Разделы презентаций


Химия и здоровье

Содержание

Улучшить здоровье детей - задача для школы непосильная. Целью работы школьного коллектива может быть только охрана и сохранение здоровья,мотивация участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Химия и здоровье
Учитель химии высшей категории Чекмарева А.М.
Средняя школа №7

г. Сосновый Бор 2004

Химия и здоровьеУчитель химии высшей категории Чекмарева А.М.Средняя школа №7  г. Сосновый Бор  2004

Слайд 2
Улучшить здоровье детей - задача для школы непосильная. Целью работы

школьного коллектива может быть только
охрана и сохранение здоровья,
мотивация участников

образовательного процесса на здоровый образ жизни.
Улучшить здоровье детей - задача для школы непосильная.  Целью работы школьного коллектива может быть только 	охрана

Слайд 3Вопросы здоровьесбережения на уроках химии
Задачи учителя:

Помочь ученику сохранить свое

здоровье

Помочь приобрести знания об основах здорового образа жизни



Вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию




Вопросы здоровьесбережения  на уроках химииЗадачи учителя: Помочь ученику сохранить свое здоровье Помочь приобрести знания об основах

Слайд 4 Формы работы
Введение вопросов здоровьесбережения в содержание

урока:

Уроки здоровья «Питание и здоровье», о наркотических веществах, о табаке

и курении; повторно-обобщающие уроки

Частичное введение некоторых вопросов в содержание урока – значение изучаемых в теме веществ для организма человека, правила обращения с веществами

Введение материала в содержание расчетных задач

Факультативные занятия и кружковая работа.
Формы работыВведение вопросов здоровьесбережения в содержание урока:Уроки здоровья «Питание и здоровье», о наркотических

Слайд 5Задачи на основные понятия и законы химии
Из приведенного ниже перечня

выпишите отдельно названия веществ и названия тел, соблюдая порядок, в

котором они написаны:
ручка, стекло, стакан, олово, карандаш, тарелка, керамика, очки, ртуть, алюминий, тальк.
Составив слово из первых букв веществ, вы узнаете, кто является автором строк «Здоровье – это не все, но все без здоровья ничто»,

Ответ:
Стекло, Олово, Керамика, Ртуть, Алюминий, Тальк


Задачи на основные понятия и законы химииИз приведенного ниже перечня выпишите отдельно названия веществ и названия тел,

Слайд 6Задачи на основные понятия и законы химии
Запишите русские названия химических

элементов: Ba, Al, Ni, N, Na.
Из первых букв названий

вы узнаете фрукт, который рекомендуют для профилактики агрессивных проявлений;

Ответ: Банан.
но его лучше не есть натощак, так как это способствуют образованию газов. Оказывается, у замороженного фрукта вкус такой же, как и у ванильного мороженного, он не менее сладок, а калорий и жира в нем значительно меньше.

Задачи на основные понятия и законы химииЗапишите русские названия химических элементов: Ba, Al, Ni, N, Na. 	Из

Слайд 7Задачи на основные понятия и законы химии
Определить в каком количестве

вещества меди содержится 31• 10²³ атомов.
Ответ

вам подскажет суточную потребность организма в меди (в миллиграммах).
Медь участвует в синтезе гемоглобина и
определяет антиоксидантный потенциал
сыворотки крови.

Решение:
n (Cu) = 31• 10²³ / 6,02 • 10²³ = 5 (моль)
Ответ: 5мг

Задачи на основные понятия и законы химииОпределить в каком количестве вещества меди содержится 31• 10²³ атомов.

Слайд 8Содержание химических элементов в органах человека
Зная, количественное
содержание химических
элементов

в организме
человека, их значение
возможно составление
различных задач.

Содержание химических элементов в органах человека Зная, количественное содержание химическихэлементов в организме человека, их значение возможно составление

Слайд 9Задачи на основные понятия и законы химии
Какое количество вещества составляет

углекислый газ, занимающий объем 134,4 л.

Вычислив, вы узнаете,
сколько минут жизни забирает
одна выкуренная сигарета.

Решение:
Vm (CO2) = 22,4 моль/л
n (CO2) = 134,4 / 22,4 = 6 (моль).
Ответ: Одна выкуренная сигарета
отнимает 6 мин. жизни.

Задачи на основные понятия и законы химииКакое количество вещества составляет углекислый газ, занимающий объем 134,4 л.

