Разделы презентаций


Сложные вопросы ЕГЭ по химии

Содержание

«Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учитель химии МБОУ СОШ №79
г. о. Самара
Язрикова Любовь Михайловна
Сложные

вопросы ЕГЭ по химии

Учитель химии МБОУ СОШ №79 г. о. СамараЯзрикова Любовь МихайловнаСложные вопросы ЕГЭ по химии

Слайд 2«Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать

ошибки».

«Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки».

Слайд 3С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель

и восстановитель.

С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель.

Слайд 4Необходимые навыки
Расстановка степеней окисления
Задавать себе главный вопрос: кто в этой

реакции отдаёт электроны, а кто их принимает?
Определите, в какой среде

(кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция. если в продуктах мы видим кислоту, кислотный оксид — значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла — точно не кислая.
Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель
Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя — надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.

Необходимые навыкиРасстановка степеней окисленияЗадавать себе главный вопрос: кто в этой реакции отдаёт электроны, а кто их принимает?Определите,

Слайд 5Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении
Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного

баланса
Если какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в

роли окислителя (восстановителя) — его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставлены
Предпоследним уравнивается водород
по кислороду мы только проверяем
Последовательность расстановки коэффициентов в уравненииСначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного балансаЕсли какое-либо вещество выступает и в роли

Слайд 6Возможные ошибки
Расстановка степеней окисления:
а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов:

фосфин РН3 — степень окисления у фосфора — отрицательная;
б) в

органических веществах — проверьте ещё раз, всё ли окружение атома С учтено в) аммиак и соли аммония — в них азот всегда имеет степень окисления −3
в) кислородные соли и кислоты хлора — в них хлор может иметь степень окисления +1, +3, +5, +7;
г) двойные оксиды: Fe3O4, Pb3O4 — в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.

Возможные ошибкиРасстановка степеней окисления:а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин РН3 — степень окисления у фосфора

Слайд 72. Выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть,

например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот
3.

Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой!
а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак;
б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид;
в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.

2. Выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть, например, в реакции есть только окислитель без

Слайд 9Повышение степеней окисления марганца

Повышение степеней окисления марганца

Слайд 10Дихромат и хромат как окислители.

Дихромат и хромат как окислители.

Слайд 11Повышение степеней окисления хрома

Повышение степеней окисления хрома

Слайд 12Азотная кислота с металлами. — не выделяется водород, образуются продукты восстановления

азота

Азотная кислота с металлами. — не выделяется водород, образуются продукты восстановления азота

Слайд 13Диспропорционирование
Реакции диспропорционирования — это реакции, в которых один и тот

же элемент является и окислителем, и восстановителем, одновременно и повышая,

и понижая свою степень окисления:
ДиспропорционированиеРеакции диспропорционирования — это реакции, в которых один и тот же элемент является и окислителем, и восстановителем,

Слайд 14Серная кислота с металлами
— разбавленная серная кислота реагирует как обычная

минеральная кислота с металлами левее Н в ряду напряжений, при

этом выделяется водород; — при реакции с металлами концентрированной серной кислоты не выделяется водород, образуются продукты восстановления серы.
Серная кислота с металлами— разбавленная серная кислота реагирует как обычная минеральная кислота с металлами левее Н в

Слайд 15Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.

Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.

Слайд 16С 2. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
Изменения в КИМ

2012 года

С 2. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ  Изменения в КИМ 2012 года

Слайд 17Задание С2 предложено в двух форматах.
В одних вариантах КИМ

оно будет предложено в прежнем формате
а в других в

новом, когда условие задания представляет собой описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемый должен будет отразить посредством уравнений соответствующих реакций.
Задание С2 предложено в двух форматах. В одних вариантах КИМ оно будет предложено в прежнем формате а

Слайд 18С2.1. (ПРЕЖНИЙ ФОРМАТ) – 4 БАЛЛА. ДАНЫ ВЕЩЕСТВА: ОКСИД АЗОТА

(IV), МЕДЬ, РАСТВОР ГИДРОКСИДА КАЛИЯ И КОНЦЕНТРИРОВАННАЯ СЕРНАЯ КИСЛОТА. НАПИШИТЕ

УРАВНЕНИЯ ЧЕТЫРЕХ ВОЗМОЖНЫХ РЕАКЦИЙ МЕЖДУ ВСЕМИ ПРЕДЛОЖЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, НЕ ПОВТОРЯЯ ПАРЫ РЕАГЕНТОВ.

