Слайд 1Учитель химии МБОУ СОШ №79
г. о. Самара
Язрикова Любовь Михайловна
Сложные
вопросы ЕГЭ по химии
Слайд 2«Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта;
чтобы набираться опыта, надо делать
ошибки».
Слайд 3С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель
и восстановитель.
Слайд 4Необходимые навыки
Расстановка степеней окисления
Задавать себе главный вопрос: кто в этой
реакции отдаёт электроны, а кто их принимает?
Определите, в какой среде
(кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция. если в продуктах мы видим кислоту, кислотный оксид — значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла — точно не кислая.
Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель
Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя — надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.
Слайд 5Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении
Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного
баланса
Если какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в
роли окислителя (восстановителя) — его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставлены
Предпоследним уравнивается водород
по кислороду мы только проверяем
Слайд 6Возможные ошибки
Расстановка степеней окисления:
а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов:
фосфин РН3 — степень окисления у фосфора — отрицательная;
б) в
органических веществах — проверьте ещё раз, всё ли окружение атома С учтено
в) аммиак и соли аммония — в них азот всегда имеет степень окисления −3
в) кислородные соли и кислоты хлора — в них хлор может иметь степень окисления +1, +3, +5, +7;
г) двойные оксиды: Fe3O4, Pb3O4 — в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.
Слайд 72. Выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть,
например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот
3.
Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой!
а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак;
б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид;
в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.
Слайд 9Повышение степеней окисления марганца
Слайд 10Дихромат и хромат как окислители.
Слайд 11Повышение степеней окисления хрома
Слайд 12Азотная кислота с металлами.
— не выделяется водород, образуются продукты восстановления
азота
Слайд 13Диспропорционирование
Реакции диспропорционирования — это реакции, в которых один и тот
же элемент является и окислителем, и восстановителем, одновременно и повышая,
и понижая свою степень окисления:
Слайд 14Серная кислота с металлами
— разбавленная серная кислота реагирует как обычная
минеральная кислота с металлами левее Н в ряду напряжений, при
этом выделяется водород;
— при реакции с металлами концентрированной серной кислоты не выделяется водород, образуются продукты восстановления серы.
Слайд 15Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.
Слайд 16С 2. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
Изменения в КИМ
2012 года
Слайд 17Задание С2 предложено в двух форматах.
В одних вариантах КИМ
оно будет предложено в прежнем формате
а в других в
новом, когда условие задания представляет собой описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемый должен будет отразить посредством уравнений соответствующих реакций.
Слайд 18С2.1. (ПРЕЖНИЙ ФОРМАТ) – 4 БАЛЛА.
ДАНЫ ВЕЩЕСТВА: ОКСИД АЗОТА
(IV), МЕДЬ, РАСТВОР ГИДРОКСИДА КАЛИЯ И КОНЦЕНТРИРОВАННАЯ СЕРНАЯ КИСЛОТА. НАПИШИТЕ
УРАВНЕНИЯ ЧЕТЫРЕХ ВОЗМОЖНЫХ РЕАКЦИЙ МЕЖДУ ВСЕМИ ПРЕДЛОЖЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, НЕ ПОВТОРЯЯ ПАРЫ РЕАГЕНТОВ.
С2.2.(В НОВОМ ФОРМАТЕ) – 4 БАЛЛА. СОЛЬ, ПОЛУЧЕННУЮ ПРИ РАСТВОРЕНИИ ЖЕЛЕЗА В ГОРЯЧЕЙ КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТЕ, ОБРАБОТАЛИ ИЗБЫТКОМ РАСТВОРА ГИДРОКСИДА НАТРИЯ. ВЫПАВШИЙ БУРЫЙ ОСАДОК ОТФИЛЬТРОВАЛИ И ПРОКАЛИЛИ. ПОЛУЧЕННОЕ ВЕЩЕСТВО СПЛАВИЛИ С ЖЕЛЕЗОМ. НАПИШИТЕ УРАВНЕНИЯ ОПИСАННЫХ РЕАКЦИЙ.
Слайд 191 или 2 реакции обычно «лежат на поверхности», демонстрируя либо
кислотные, либо основные свойства вещества
В наборе из четырех веществ, как
правило, встречаются типичные окислители и восстановители. В этом случае как минимум одна представляют собой ОВР
Для написания реакций между окислителем и восстановителем необходимо:
1. предположить, до какого возможного значения повысится степень окисления атома-восстановителя и в каком продукте реакции он будет ее проявлять;
2. предположить, до какого возможного значения понизится степень окисления атома-окислителя и в каком продукте реакции он будет ее проявлять.
Обязательный минимум знаний
Слайд 20Типичные окислители и восстановители в порядке ослабления окислительных и восстановительных
свойств
Слайд 21Даны четыре вещества: оксид азота (IV), иодоводород, раствор гидроксида калия,
кислород.
1. кислота + щёлочь
а) есть 2 окислителя: NО2 и О2
б) восстановитель: НI
2. 4HI + О2 = 2I2 + 2Н2О
3. NО2 + 2HI = NO + I2 + Н2О
Диспропорционирование в растворах щёлочи
4.2NО2 + 2NaOH = NaNО2 + NaNО3 + Н2О
Слайд 22С 3. Генетическая связь
между основными классами органических веществ
Слайд 23Общие свойства классов органических веществ
Общие способы получения органических веществ
Специфические свойства
некоторых конкретных веществ
Обязательный минимум знаний
Слайд 24Большинство превращений
Углеводородов в кислородсодержащие
соединения происходит через галогенпроизводные
при
последующем действии на них щелочей
Взаимопревращения углеводородов
и кислородсодержащих
органических веществ
Слайд 25Основные превращения бензола и его производных
Обратите внимание, что у бензойной
кислоты и нитробензола реакции замещения идут в мета-положениях, а у
большинства других производных бензола – в орто и пара-положениях.