Слайд 10Задачи на основные понятия и законы химии
Величину шума в децибелах,

ведущего к полной глухоте, если в нем прибывать несколько часов,

вы узнаете, вычислив молярную массу сульфида алюминия.
Нормальный уровень шума составляет величину, равную массе 0,2 моль сульфида алюминия.

Решение: М (Al2S3)= 150 г/ моль
Масса 0,2 моль Al2S3 = 30 г.
Ответ: Величина шума, вызывающая глухоту равна 150 дБ. Нормальный уровень шума – 30 дБ. Громкость звука музыкальных усилителей на дискотеках 110 дБ

Задачи на основные понятия и законы химииВеличину шума в децибелах, ведущего к полной глухоте, если в нем

Слайд 11Задачи на основные понятия и законы химии
Вычислите, какое количество вещества

составляет:
а) вода массой 162 грамма,
б) вода массой 180 граммов.


Полученные ответы подскажут вам, какое количество часов для сна необходимо школьнику среднего звена, чтоб полноценно отдохнуть.
Ответ : продолжительность сна учащихся среднего звена 9-10 часов, старшеклассников не менее 8,5 часов
Задачи на основные понятия и законы химииВычислите, какое количество вещества составляет:		а) вода массой 162 грамма, 		б) вода

Слайд 12Многовариантные задачи

Вычислите какое количество вещества составляет
а) оксид кальция массой 5,6г
б)

оксид калия массой - 4,7 г
в) оксид серы (IV) массой

– 16 г
г) оксид серы (VI) массой- 5,12г
д) оксид цинка – 81г
Ответ вам подскажет, сколько мг витаминов содержится в 100г молока.

Решение :
а) витамина А -0,10 мг б) витамина В1- 0,05 мг
в) витамина В2 – 0,17 мг г ) витамина РР – 0,08 мг
д) витамина С -1,00 мг


Многовариантные задачиВычислите какое количество вещества составляета) оксид кальция массой 5,6гб) оксид калия массой - 4,7 гв) оксид

Слайд 13Многовариантные задачи
Вычислив массовые доли химических элементов в молекуле этилового спирта,

вы узнаете, какие заболевания возникают вследствие злоупотребления алкоголем.
Ответы задачи

соответствуют цифрам заболеваний:
0,2 – грипп, насморк; 0, 52 – язвенная болезнь, энурез; 0,13 – слабоумие, галлюцинации; 0,48 – плоскостопие; 0,35 - импотенция


Решение:
M (C2H6O) = 24 + 6 + 16 = 46
ω (С) = 24 / 46 = 0,52
ω (Н) = 6 / 46 = 0,13
ω (О) = 16 / 46 = 0,35
У одноатомных спиртов с увеличением числа атомов углерода в молекуле нарастает их гемолитическое действие (гемолиз - разрушение эритроцитов крови с выделением гемоглобина во внешнюю среду). Спирты – гемолитические яды (как, например, змеиные яды)

Многовариантные задачиВычислив массовые доли химических элементов в молекуле этилового спирта, вы узнаете, какие заболевания возникают вследствие злоупотребления

Слайд 14Многовариантные задачи
Составьте уравнения химических реакций, и по количеству веществ, участвующих

в реакции, вы сможете определить продукты, которые
а) стимулируют обмен веществ

в мозге и этим облегчают процесс заучивания
карбонат натрия и соляная кислота:
1-морковь; 2- ананас; 3- горох; 4 – хлеб
б) облегчают восприятие информации и восстанавливают силы
алюминий с раствором серной кислоты:
1- помидор; 2- лимон; 3- грейпфрут; 4 – сосиски
в) нейтрализуют отрицательные эмоции:
железо с хлором:
1- огурец; 2- банан; 3- клубника; 4 - яблоко

Ответ: а) морковь и ананас ( Na2CO3 + 2 HCl →);
б) лимон – облегчает восприятие информации, грейпфрут восстанавливает силы (2Al + 3 H2SO4 →);
в) банан и клубника (2Fe + 3 Cl2 →)

Многовариантные задачиСоставьте уравнения химических реакций, и по количеству веществ, участвующих в реакции, вы сможете определить продукты, которыеа)

Слайд 15Многовариантные задачи
Запишите уравнения химических реакции и по числу электронов, участвующих