С2.2.(В НОВОМ ФОРМАТЕ) – 4 БАЛЛА. СОЛЬ, ПОЛУЧЕННУЮ ПРИ РАСТВОРЕНИИ ЖЕЛЕЗА В ГОРЯЧЕЙ КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТЕ, ОБРАБОТАЛИ ИЗБЫТКОМ РАСТВОРА ГИДРОКСИДА НАТРИЯ. ВЫПАВШИЙ БУРЫЙ ОСАДОК ОТФИЛЬТРОВАЛИ И ПРОКАЛИЛИ. ПОЛУЧЕННОЕ ВЕЩЕСТВО СПЛАВИЛИ С ЖЕЛЕЗОМ. НАПИШИТЕ УРАВНЕНИЯ ОПИСАННЫХ РЕАКЦИЙ.

С2.1. (ПРЕЖНИЙ ФОРМАТ) – 4 БАЛЛА.  ДАНЫ ВЕЩЕСТВА: ОКСИД АЗОТА (IV), МЕДЬ, РАСТВОР ГИДРОКСИДА КАЛИЯ И

Слайд 191 или 2 реакции обычно «лежат на поверхности», демонстрируя либо

кислотные, либо основные свойства вещества
В наборе из четырех веществ, как

правило, встречаются типичные окислители и восстановители. В этом случае как минимум одна представляют собой ОВР
Для написания реакций между окислителем и восстановителем необходимо:
1. предположить, до какого возможного значения повысится степень окисления атома-восстановителя и в каком продукте реакции он будет ее проявлять;
2. предположить, до какого возможного значения понизится степень окисления атома-окислителя и в каком продукте реакции он будет ее проявлять.


Обязательный минимум знаний

1 или 2 реакции обычно «лежат на поверхности», демонстрируя либо кислотные, либо основные свойства веществаВ наборе из

Слайд 20Типичные окислители и восстановители в порядке ослабления окислительных и восстановительных

свойств

Типичные окислители и восстановители в порядке ослабления окислительных и восстановительных свойств

Слайд 21Даны четыре вещества: оксид азота (IV), иодоводород, раствор гидроксида калия,

кислород.
1. кислота + щёлочь
а) есть 2 окислителя: NО2 и О2


б) восстановитель: НI
2. 4HI + О2 = 2I2 + 2Н2О
3. NО2 + 2HI = NO + I2 + Н2О
Диспропорционирование в растворах щёлочи
4.2NО2 + 2NaOH = NaNО2 + NaNО3 + Н2О

Даны четыре вещества: оксид азота (IV), иодоводород, раствор гидроксида калия, кислород.1. кислота + щёлочьа) есть 2 окислителя:

Слайд 22С 3. Генетическая связь между основными классами органических веществ

С 3. Генетическая связь  между основными классами органических веществ

Слайд 23Общие свойства классов органических веществ
Общие способы получения органических веществ
Специфические свойства

некоторых конкретных веществ

Обязательный минимум знаний

Общие свойства классов органических веществОбщие способы получения органических веществСпецифические свойства некоторых конкретных веществОбязательный минимум знаний

Слайд 24Большинство превращений
Углеводородов в кислородсодержащие
соединения происходит через галогенпроизводные
при

последующем действии на них щелочей
Взаимопревращения углеводородов и кислородсодержащих органических веществ

Большинство превращений Углеводородов в кислородсодержащие соединения происходит через галогенпроизводные при последующем действии на них щелочейВзаимопревращения углеводородов

Слайд 25Основные превращения бензола и его производных
Обратите внимание, что у бензойной

кислоты и нитробензола реакции замещения идут в мета-положениях, а у

большинства других производных бензола – в орто и пара-положениях.
Основные превращения бензола и его производныхОбратите внимание, что у бензойной кислоты и нитробензола реакции замещения идут в

Слайд 26Получение азотсодержащих органических веществ

Получение азотсодержащих  органических веществ

Слайд 27Взаимопревращения азотсодержащих соединений
Необходимо помнить,
что взаимодействие
аминов с галогеналканами
происходит с увеличением

числа
радикалов у атома азота.
Так можно из превичных
аминов получать соли

вторичных, а затем из них получать вторичные амины.

Взаимопревращения азотсодержащих соединенийНеобходимо помнить,что взаимодействие аминов с галогеналканамипроисходит с увеличением числа радикалов у атома азота.Так можно из

Слайд 28Окислительно-восстановительные свойства кислородсодержащих соединений
Окислителями спиртов
чаще всего являются
оксид меди (II) или


перманганат калия,
а окислителями
альдегидов и кетонов -
гидроксид меди (II),
аммиачный

раствор
оксида серебра и
другие окислители

Восстановителем
является водород

Окислительно-восстановительные свойства кислородсодержащих соединенийОкислителями спиртовчаще всего являютсяоксид меди (II) или перманганат калия, а окислителямиальдегидов и кетонов -

Слайд 29Получение производных карбоновых кислот
Сектор 1 – химические реакции
с разрывом

связей О-Н
(получение солей)
Сектор 2 – химические реакции
с заменой

гидроксогруппы
на галоген, аминогруппу или получение ангидридов
Сектор 3 – получение нитрилов
Получение производных карбоновых кислотСектор 1 – химические реакции с разрывом связей О-Н (получение солей)Сектор 2 – химические

Слайд 30Генетическая связь между производными карбоновых кислот

Генетическая связь  между производными карбоновых кислот

Слайд 31Типичные ошибки при выполнении задания СЗ:

незнание условий протекания химических

реакций, генетической связи классов органических соединений;
 незнание механизмов, сущности и условий

реакций с участием органических веществ, свойств и формул органических соединений;
неумение предсказать свойства органического соединения на основе представлений о взаимном влиянии атомов в молекуле;
незнание окислительно-восстановительных реакций (например, с перманганатом калия).
Типичные ошибки при выполнении задания СЗ: незнание условий протекания химических реакций, генетической связи классов органических соединений; незнание механизмов,

Слайд 32С 4. Расчёты по уравнениям реакций

С 4. Расчёты по уравнениям реакций

Слайд 33Классификация задач

Классификация задач

Слайд 34Расчёты по уравнениям реакций.
Газ, выделившийся при взаимодействии 110 мл 18

% -ного раствора HCl (ρ = 1,1 г/мл) и 50

г 1,56 % - ного раствора Na2S пропустили через 64 г 10,5% - ного раствора нитрата свинца. Определите массу соли, выпавшей в осадок.


Расчёты по уравнениям реакций.Газ, выделившийся при взаимодействии 110 мл 18 % -ного раствора HCl (ρ = 1,1

Слайд 35II. Задачи на смеси веществ
На нейтрализацию 7,6 г смеси муравьиной

и уксусной кислот израсходовано 35 мл 20%-ного раствора гидроксида калия

(плотность 1,20 г/мл). рассчитайте массу уксусной кислоты и её массовую долю в исходной смеси кислот.
II. Задачи на смеси веществНа нейтрализацию 7,6 г смеси муравьиной и уксусной кислот израсходовано 35 мл 20%-ного

Слайд 36III. Определение состава продукта реакции (задачи на «тип соли»)
Аммиак объёмом

4,48 л (н.у) пропустили через 200 г 4,9%-ного раствора ортофосфорной

кислоты. Назовите соль, образующуюся в результате реакции, и определите её массу.


III. Определение состава продукта реакции (задачи на «тип соли»)Аммиак объёмом 4,48 л (н.у) пропустили через 200 г

Слайд 37IV. Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции в растворе

по уравнению материального баланса
Оксид, образовавшийся при сжигании 18,6 г фосфора

в 44,8 л (н.у.) кислорода, растворили в 100 мл дистиллированной воды. Рассчитайте массовую долю ортофосфорной кислоты в полученном растворе.


