возникают вследствие злоупотребления алкоголем. 
	Ответы задачи
                                    соответствуют цифрам заболеваний:
	0,2 – грипп, насморк; 0, 52 – язвенная болезнь, энурез; 0,13 – слабоумие, галлюцинации; 0,48 – плоскостопие; 0,35 - импотенция 
Решение:
		M (C2H6O) = 24 + 6 + 16 = 46
		ω (С) = 24 / 46 = 0,52
		ω (Н) = 6 / 46 = 0,13
		ω (О) = 16 / 46 = 0,35
	У одноатомных спиртов с увеличением числа атомов углерода в молекуле нарастает их гемолитическое действие (гемолиз - разрушение эритроцитов крови с выделением гемоглобина во внешнюю среду). Спирты – гемолитические яды (как, например, змеиные яды)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Многовариантные задачи
Составьте уравнения химических реакций, и по количеству веществ, участвующих
                                                            
                                    
в реакции, вы сможете определить продукты, которые
а) стимулируют обмен веществ
                                    в мозге и этим облегчают процесс заучивания
карбонат натрия и соляная кислота:
1-морковь; 2- ананас; 3- горох; 4 – хлеб
б) облегчают восприятие информации и восстанавливают силы
алюминий с раствором серной кислоты:
1- помидор; 2- лимон;  3- грейпфрут; 4 – сосиски
в) нейтрализуют отрицательные эмоции:
железо с хлором:
1- огурец; 2- банан; 3- клубника; 4 - яблоко
		Ответ:  а) морковь и ананас ( Na2CO3 + 2 HCl →);
б) лимон – облегчает восприятие информации, грейпфрут восстанавливает силы (2Al + 3 H2SO4 →); 
в) банан и клубника (2Fe + 3 Cl2 →)
		
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Многовариантные задачи
Запишите уравнения химических реакции и по числу электронов, участвующих
                                                            
                                    
в процессе окисления, определите, как влияет окружающие цвета на состояние
                                    человека:
		1. Окисление алюминия
красный: 1-грусть, 2-спокойствие, 3-активность и раздражительность,
  4 – собранность
		2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой		
желтый – 1 рассеянность, 2-активность и оптимизм, 3-пассивность и слабость, 
  4 – тоска
		3. Взаимодействие железа с хлором
зеленый- 1- возбуждение, 2 -агрессивность, 3- спокойствие, 4 – утомление
		4. Горение серы
синий – 1- агрессивность, 2- открытость, 3- раздражительность, 4 – нежность
Ответ: 
		1. Аl – 3e → Al+3     красный: 	3 – активность и раздражительность
		2. Zn – 2e → Zn+2    желтый:  	2 - активность и оптимизм
		3. Fe – 3e → Fe+3    зеленый:  	3 - спокойствие
		4. S – 4e → S+4	  синий:    	4 - нежность 
		По мнению ученых, цвет и интерьер комнаты отражают привычки человека, во 	многом определяя 	его настроение и самочувствие. Выбирая цветовую гамму 	комнаты, надо принимать во внимание и 	ее освещенность. Достаточная освещенность снимает утомление.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Многовариантные задачи
Запишите уравнения химических реакции:
а) окисления фосфора (V)
б) горения аммиака
                                                            
                                    
в отсутствии катализатора
в) окисления аммиака в присутствии платинового катализатора
г) разложения
                                    нитрата железа(III)
	уравняйте, 
сложите коэффициенты в уравнениях химических реакции и вы узнаете:
а) в какое время у человека наивысшая работоспособность.
б) в какое время у человека наибольшее утомление
в) в какое время у человека вечерний подъем работоспособности 
г) когда необходимо прекращать всякую деятельность
Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима дня позволит достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма     к утомлению.
		Ответ:     а) 4Р + 5О2 = 2 Р2О5 (11часов)
			б) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O (15 часов)
			в) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O (19 часов)
			г) 4Fe (NO3)3 = 2 Fe2O3 + 12 NO2 + 3 O2 ( 21 час)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Эвристические  задачи
Сульфат бария используют в медицине как рентгено-
	контрастное средство,
                                                            