в процессе окисления, определите, как влияет окружающие цвета на состояние

человека:
1. Окисление алюминия
красный: 1-грусть, 2-спокойствие, 3-активность и раздражительность,
4 – собранность
2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой
желтый – 1 рассеянность, 2-активность и оптимизм, 3-пассивность и слабость,
4 – тоска
3. Взаимодействие железа с хлором
зеленый- 1- возбуждение, 2 -агрессивность, 3- спокойствие, 4 – утомление
4. Горение серы
синий – 1- агрессивность, 2- открытость, 3- раздражительность, 4 – нежность
Ответ:
1. Аl – 3e → Al+3 красный: 3 – активность и раздражительность
2. Zn – 2e → Zn+2 желтый: 2 - активность и оптимизм
3. Fe – 3e → Fe+3 зеленый: 3 - спокойствие
4. S – 4e → S+4 синий: 4 - нежность
По мнению ученых, цвет и интерьер комнаты отражают привычки человека, во многом определяя его настроение и самочувствие. Выбирая цветовую гамму комнаты, надо принимать во внимание и ее освещенность. Достаточная освещенность снимает утомление.
Многовариантные задачиЗапишите уравнения химических реакции и по числу электронов, участвующих в процессе окисления, определите, как влияет окружающие

Слайд 16Многовариантные задачи
Запишите уравнения химических реакции:
а) окисления фосфора (V)
б) горения аммиака

в отсутствии катализатора
в) окисления аммиака в присутствии платинового катализатора
г) разложения

нитрата железа(III)
уравняйте,
сложите коэффициенты в уравнениях химических реакции и вы узнаете:
а) в какое время у человека наивысшая работоспособность.
б) в какое время у человека наибольшее утомление
в) в какое время у человека вечерний подъем работоспособности
г) когда необходимо прекращать всякую деятельность
Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима дня позволит достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению.

Ответ: а) 4Р + 5О2 = 2 Р2О5 (11часов)
б) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O (15 часов)
в) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O (19 часов)
г) 4Fe (NO3)3 = 2 Fe2O3 + 12 NO2 + 3 O2 ( 21 час)
Многовариантные задачиЗапишите уравнения химических реакции:а) окисления фосфора (V)б) горения аммиака в отсутствии катализаторав) окисления аммиака в присутствии

Слайд 17Эвристические задачи
Сульфат бария используют в медицине как рентгено-
контрастное средство,

но в нем недопустима примесь карбоната
бария. Известны случаи отравления

, если в сульфате бария
присутствовала примесь карбоната бария. Объясните причину
отравления и как его избежать.
Решение:
Сульфат бария считается безвредным, так как он не растворим в воде. Но ион бария очень токсичен, Если в сульфате бария присутствует примесь карбоната бария, то, попав в кислотную среду желудка, ион бария будет переходить в раствор:
BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2 + H2O
BaCO3 + 2Н+ = Ba²+ + CO2 + H2O
Для избавления от примесей возможно приготовление суспензии не в дистиллированной воде, а в сульфатных растворах, например, в растворе сульфата натрия. То есть, необходимо перевести все примеси соединений бария в нерастворимый сульфат.
Эвристические  задачиСульфат бария используют в медицине как рентгено-	контрастное средство, но в нем недопустима примесь карбоната бария.

Слайд 18Задачи на растворы
Для рентгеновского исследования желудка больному дают

выпить суспензию сульфата бария. Почему используют именно сульфат, а не

хлорид? Как можно получить сульфат бария, используя серную кислоту? Какую массу 49% серной кислоты нужно взять для получения 100 г сульфата бария?

Решение:
Хлорид бария – растворимая соль, она будет в виде ионов, а сульфат бария в виде суспензии возможно «уловить» рентгеновским аппаратом.
H2SO4 + BaCl2 = 2НCl + Ba SO4↓
n (Ba SO4) = 100/233 = 0,429 (моль)
n (H2SO4) = 0, 429 моль по уравнению.
m (H2SO4 ) = 0,429 • 98 = 42 (г)
m р-ра (H2SO4) = 42 • 0,49 = 20,6 (г)

Задачи  на  растворыДля рентгеновского исследования желудка больному дают выпить суспензию сульфата бария. Почему используют именно

Слайд 19 Задачи на растворы
Глюкозу в

медицине используют в виде растворов различной концентрации, которые

служат источником жидкости и питательного материала, а также способствуют обезвреживанию и выведению ядов из организма.
Рассчитайте, в какой массе раствора глюкозы с массовой долей 5 % следует растворить 120г ее, чтобы получить раствор с массовой долей глюкозы 8 %.