IV. Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции в растворе по уравнению материального балансаОксид, образовавшийся при сжигании

Слайд 38Нахождение массы одного из исходных веществ по уравнению материального баланса
Какую

массу гидрида лития нужно растворить в 200 мл воды, чтобы

получить раствор с массовой долей гидроксида 10%? Какой цвет приобретёт метилоранж при добавлении его в полученный раствор? Запишите уравнение реакции и результаты промежуточных вычислений.


Нахождение массы одного из исходных веществ по уравнению материального балансаКакую массу гидрида лития нужно растворить в 200

Слайд 39Наиболее часто учащимися допускаются ошибки:
-  при определении массы раствора без

учета массы выделившегося газа или осадка;
при определении массовой доли растворенного

вещества в растворе, полученного при смешивании растворов с различной массовой долей растворенного вещества;
 при определении количеств веществ, вступающих в реакцию.
Наиболее часто учащимися допускаются ошибки: -  при определении массы раствора без учета массы выделившегося газа или осадка;при

Слайд 40С 5. Вывод молекулярной формулы вещества

С 5. Вывод молекулярной формулы вещества

Слайд 41Вывод формул

Вывод формул

Слайд 43Установите молекулярную формулу предельного третичного амина, содержащего 23,73% азота по

массе.


Установите молекулярную формулу предельного третичного амина, содержащего 23,73% азота по массе.

Слайд 44
2. При монохлорировании углеводорода, содержащего 83, 72 % углерода

образовалось два изомерных хлорпроизводных – первичное и третичное.
Установите строение

углеводорода, дайте ему название и составьте структурные формулы продуктов хлорирования.
2. При монохлорировании углеводорода, содержащего 83, 72 % углерода образовалось два изомерных хлорпроизводных – первичное и

Слайд 453. На нейтрализацию 18,5 г предельной одноосновной
карбоновой кислоты потребовался

раствор, содержащий
10 г гидроксида натрия. Определите формулу кислоты.


3. На нейтрализацию 18,5 г предельной одноосновной карбоновой кислоты потребовался раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия. Определите

Слайд 46
4. Одно и то же количество алкена при взаимодействии
с

хлором образует 2,26 г дихлорпроизводного, а при
взаимодействии с бромом

-4,04 г дибромпроизводного.
Определите состав алкена.


4. Одно и то же количество алкена при взаимодействии с хлором образует 2,26 г дихлорпроизводного, а при

Слайд 475. При сгорании вторичного амина симметричного
строения образовалось 44,8 мл

углекислого газа, 5,6 мл
азота (при н.у.) и 49,5 мг

воды.
Определите молекулярную формулу амина.


5. При сгорании вторичного амина симметричного строения образовалось 44,8 мл углекислого газа, 5,6 мл азота (при н.у.)

Слайд 48 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Слайд 49Список использованной литературы и интернет – ресурсов.
Изображение книг на фоне

букв ЕГЭ http://karambolala.ru/gai-himiya-2013-vse-varianty-7-iyunya-centr.html
Анимация химического прибора http://testonline62.ucoz.ru/index/poleznye_ssylki/0-9
Изображение совы на учебниках с

карандашом http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1079-sh-520-fw-854-fh-448-pd-1&p=13&tex
Габриелян, О.С., Решетов, П.В., Остроумов, И.Г. и др. Готовим¬ся к единому государственному экзамену: Химия. - М.: Дрофа, 2003.
Дерябина Н.Е. Химия. Минисправочник школьника и абитуриента «Органическая химия в реакциях», ИПО «У Никитских ворот», Москва, 2011
ДоронькинВ.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1- С5), Легион, Ростов–на-Дону, 2011г.
Егоров, А.С. Как сдать ЕГЭ по химии на 100 баллов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003
Список использованной литературы и интернет – ресурсов. Изображение книг на фоне букв ЕГЭ http://karambolala.ru/gai-himiya-2013-vse-varianty-7-iyunya-centr.htmlАнимация химического прибора http://testonline62.ucoz.ru/index/poleznye_ssylki/0-9Изображение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика