Слайд 1
Проблемное обучение
на
уроках химии
Подготовила: учитель биологии и химии
Бурделева М. В.
Слайд 3Умение учителя активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке имеет большое
значение для качественного усвоения ими учебного материала.
Слайд 4Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является
проблемное обучение.
Слайд 5
Чтобы использовать метод проблемного обучения учитель четко должен представлять себе
следующее.
Какие цели преследует создание проблемной ситуации на уроке?
Что будет способствовать
возникновению проблемной ситуации на уроке?
Какие интеллектуальные затруднения возникнут у учащихся при решении предложенной учителем задачи?
Как будет создана проблемная ситуация? Будет ли это проблемный вопрос, или задание?
Как вовлечь учащихся в познавательный поиск?
Слайд 6Главная цель проблемного обучения
– при минимальных затратах времени получить
максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.
Слайд 7При отборе проблемных заданий для самостоятельного выполнения необходимо учитывать, что:
самостоятельное
выполнение проблемных заданий ведет к глубокому усвоению учениками соответствующих вопросов
курса и способствует интенсивному умственному развитию учащихся;
на выполнение таких заданий затрачивается больше времени.
Слайд 8Проблемным считается такой урок, на котором учитель преднамеренно и систематически создает
проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке
учебных проблем и их решению (высший уровень проблемности) или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику движения мысли в условиях проблемной ситуации (низший уровень проблемности).
Слайд 9 Пусковой механизм проблемного обучения – проблемная ситуация. Она
составляет особый вид взаимодействия учителя и ученика. Проблемная ситуация проявляется
у учащихся прежде всего в возникновении определенного психического состояния интеллектуального затруднения, сопровождающее ситуацию затруднения: проблемную ситуацию – наличие некоторой степени рассогласования между усвоенными и усваиваемыми знаниями, которое определяется творческими возможностями и уровнем развития ученика.
Слайд 10 Задача или вопрос могут считаться
проблемными тогда, когда они содержат определенные противоречивые данные, требующие размышлений
и поисков, обобщения или аналогий, вызывают познавательный интерес.
Пример проблемного вопроса: «Как объяснить, что элементы одной подгруппы – углерод и кремний – образуют высшие оксиды, резко отличающиеся друг от друга по своим физическим свойствам?»
Способы
создания проблемных ситуаций
Слайд 12Ситуация неожиданности создается при ознакомлении учащихся с явлениями, выводами, фактами,
вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей необычностью.
Ситуация конфликта используется в
основном при изучении теории.
Ситуация предположения состоит в выдвижении учителем предположений о возможности существования какой – либо новой закономерности или явления с вовлечением учащихся в исследовательский поиск. Например, учитель демонстрирует аллотропные видоизменения элементови предлагает объяснить, почему они возможны, или, например, учащиеся еще не знают, что хлорид аммония может возгоняться, а им предлагают вопрос, как разделить смесь хлорида аммония и хлорида калия.
Слайд 13Ситуация опровержения создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать
несостоятельность какой – либо идеи, доказательства, проекта, опровергнуть неверный вывод
и т.п.
Ситуация несоответствия (противоречия) возникает в тех случаях, когда жизненный опыт, понятия и представления, стихийно сложившиеся у учащихся, вступают в противоречие с научными данными.
Например, учитель задает вопрос: «Может ли при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду получиться прозрачный раствор?» Учащиеся на основании предшествующего опыта отвечают отрицательно, а учитель показывает опыт с образованием гидрокарбоната кальция.
Ситуация неопределенности возникает в тех случаях, когда предъявляемое проблемное задание содержит недостаточно данных для получения однозначного решения.
Слайд 14Дидактические цели создания проблемных ситуаций :
привлечь внимание ученика к вопросу,
задаче; учебному материалу; пробудить у него познавательный интерес и другие
мотивы деятельности;
поставить его перед таким познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
Слайд 15поставить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью
и невозможностью удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков;
помочь
ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить ученика к активной познавательной деятельности;
помочь ему определить границы актуализации усвоенных знаний и указать направление наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Слайд 16
10
способов создания проблемной ситуации
Слайд 171. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия
между ними.
Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися
практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой.
Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
Слайд 186. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений,
правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7. Побуждение учащихся
к предварительному обобщению новых фактов.