Решение:
Пусть масса 5% раствора – х, тогда
0,05х + 120 = 0,08х + 120 · 0,08
110,4 = 0,03х
х = 3680
необходимо 3680 г 5% раствора.

Задачи  на  растворыГлюкозу в медицине используют в виде растворов различной

Слайд 20Задачи, возникающие из жизнедеятельности школы. ГО и ЧС
В случае загрязнения

атмосферы хлором, можно защититься марлевыми повязками, смоченными 5% раствором питьевой

соды и подняться на верхний этаж здания школы.
Объясните с химической точки зрения это явление.

Решение: хлор тяжелее воздуха DвCl2= 71/29 =2,45
гидрокарбонат натрия – соль, образованная слабой кислотой и сильным основанием, идет гидролиз по аниону – среда щелочная, хлор нейтрализуется
Сl2 + 2NaOH = NaCl + NaClO + H2O

В случае загрязнения атмосферы аммиаком, надеть марлевые повязки, смоченные 3% раствором уксусной кислоты и располагаться на первых этажах.
Объясните с химической точки зрения это явление.


Решение: аммиак легче воздуха
Dв NH3 = 17/29 = 0,59
аммиак обладает основными свойствами и нейтрализуется уксусной кислотой:
NH3 + CH3COOH = CH3COONH4

Задачи, возникающие из жизнедеятельности школы. ГО и ЧСВ случае загрязнения атмосферы хлором, можно защититься марлевыми повязками, смоченными

Слайд 21Правила техники безопасности
Простейшим способом удаления пролившейся
ртути является обработка загрязненного

места
йодной настойкой. Какую массу йодной настойки,
содержащей 5% йода,

нужно использовать для
уничтожения 2г ртути.


Решение:
2Hg + I2 = Hg2I2
n(Hg)/2=n(I2)/1
n (Hg) = m (Hg) / M (Hg)
n(I2) = m (I2) / M (I2) = ω (I2) х m (р-ра)/ M (I2)
m (р - ра) = m (Hg) х M (I2) / {2 M (Hg) ω (I2) }
m (р - ра) = 2.254./ {2.201/0,05}= 25,3 (г)
Правила техники безопасностиПростейшим способом удаления пролившейся ртути является обработка загрязненного места йодной настойкой. Какую массу йодной настойки,

Слайд 22 « Домашние » задачи
Плохой уход за зубами,

особенно несвоевременное удаление остатков пищи, - одна из причин кариеса.


Почему для зубов особенно опасна углеводная пища
(белый хлеб, печенье, сахар)?

Ответ: многочисленные бактерии, находящиеся во рту, потребляют из пищи сахар. В ходе их жизнедеятельности при разложении углеводов образуется молочная кислота, которая повышает кислотность слюны, что разрушающе действует на эмаль и твердые ткани зубов.
Чем больше во рту сахара, тем вероятнее развитие кариеса!!!

« Домашние »   задачиПлохой уход за зубами, особенно несвоевременное удаление остатков пищи, - одна

Слайд 23« Домашние » задачи
При неправильном уходе за ротовой

полостью зубы
становятся очень чувствительны к горячей и
холодной пище,

но эти ощущения проходят, если два
раза в день чистить зубы пастой, содержащей фтор.
Как с химической точки зрения объяснить этот факт?.

Ответ:
Соединения фтора переводят Ca5OH(PO4)3 в CaF2 , а он, в свою очередь, адсорбируется на эмали, предохраняя ее от воздействия кислот, образующихся при разложении пищи. Также фторидные соединения подавляют жизнедеятельность бактерий, эмаль не разрушается и становится не чувствительной к горячей и холодной пище.
« Домашние »   задачиПри неправильном уходе за ротовой полостью зубы становятся очень чувствительны к горячей

Слайд 24« Домашние » задачи
В составе желудочного сока содержится

соляная кислота. Избыток ее (повышенная кислотность) вызывает изжогу в организме.

Если соляной кислоты ниже нормы, то у человека пониженная кислотность. При «изжоге» в домашних условиях часто принимают питьевую соду.
Запишите уравнения химической реакции. Возможно ли с помощью питьевой соды навсегда избавиться от «изжоги». Почему?

