Слайд 1Методика использования ЭФУ
в начальном общем образовании
Слайд 3В соответствии с ФГОС
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, позволяющий
реализовать современные стратегии обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий
( ИКТ)
Развитие ИКТ позволяет широко применять на уроках
электронные учебники, планшеты, ноутбуки
Слайд 4Нормативное обоснование введения в образовательный процесс электронных форм учебников
Федеральный
закон РФ "Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от
29.12.2012. Статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
Предоставляется возможность образовательным организациям применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ;
Указывается необходимость создания информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств;
Слайд 5Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273
«Об
образовании в Российской Федерации»
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы
1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Слайд 6Норма обеспеченности учебными изданиями
В соответствии с ФГОС норма обеспеченности
образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного
учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования
Слайд 7Взаимодействие по внедрению ЭФУ
Слайд 8Общее понятие «электронный учебник»
Электронный учебник -это специальное устройство либо программное обеспечение,
используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник
+
простота использования
электронного учебника учениками,
повышение у школьников мотивации и интереса к работе с учебным предметом
Слайд 9ВИДЫ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТЕНТА
Копия бумажного учебника в электронном виде. Не несет
в себе никакого нового функционала по сравнению с бумажными учебниками,
за исключением того, что все книги помещаются в 1 планшет вместо рюкзака с 6-8 книгами.
Копия бумажного учебника в электронном виде + гиперссылки на внешние объекты – страницы, ролики, интерактивные задания. В основном для дополнительных материалов использовался Flash, что проводит к проблемам с использованием на планшетах
Полноценный интерактивный учебник с мультимедийными материалами и заданиями. Формат предполагает возможность использования на любых платформах и операционных системах
Слайд 10С 2015г.обязательное условие для включения учебника
в ФП - наличие
электронной формы
Приказ Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. №
1559 г. Москва «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…»
Наличие электронной формы учебника является обязательным требованием для учебника, включенного в Федеральный перечень
Слайд 11Что такое ЭФУ?
Вводится понятие электронной формы учебника:
электронное издание, соответствующее
по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника,
содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки,
расширяющие и дополняющие содержание учебника
(определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559)
Слайд 12Функции ЭФУ
…реализует возможность создания пользователем заметок, закладок, а также
возможность оперативного перехода к ним»
…поддерживает возможность определения номера страниц
печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме»
… содержит средства контроля и самоконтроля»
… функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети Интернет (за исключением внешних ссылок) … работать в режимах онлайн /оффлайн
…может быть воспроизведена на трех или более операционных системах
..должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное
Слайд 13Чем ЭФУ отличается от электронных приложений
к печатным учебникам?
Электронное приложение
к печатному учебнику — это набор обособленных электронных объектов, чаще
всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал. Использование электронного приложения не является обязательным.
В отличие от электронного приложения, ЭФУ — это полноценный учебник, включающий в себя электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые дополняют и расширяют основной учебный материал
Слайд 14Требования к электронному учебнику
Слайд 15Требования к уровню ИКТ-умений и навыков учителей
Базовая компьютерная грамотность: умение
работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, программами для подготовки презентаций.
Работа
с файлами: приемы выполнения файловых операций, организация информационной среды как файловой системы, ввод-вывод информации, установка и удаление приложений.
Умение работать в сети Интернет: навигация и поиск информации, загрузка и сохранение данных, создание и использование электронных почтовых ящиков, общение в сети на профессиональные темы.
Подготовка методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью.
Знания правовых аспектов использования Интернета в образовании:
УК РФ, Закон РФ «Об авторском праве», федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене» и т.д.
Слайд 16Бумажный или электронный?
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
2 февраля 2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»:
Использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений;
Одновременно с учебником в бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника;
К учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника.
Электронная форма учебника может приобретаться как в комплекте с печатным учебником, так и самостоятельно.
Слайд 17Как можно приобрести ЭФУ?
Продавец (издательство):
Заказ электронных форм учебников
напрямую у издательства (для юридических лиц);
Покупка у партнера
издательства - агрегатора (для юридических и физических лиц)
Покупатель:
Региональные и муниципальные органы управления образованием,
образовательные организации всех типов;
Родители школьников и другие физические лица
Принципы поставки:
Доступ к ЭФУ: на 1 год (3 года, 5 лет)
Синхронизация на нескольких устройствах;
Возможность установки на школьные и личные устройства учащихся и педагогов
Возможность ознакомиться с demo-версией по предмету перед покупкой комплекта ЭФУ
Слайд 18Кто такой «агрегатор»?
Агрегатор – это организация, которая предоставляет пользователям доступ
к ЭФУ, выпущенным различными издательствами.
Все вопросы
закупки и технической поддержки пользователей находятся в ведении агрегатора, с которым образовательная организация заключила договор на предоставление услуг по работе с ЭФУ.
Как правило, агрегатор также предоставляет оболочку (компьютерную программу) для работы с выбранными ЭФУ.
Слайд 19Издательство + агрегатор
Издательство…
Как провести урок?
Как организовать исследовательскую и
проектную деятельность? Как повысить мотивацию с использованием ЭФУ?
Как использовать
информационные и интерактивные ресурсы ЭФУ?
Как составить поурочное планирование?
Агрегатор:
Как запустить и организовать работу платформы?
Как выдать учебники школьникам?
Как контролировать срок и количество лицензий?
Что делать при переходе ребенка в другую школу?
Куда обращаться, если возникли технические сложности?
Слайд 20Актуальные проблемы
Наличие, доступность и вариативность учебников в электронной форме.
Доступность и
надежность пользовательских устройств
Слабое развитие вспомогательной инфраструктуры в учебных заведениях
–
точки для зарядки устройств, интернета, точки доступа wi-fi
возможность управления устройствами в классе.
Вместе с учебником в электронной форме должны создаваться и электронные УМК,
позволяющие вести полноценное преподавание.
Должна быть реализована стыковка с LMS (электронные дневники).
Ограниченность бюджетов при одновременной закупке учебников в бумажной и электронной формах.
Отсутствие опыта создания и использования массового электронного контента,
отработанных процессов по его реализации, доставке и контролю.
Отсутствие опыта по контролю массового использования цифровых устройств в школе.