                                    
но в нем недопустима примесь карбоната 
бария. Известны случаи отравления
                                    , если в сульфате бария 
присутствовала примесь карбоната бария. Объясните причину 
отравления и как его избежать.
      Решение:
   Сульфат бария считается безвредным, так как он не растворим в воде. Но ион бария очень токсичен, Если в сульфате бария присутствует примесь карбоната бария, то, попав в кислотную среду желудка, ион бария будет переходить в раствор:
	      	BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2 + H2O
		      BaCO3 + 2Н+ = Ba²+ + CO2 + H2O
 	Для избавления от примесей возможно приготовление суспензии не в дистиллированной воде, а в сульфатных растворах, например, в растворе сульфата натрия. То есть, необходимо перевести все примеси соединений бария в нерастворимый сульфат. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Задачи  на  растворы
Для рентгеновского исследования желудка больному дают
                                                            
                                    выпить суспензию сульфата бария. Почему используют именно сульфат, а не
                                    хлорид? Как можно получить сульфат бария, используя серную кислоту? Какую массу 49% серной кислоты нужно взять для получения 100 г сульфата бария?
Решение: 
   			Хлорид бария – растворимая соль, она будет в виде 		ионов, а сульфат бария в виде суспензии возможно 		«уловить» рентгеновским аппаратом.
			H2SO4 + BaCl2 = 2НCl + Ba SO4↓
			n (Ba SO4) = 100/233 = 0,429 (моль)
			n (H2SO4) = 0, 429 моль по уравнению.
			m (H2SO4 ) = 0,429 • 98 = 42 (г)
			m р-ра (H2SO4) = 42 • 0,49 = 20,6 (г) 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19    Задачи  на  растворы
Глюкозу в
                                                            
                                    медицине используют в виде растворов различной  концентрации,  которые
                                     служат источником жидкости и питательного материала, а также способствуют обезвреживанию и выведению ядов из организма. 
	Рассчитайте,  в  какой  массе  раствора  глюкозы  с массовой долей 5 % следует растворить 120г ее, чтобы получить раствор с массовой долей глюкозы  8 %.
Решение: 
Пусть масса 5% раствора – х, тогда
0,05х + 120 = 0,08х + 120 · 0,08 
110,4 = 0,03х
х = 3680
необходимо 3680 г 5% раствора.
   			
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Задачи, возникающие из жизнедеятельности школы. ГО и ЧС
В случае загрязнения
                                                            
                                    атмосферы хлором, можно защититься марлевыми повязками, смоченными 5% раствором питьевой
                                    соды и подняться на верхний этаж здания школы. 
   Объясните с химической точки зрения это явление.
Решение: хлор тяжелее воздуха DвCl2= 71/29 =2,45 
	гидрокарбонат натрия – соль, образованная слабой кислотой и сильным основанием, идет гидролиз по аниону – среда щелочная, хлор нейтрализуется 
   Сl2 + 2NaOH = NaCl + NaClO + H2O 
В случае загрязнения атмосферы аммиаком, надеть марлевые повязки, смоченные 3% раствором уксусной кислоты и располагаться на первых этажах. 
	Объясните с химической точки зрения это явление.
Решение: аммиак легче воздуха 
	Dв NH3 = 17/29 = 0,59
	аммиак обладает основными свойствами и нейтрализуется уксусной кислотой:
	NH3 + CH3COOH = CH3COONH4 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Правила техники безопасности
Простейшим способом удаления пролившейся 
ртути является обработка загрязненного
                                                            
                                    
места 
йодной настойкой. Какую массу йодной настойки, 
содержащей 5% йода,
                                    нужно использовать для 
уничтожения 2г ртути.
	Решение: 
		2Hg + I2 = Hg2I2 
		n(Hg)/2=n(I2)/1 
  		n (Hg) = m (Hg) / M (Hg)
		n(I2) = m (I2) / M (I2) = ω (I2) х m (р-ра)/ M (I2)
		m (р - ра) = m (Hg) х M (I2) / {2 M (Hg) ω (I2) }
	 	m (р - ра) = 2.254./ {2.201/0,05}= 25,3 (г)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22 « Домашние »   задачи
Плохой уход за зубами,
                                                            
                                    особенно несвоевременное удаление остатков пищи, - одна из причин кариеса.
                                      Почему для зубов особенно опасна углеводная пища 
	(белый хлеб, печенье, сахар)? 
Ответ:   многочисленные     бактерии, находящиеся во рту, потребляют из пищи сахар.  В ходе их жизнедеятельности  при разложении углеводов образуется молочная кислота,  которая  повышает  кислотность слюны, что разрушающе действует на эмаль и твердые ткани зубов. 
		 Чем больше во рту сахара, тем 	  вероятнее развитие кариеса!!!
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23« Домашние »   задачи
При неправильном уходе за ротовой
                                                            
                                    
полостью зубы 
становятся очень чувствительны к горячей и 
холодной пище,
                                    но эти ощущения проходят, если два 
раза в день чистить зубы пастой, содержащей фтор. 
Как с химической точки зрения объяснить этот факт?.
 
