Слайд 1Окислительно – восстановительные реакции. 
Раева Анна Семеновна
Учитель химии
МОБУ СОШ №
                                                            
                                    
24 
имени С. И. Климакова, г. Якутск
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Цели урока: 
Образовательная цель: 
Знать сущность степени окисления, окислительно-восстановительных процессов,
                                                            
                                    
происходящих с веществами, изменение окислительно-восстановительных свойств элементов в периодах и
                                    группах в ПСХЭ Д И. Менделеева, основные окислители и восстановители.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Уметь определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах,
                                                            
                                    
различать понятия: степень окисления, валентность и заряд иона, составлять уравнения
                                    окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, определять окислительно-восстановительные свойства веществ, предсказывать продукты реакций, раскрывать сущность окислительно- восстановительных процессов.
Уметь сравнивать, находить причинно-следственные связи, анализировать, делать   выводы, работать с алгоритмами, наблюдать, работать в парах.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Воспитательная цель:
Уметь слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к
                                                            
                                    
себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Учитель:   С окислительно-восстановительными реакциями связаны природные процессы обмена
                                                            
                                    
веществ, брожения, круговорота веществ в природе. Эти реакции можно наблюдать
                                    при сгорании топлива, в процессе коррозии металлов, при электролизе, выплавке металлов.
   ОВР – реакции, протекающие с изменением степени окисления элементов. Что такое степень окисления?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Ученик: Степень окисления – условный заряд атома в молекуле, вычислительный
                                                            
                                    
исходя из предположения, что все связи в соединении ионные (то
                                    есть электронные пары полностью смещены в сторону атомов с большей электроотрицательностью, а соединение нейтральное). Степень окисления может быть положительной, отрицательной, нулевой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Учитель: Как можно определить степень окисления?
Ученик:    
                                                            
                                    
 Правила определения степени окисления:
В простом веществе элемент имеет нулевую
                                    степень окисления (К0,О20);
Водород в соединениях (исключение –гидриды металлов NaH-1, CaH2-1 и др.) имеет степень окисления +1;
Кислород в соединениях (исключение пероксиды [-1] и F2O[+2] имеет степень окисления -2;
Степень окисления металлов в соединениях положительная и зависит от валентности, у щелочных металлов +1, у щелочноземельных металлов +2, у алюминия+3.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Ученик:      Правила определения степени окисления:
В
                                                            
                                    
простом веществе элемент имеет нулевую степень окисления (К0,О20);
Водород в соединениях
                                    (исключение –гидриды металлов NaH-1, CaH2-1 и др.) имеет степень окисления +1;
Кислород в соединениях (исключение пероксиды [-1] и F2O[+2] имеет степень окисления -2;
Степень окисления металлов в соединениях положительная и зависит от валентности, у щелочных металлов +1, у щелочноземельных металлов +2, у алюминия+3.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9В молекуле сумма степень окисления всех элементов равна нулю, в
                                                            
                                    
ионе алгебраическая сумма степеней окисления равна заряду иона.
К2+1Mn(Х)O4-2  
                                                     К2 +1Сr2 (х)O7-2
2(+1)+х+4(-1)=0           2(+1)+2х+7(-2)=0
Х=+6                     х=+6   
К2+1Mn+6O4-2                     К2 +1Сr2+6O7-2
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10 Задания на повторение:
   1. Определите степени окисления
                                                            
                                    
всех атомов в соединениях:
а)  KNO2    
                                                               д) H2SO4
б)  KMnO4                              ж) NH3
в)  NaH                                 з)  H2S      
г)  FeCL3                                и) KCLO3
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Учитель:   ОВР – реакции, протекающие с изменением степени
                                                            
                                    
окисления элементов.
Например, H +2S+6O4-2+Fe0 →  Fe+2S+6O-24 + H02 
                                     
    2H + →H02
    Fe0 → Fe+2
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Задание: 
Среди перечисленных реакций укажите те реакции, которые являются окислительно-
                                                            
                                    
восстановительными.
а) H2SO4+BaCl2→BaSO4 + 2HCL
б) Pb(NO3)2+Zn→Zn(NO3)2 + Pb
в) Pb(NO3)2 + 2HCL
                                    →PbCL2 + 2HNO3
г) 2H2S + 3O2→ 3S + 2H2O   
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Учитель: Окислительно – восстановительные реакции – это такие реакции, в
                                                            
                                    
которых одновременно протекают процессы окисления и восстановления .
Окисление – процесс
                                    отдачи электронов атомами, молекулами или ионами. При окислении степень окисления увеличивается. Атомы, молекулы или ионы, которые отдают электроны, называются восстановителями.
Н20 -2е = 2Н+1
Zn0 -2e = Zn+2
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14 Восстановление – процесс присоединения электронов атомами, молекулами или ионами.
                                                            
                                    
Степень окисления при восстановлении уменьшается. Атомы, молекулы или ионы, которые
                                    принимают электроны, называются окислителями.
Br2 0+2e =2Br-1
Zn+2+2e=Zn0
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Окисление и восстановление – взаимосвязанные процессы. Число электронов, отданных окислителем
                                                            
                                    
в ОВР, всегда равно числу электронов, принятых восстановителем.
  
                                     При составлении ОВР используется метод электронного баланса. Метод основан на сравнении степеней окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции. Основное требование при составлении уравнений этим методом: число отданных электронов должно быть равно числу принятых электронов. Рассмотрим, как составляется электронный баланс, (алгоритм).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Метод электронного баланса.
Метод электронного баланса.
Пример:  Используя метод электронного баланса,
                                                            
                                    
расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции:
AL +HCL → ALCL3 +H2
Определите
                                    окислитель и восстановитель.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Решение :
Записать схему реакции, например: AL +HCL → ALCL3 +H2
Определите
                                                            
                                    
степени окисления элементов и найти элементы, которые изменяют степени окисления:
                                    AL0 +H+1CL-1 → AL+3CL3-1 +H20
3. Написать уравнение процессов окисления и восстановления обязательно учитывать количество атомов элементов, участвующих в процессах:
АL0 -3e = AL+3
2H+1+2e=H20
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Решение :
4. Уравнять число отданных и принятых электронов и определить
                                                            
                                    
коэффициенты при окислителе и восстановителе.
АL0 -3e = AL+3 |2-процесс окисления
                                    АL 0 -восстановитель
2H+1+2e=H20  |3-процесс восстановления, H+1 – окислитель
 -----------------------------------------------------------------
2 АL0+6Н+1 = 2 АL+3 +3Н20
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Решение:
5. Перенести полученные коэффициенты с учетом числа атомов элементов, участвующих
                                                            
                                    
в процессах, в молекулярное уравнение и, используя закон сохранения массы,
                                    уравнять его.
2AL +6HCL → 2ALCL3 +3H2
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20 Проверить число атомов каждого элемента в левой и правой
                                                            
                                    
частях уравнения:
В левой части      
                                         правой части
2 атома AL          =         2 атома AL;
6 атомов Н          =         6 атомов Н
6 атомов CL         =         6 атомов CL   
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Вывод: реакция уравнена.
  Окисление всегда сопровождается восстановлением, восстановление окислением.
                                                            
                                    
Не бывает одного процесса без другого. ОВР – это единство
                                    двух противоположных процессов – окисления и восстановления. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Возникают трудности 
 
с определением числа электронов и типа процесса
                                                            
                                    
(т.е. +ē или
 – ē).  Например,  N +5
                                    ? хē →N+2
Можно рекомендовать следующий прием: 5 – 2 = +3
Или алгебраическое уравнение, обозначив число электронов через х. электроны заряжены отрицательно, учтем это при составлении уравнения:
+5 + (-х) = +2
+5 – 2 = х
Х = 3
Надо принять 3 электрона. Записываем это: 
N +5 +3ē →N+2 окислитель (восстановитель).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Следующий пример:
N -5 ? хē →N+3
-2 + (-х) = +3
-2
                                                            
                                    
+ (-3) = х
Х = -5
N -2 -5ē →N+3 восстановитель
                                    (окисляется).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Задание для закрепления. 
Рассмотрите следующие примеры:
а) S+6 →S0  
                                                            
                                    
         
                                          в) S+6→S-2
   б) S+4→S-2                    г) S+4→S+6
Укажите окислитель и восстановитель в следующих реакциях.
а) N2 + O2 →2NO             б) 2 F2 + 7O2 →2 F2O7
в) Fe + S → FeS               г) S + O2 → SO2
      д) Cu + HNO3 → Cu(NO3)2 + NO↑ + H2O
      ж) Mg + H2SO4→Mg SO4+ H2S ↑+ H2O
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Домашнее задание:
Расставьте коэффициенты c помощью электронного баланса, укажите окислитель и
                                                            
                                    
восстановитель в следующих реакциях:
a) К + HCL→HCL + H2
б) N2+O2
                                    →N2O3
в) Zn + H2SO4→ Zn SO4+ S↓ + H2O
г) Cu + HNO3 → Cu(NO3)2 + NO2↑ + H2O
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Литература:
М.Ю. Горковенко, Поурочные разработки по химии. 8 класс. Москва «Вако»
                                                            
                                    
2004г. стр.57-58, 140.
В.Н. Доронькин, А.Г.Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралева. Тематические
                                    тесты для подготовки к ЕГЭ. Легион Ростов – на - Дону 2012г.. стр. 4-12.
В.Е.Морозов, Сборник элективных курсов. Химия 10-11 классы. Волгоград : Учитель, 2007г.
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 9 класс. Издательство «Просвещение», 2008г. стр.17-19