Ответ:
NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2O
C помощью питьевой соды нельзя навсегда избавиться от «изжоги» так как временная нейтрализация кислоты ведет к дальнейшему увеличению ее образования:
CO2 + H2O + Cl¯ → HCl + HCO3¯

« Домашние »   задачиВ составе желудочного сока содержится соляная кислота. Избыток ее (повышенная кислотность) вызывает

Слайд 25« Домашние » задачи
Перманганат калия –KMnO4 используется в


медицине в виде 5% раствора для смазывания обожженных мест и

как кровоостанавливающее
средство. Определить массу перманганата калия и
воды, необходимых для приготовления 50 г данного раствора.

Более слабые растворы употребляются для полоскания рта и горла как дезинфицирующее средство вследствие его высокой окислительной способности.

Решение:
m(KMnO4) = 50 • 0,05 = 2,5 9 (г).
m(H2O) = 50 – 2,5 = 47,5 (г)
« Домашние »   задачиПерманганат калия –KMnO4 используется в 	медицине в виде 5% раствора для смазывания

Слайд 26« Домашние » задачи
Какие вещества, находящиеся в домашней

аптечке, как дезинфицирующие препараты, можно использовать для получения кислорода.
Запишите

уравнения химических реакций и условия их проведения:

Решение:
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
2H2O2 = 2H2O + O2
(tº выше 150º или медленное разложение при
комнатной температуре)

« Домашние »   задачиКакие вещества, находящиеся в домашней аптечке, как дезинфицирующие препараты, можно использовать для

Слайд 27« Домашние » задачи
В домашней аптечке хранятся

такие вещества как перманганат калия, нашатырный спирт, этиловый спирт. Обсудите

возможность взаимодействия между ними. Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Что вы знаете об их использовании, как медицинских препаратов.

Решение:
2KMnO4 + 3С2 Н5ОН = 2MnO2 + С Н3СНО + 2КОН + 2H2O (20-30º) 2KMnO4 + 2(NH3 • H2O) конц. = 2MnO2 + N2 + 2KOH + H2O

« Домашние »   задачи В домашней аптечке хранятся такие вещества как перманганат калия, нашатырный спирт,

Слайд 28« Домашние » задачи
Используя вещества из домашней аптечки,

ученик попытался провести химические реакции. Какие вещества ему необходимо взять,

и при каких условиях провести химические реакции, если он предполагает получить следующие вещества (все продукты реакции указаны без коэффициентов)

MnO2 + СН3СНО + КОН + H2O
MnO2 + N2 + KOH + H2O

« Домашние »   задачиИспользуя вещества из домашней аптечки, ученик попытался провести химические реакции. Какие вещества

Слайд 29« Домашние » задачи
Пурген (фенолфталеин) применяют как слабительное

средство. Какую окраску приобретет пурген в растворах
нашатырного спирта
питьевой соды
этилового спирта.
Ответ

мотивируйте.

Ответ:
Раствор аммиака – щелочь, раствор гидрокарбоната натрия имеет щелочную среду, поэтому, фенолфталеин приобретает малиновую окраску:
HCO3- + H2O = H2CO3 + OH-
« Домашние »   задачиПурген (фенолфталеин) применяют как слабительное средство. Какую окраску приобретет пурген в растворахнашатырного

Слайд 30Задачи можно:
предложить учащимся как химическую разминку в начале урока
при

закреплении нового материала
как дополнительное задание во время контрольной работы
как

творческое задание по самостоятельному составлению задач
или предложить подобрать к математическим расчетам материал по здоровьесбережению
Задачи  можно:предложить учащимся как химическую разминку в начале урокапри закреплении нового материалакак дополнительное задание во время

Слайд 31Материалы для составления задач:
Присутствие химических элементов в организме человека, в

каких органах они находятся, их роль, токсичность, источники, суточная норма
О

роли некоторых веществ (вода, серебро, витамины)
Применение неорганических веществ как лекарственных препаратов
О химических явлениях в организме человека (буферные системы, электрохимические явления, явления диффузии и осмоса)
Химия и гигиена
О пище и пищевых продуктах
Знаете ли вы, что…
Материалы  для составления задач:Присутствие химических элементов в организме человека, в каких органах они находятся, их роль,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика