Слайд 1Урок обобщения и
систематизации знаний
по теме: «Важнейшие
классы неорганических
соединений.»
«Мощь и
сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого
множества»
Д.И. Менделеев
Слайд 2Цели урока:
ВОСпитывающая. Формирование интереса к умению, создание положительной атмосферы, воспитание
взаимного уважения между учащимися, для раскрытия их способностей.
Обучающая. Повторение,
углубление и обобщение сведений об основных классах соединений: классификация, свойства, генетическая связь
Развивающая. Развитие химического мышления, умения ставить и разрешать проблемы, обобщать и систематизировать информацию
Слайд 3Важнейшие классы неорганических соединений
Слайд 4Блок модуль №1
Оксиды – это соединения химических элементов с кислородом
Их
получают путем горения или сложных веществ разложения. В них два
элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь и лед
Слайд 6Задания
Задание №1
Даны вещества: HCl, CaO, Al2O3, CO2, SO2,H2SO4, CuCl2, P2O5
, ZnO. Выбрать основные и кислотные оксиды.
Задание №2
Впишите нужные
формулы оксидов в пустые клеточки
Слайд 7Ответы
Задание №1
Основные: CaO, Al2O3, Zno
Кислотные: CO2, SO2, P2O5
Задание №2
Слайд 8Блок модуль №2
Основания - химические соединения, содержащие гидроксильную группу
OH
В основаниях у фенолфталеина. Бывает не жизнь, а сплошная малина
Слайд 10Задания
Задание №1
Восстановите запись
а) СaO + ? → Ca(OH)2
б) ? +
H2O → NaOH
Задание №2
Выберите из данного перечня основания: CaO, Ca(OH)2,
SO2, HCl, HNO3, NaCl, KOH, Ba(OH)2
Слайд 11Ответы
Задание №1
а) СaO + H2O → Ca(OH)2
б) Na2O + H2O
→2 NaOH
Задание №2
Ca(OH)2, KOH, Ba(OH)2
Слайд 12Блок модуль №3
Кислоты - сложные вещества, в состав которых обычно
входят атомы водорода
Они имеют кислый вкус, в них цвет изменяет лакмус.
А если активный металл попадет, получим мы соль и еще водород
Слайд 14Задания
Задание №1
Выберите из данных веществ
а) кислородосодержащие (двухосновные)
б) бескислородные
кислоты (одноосновные)
HCl, SO2, NaOH, Ca(OH)2, H2SO4 , H3PO4, H2SO3, HBr, HJ,
H2CO3 ,P2O5
Задание №2
Составьте уравнения
1) ? + HCl → ZnCl2 + H2O
2) CaO + ? → CaSO4 + H2O
Слайд 15Ответы
Задание №1
а) H2SO3, H2CO3, H2SO4
б) HCL, HJ, HBr
Задание №2
1)
Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2O
2) CaO + H2SO4
→ CaSO4 + H2O
Слайд 16Блок модуль №4
Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками
Хлориды и
нитраты, сульфаты, карбонаты я без труда и боли объединю в
класс соли
Слайд 17Задания
Задание №1
Дать названия:
NaCl, K2SO4, Al(NO3)3, MgCl2, FeCl3, CaCO3,
Na3PO4
Задание №2
Составить формулы солей и вписать соли в пустые
клеточки
Слайд 18Ответы
Задание №1
Хлорид натрия, сульфат калия, натрат алюминия, хлорид магния, хлорид
железа, карбонат кальция, фосфат натрия.
Задание №2
Слайд 20Свойства кислот
1) HCl + NaOH → H2O+ NaCl
Cu(OH)2 + 2HCl
→ CuCl2 + 2H2O
2) Взаимодействие солей с кислотами
Na2CO3 + HCl → 2NaCl +H2O + CO2
3) Изменение цвета индикаторов: (лакмус в кислотах) Синий → красный
В основаниях (фенотвталеин бесцветный) → малиновый
Слайд 21Блок модуль №6
Генетическая связь между классами
Слайд 22
Металл → Основной оксид → Основание (щелочь) → соль
Неметалл →
Кислотный оксид → кислота → соль
Слайд 23Задания
Осуществить генетическую связь
Задание №1
Ba → BaO → Ba(OH)2 → BaSO4
Задание
№2
P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2
Слайд 24Ответы
Задание №1
1) 2Ba + O2 → 2BaO
2)
BaO + H2O → Ba(OH)2
3) Ba(OH)2 + H2SO4 →
BaSO4 + 2H2O
Задание №2
1) 4P + 5O2 → 2P2O5
2) P2O5 + 3H2O → 2H3PO4
3) 2H3PO4 + 3CaO → Ca3(PO4)2 + 3H2O
Слайд 25Задача (для всего класса)
Ученые подсчитали, что человек в день употребляет
12-15 г поваренной соли (NaCl). Сосчитайте сколько соли вы употребляете
за месяц, за год. Сколько соли вы съели за свою жизнь (лет)?
Слайд 26Ответы
За месяц 15 х 30 = 450г
За год 450 х
12 = 5,4 кг
За лет 14 лет х 5,4 =
75,6 кг
Слайд 27Тест
1) Из предложенного перечня выберите основной оксид
а)
Na2O б) SO3 в) P2O5
2) В результате взаимодействия
с водой SO2 образуется
а) основание б) кислота в) соль
3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет
а) бесцветный б) синий в) малиновый
4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой
а) Na б) Ag в) Zn
5)Что из перечисленного подходит соляной кислоте
а) слабая б) двухосновная в) сильная
6) Вещества какой пары могут реагировать между собой
а) Zn + HCl б) Zn + NaCl в) Au + HCl
Слайд 28Ответы теста
1) А
2) Б
3) В
4) Б
5) В
6) А
Критерии оценки
6 правильных
ответов – 5
5 правильных ответов – 4
4 правильных ответа –
3