Ответ: 
Соединения фтора переводят Ca5OH(PO4)3 в CaF2 , а он, в свою очередь, адсорбируется на эмали, предохраняя ее от воздействия кислот, образующихся при разложении пищи. Также фторидные соединения подавляют жизнедеятельность бактерий, эмаль не разрушается и становится не чувствительной к горячей и холодной пище.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24« Домашние »   задачи
В составе желудочного сока содержится
                                                            
                                    соляная кислота. Избыток ее (повышенная кислотность) вызывает изжогу в организме.
                                    Если соляной кислоты ниже нормы, то у человека пониженная кислотность. При «изжоге» в домашних условиях часто принимают питьевую соду. 
	Запишите уравнения химической реакции. Возможно ли с помощью питьевой соды навсегда избавиться от «изжоги». 		Почему? 
Ответ: 
NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2O
	C помощью питьевой соды нельзя навсегда избавиться от «изжоги» так как временная нейтрализация  кислоты  ведет  к дальнейшему увеличению ее образования:
	   CO2 + H2O + Cl¯  →  HCl + HCO3¯ 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25« Домашние »   задачи
Перманганат калия –KMnO4 используется в
                                                            
                                    
	медицине в виде 5% раствора для смазывания обожженных мест и
                                    как кровоостанавливающее 
	средство. Определить массу перманганата калия и 
	воды, необходимых для приготовления 50 г данного раствора.
	Более слабые растворы употребляются для полоскания рта и горла как дезинфицирующее средство вследствие его высокой окислительной способности. 
				Решение: 
				m(KMnO4) = 50 • 0,05 = 2,5 9 (г). 
				m(H2O) = 50 – 2,5 = 47,5 (г)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26« Домашние »   задачи
Какие вещества, находящиеся в домашней
                                                            
                                    аптечке, как дезинфицирующие препараты, можно использовать для получения кислорода. 
	Запишите
                                    уравнения химических реакций и условия их проведения:
Решение: 
    2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
2H2O2 = 2H2O + O2 
(tº выше 150º или медленное разложение при    
                   комнатной температуре)
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27« Домашние »   задачи
 В домашней аптечке хранятся
                                                            
                                    такие вещества как перманганат калия, нашатырный спирт, этиловый спирт. Обсудите
                                    возможность взаимодействия между ними. Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Что вы знаете об их использовании, как медицинских препаратов. 
Решение: 
	2KMnO4 + 3С2 Н5ОН = 2MnO2 + С Н3СНО + 2КОН + 2H2O (20-30º) 2KMnO4 + 2(NH3 • H2O) конц. = 2MnO2 + N2 + 2KOH + H2O
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28« Домашние »   задачи
Используя вещества из домашней аптечки,
                                                            
                                    ученик попытался провести химические реакции. Какие вещества ему необходимо взять,
                                    и при каких условиях провести химические реакции, если он предполагает получить следующие вещества (все продукты реакции указаны без коэффициентов)
		MnO2 + СН3СНО + КОН + H2O
MnO2 + N2 + KOH + H2O
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29« Домашние »   задачи
Пурген (фенолфталеин) применяют как слабительное
                                                            
                                    
средство. Какую окраску приобретет пурген в растворах
нашатырного спирта
питьевой соды
этилового спирта.
	Ответ
                                    мотивируйте.
Ответ:
	Раствор аммиака – щелочь, раствор гидрокарбоната натрия имеет щелочную среду, поэтому, фенолфталеин приобретает малиновую окраску:
	HCO3- + H2O = H2CO3 + OH-
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Задачи  можно:
предложить учащимся как химическую разминку в начале урока
при
                                                            
                                    
закреплении нового материала
как дополнительное задание во время контрольной работы 
как
                                    творческое задание по самостоятельному составлению задач
или предложить подобрать к математическим расчетам материал по здоровьесбережению 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Материалы 
для составления задач:
Присутствие химических элементов в организме человека, в
                                                            
                                    
каких органах они находятся, их роль, токсичность, источники, суточная норма
О
                                    роли некоторых веществ (вода, серебро, витамины)
Применение неорганических веществ как лекарственных препаратов
О химических явлениях в организме человека (буферные системы, электрохимические явления, явления диффузии и осмоса)
Химия и гигиена
О пище и пищевых продуктах
Знаете ли вы, что…