Слайд 26Получение азотсодержащих
органических веществ
Слайд 27Взаимопревращения азотсодержащих соединений
Необходимо помнить,
что взаимодействие
аминов с галогеналканами
происходит с увеличением
числа
радикалов у атома азота.
Так можно из превичных
аминов получать соли
вторичных, а затем из них получать вторичные амины.
Слайд 28Окислительно-восстановительные свойства кислородсодержащих соединений
Окислителями спиртов
чаще всего являются
оксид меди (II) или
перманганат калия,
а окислителями
альдегидов и кетонов -
гидроксид меди (II),
аммиачный
раствор
оксида серебра и
другие окислители
Восстановителем
является водород
Слайд 29Получение производных карбоновых кислот
Сектор 1 – химические реакции
с разрывом
связей О-Н
(получение солей)
Сектор 2 – химические реакции
с заменой
гидроксогруппы
на галоген, аминогруппу или получение ангидридов
Сектор 3 – получение нитрилов
Слайд 30Генетическая связь
между производными карбоновых кислот
Слайд 31Типичные ошибки при выполнении задания СЗ:
незнание условий протекания химических
реакций, генетической связи классов органических соединений;
незнание механизмов, сущности и условий
реакций с участием органических веществ, свойств и формул органических соединений;
неумение предсказать свойства органического соединения на основе представлений о взаимном влиянии атомов в молекуле;
незнание окислительно-восстановительных реакций (например, с перманганатом калия).
Слайд 32С 4. Расчёты по уравнениям реакций
Слайд 34Расчёты по уравнениям реакций.
Газ, выделившийся при взаимодействии 110 мл 18
% -ного раствора HCl (ρ = 1,1 г/мл) и 50
г 1,56 % - ного раствора Na2S пропустили через 64 г 10,5% - ного раствора нитрата свинца. Определите массу соли, выпавшей в осадок.
Слайд 35II. Задачи на смеси веществ
На нейтрализацию 7,6 г смеси муравьиной
и уксусной кислот израсходовано 35 мл 20%-ного раствора гидроксида калия
(плотность 1,20 г/мл). рассчитайте массу уксусной кислоты и её массовую долю в исходной смеси кислот.
Слайд 36III. Определение состава продукта реакции (задачи на «тип соли»)
Аммиак объёмом
4,48 л (н.у) пропустили через 200 г 4,9%-ного раствора ортофосфорной
кислоты. Назовите соль, образующуюся в результате реакции, и определите её массу.
Слайд 37IV. Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции в растворе
по уравнению материального баланса
Оксид, образовавшийся при сжигании 18,6 г фосфора
в 44,8 л (н.у.) кислорода, растворили в 100 мл дистиллированной воды. Рассчитайте массовую долю ортофосфорной кислоты в полученном растворе.
Слайд 38Нахождение массы одного из исходных веществ по уравнению материального баланса
Какую
массу гидрида лития нужно растворить в 200 мл воды, чтобы
получить раствор с массовой долей гидроксида 10%? Какой цвет приобретёт метилоранж при добавлении его в полученный раствор? Запишите уравнение реакции и результаты промежуточных вычислений.
Слайд 39Наиболее часто учащимися допускаются ошибки:
- при определении массы раствора без
учета массы выделившегося газа или осадка;
при определении массовой доли растворенного
вещества в растворе, полученного при смешивании растворов с различной массовой долей растворенного вещества;
при определении количеств веществ, вступающих в реакцию.
Слайд 40С 5. Вывод молекулярной формулы вещества
Слайд 43Установите молекулярную формулу предельного третичного амина, содержащего 23,73% азота по
массе.
Слайд 44
2. При монохлорировании углеводорода, содержащего 83, 72 % углерода
образовалось два изомерных хлорпроизводных – первичное и третичное.
Установите строение
углеводорода, дайте ему название и составьте структурные формулы продуктов хлорирования.
Слайд 453. На нейтрализацию 18,5 г предельной одноосновной
карбоновой кислоты потребовался
раствор, содержащий
10 г гидроксида натрия. Определите формулу кислоты.
Слайд 46
4. Одно и то же количество алкена при взаимодействии
с
хлором образует 2,26 г дихлорпроизводного, а при
взаимодействии с бромом
-4,04 г дибромпроизводного.
Определите состав алкена.
Слайд 475. При сгорании вторичного амина симметричного
строения образовалось 44,8 мл
углекислого газа, 5,6 мл
азота (при н.у.) и 49,5 мг
воды.
Определите молекулярную формулу амина.
Слайд 49Список использованной литературы и интернет – ресурсов.
Изображение книг на фоне
букв ЕГЭ http://karambolala.ru/gai-himiya-2013-vse-varianty-7-iyunya-centr.html
Анимация химического прибора http://testonline62.ucoz.ru/index/poleznye_ssylki/0-9
Изображение совы на учебниках с
карандашом http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1079-sh-520-fw-854-fh-448-pd-1&p=13&tex
Габриелян, О.С., Решетов, П.В., Остроумов, И.Г. и др. Готовим¬ся к единому государственному экзамену: Химия. - М.: Дрофа, 2003.
Дерябина Н.Е. Химия. Минисправочник школьника и абитуриента «Органическая химия в реакциях», ИПО «У Никитских ворот», Москва, 2011
ДоронькинВ.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1- С5), Легион, Ростов–на-Дону, 2011г.
Егоров, А.С. Как сдать ЕГЭ по химии на 100 баллов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003