8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы.
9. Организация межпредметных связей.
10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Методы
проблемного обучения
Слайд 20Метод проблемизации.
2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.
3. Метод уяснения готового
знания из печатного источника.
4. Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы.
Слайд 211. Метод проблемизации.
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и
естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика
в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.
Слайд 222.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.
На этапе выдвижения гипотез необходимо,
чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их,
отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.
Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.
Слайд 233. Метод уяснения готового знания из печатного источника.
Учащимся предлагаются тексты
из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме
и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.
Слайд 244. Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы.
Эти методы предполагают сочетание
устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное
отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.
Слайд 25«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной
интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость
творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами»
Ш.А. Амонашвили
Слайд 26Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод
Слайд 271. На основе дискуссионной деятельности:
семинары (индивидуальная работа);
структурированные дискуссии (групповая работа);
проблемно-практические
дискуссии (коллективная работа)
Слайд 282. На основе исследовательской деятельности:
практические занятия (коллективная работа)
проблемно- лабораторные занятия
(групповая работа)
исследовательские уроки (индивидуальная работа)
Слайд 293. Традиционные уроки с новыми аспектами:
урок-лекция;
урок-семинар;
урок решения задач;
урок-конференция;
урок-экскурсия;
урок-консультация;
урок-зачет и т.д.
Слайд 304. Нестандартные уроки:
урок-аукцион;
рок-пресс-конференция;
урок-защита диссертации;
урок-суд;
урок-посвящение;
учебный мозговой штурм;
мозговая атака;
урок-интервью;
урок-медицинский консилиум.
Слайд 31Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков.
Слайд 321. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
2. СОБСТВЕННО УРОК.
3. АНАЛИЗ.
Слайд 33ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
В нем активное участие принимают и учитель, и
учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают
определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.
Слайд 342. СОБСТВЕННО УРОК.
Выделяется три основных этапа:
Первый этап.
Второй этап.
Третий этап.
Слайд 35Первый этап.
Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению,
к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в
которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Слайд 36Второй этап.
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных
"нестандартных" формах организации их мыслительной активности.
Слайд 37Третий этап.
Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не
выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов.
Слайд 383. АНАЛИЗ.
В период анализа данных уроков целесообразно оценить как итоги
обучения, воспитания, развития учащихся, так картину общения – эмоциональный тонус
урока: не только общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся руг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Слайд 39Практическое использование методики проблемного обучения в курсе химии включает в
себя несколько этапов.
Слайд 40Разработка проблемных вопросов.
Из опыта работы следует, что проблемный вопрос должен быть:
сложным,
сопряженным с противоречиями;
увлекательным, но соответствующим логике науки;
ёмким, способным охватить широкий
круг вопросов;
создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Слайд 412. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
через углубление проблемного
вопроса;
через поиск разных граней его решения;
через сопоставление разных вариантов ответов.
Слайд 423. Формы решения проблемных ситуаций:
дискуссия;
научный спор;
проблемная лекция;
проблемные задачи и задания;
задачи
исследовательского характера;
исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
Слайд 43 4. Определение факторов создания проблемных ситуаций:
уровень развития учащихся;
характер исторического материала;
педагогические
цели;
творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности;
организация поисковой
работы;
стимуляция личной заинтересованности в разрешении проблемной ситуации;
выявление причинно-следственных связей.
Слайд 44 5. Создание блоков проблемных уроков.
6. Подготовка проблемных домашних заданий.
7. Разработка
проблемного дидактического и контрольного материала.
Слайд 45Литература
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения
школьников. – 1970.
Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение.
– М., 1983.
Вопросы проблемного обучения в школе: Сб. / Под. ред. М.И. Махмутова. – Казань, 1970.
Общая методика обучения химии / Под ред.Л.А. Цветкова. – М., просвещение, 1981.
Халиуллин Р.И. Система дифференцированных заданий на проблемных уроках по химии // Химия в школе. – 1973. – № 5. – С.35
Кузнецов Н.Е., Шаталов М.А., Эстрин Э.Р. Проблемное обучение химии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов – Киров, 1998.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: Владос, 2000.
Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях проблемного обучения. – Л., 1992.
Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М., 1982.