Слайд 1Элементы статистической обработки данных
7 класс
Слайд 2
Статистика — это точная наука, изучающая методы сбора, анализа и
обработки данных, которые описывают массовые действия, явления и процессы
Математическая
статистика – это раздел математики, изучающий методы сбора, систематизации и обработки результатов наблюдений случайных массовых явлений с целью выявления существующих закономерностей.
Слайд 3Статистика изучает:
численность отдельных групп населения страны и ее регионов,
производство
и потребление разнообразных видов продукции,
перевозку грузов и пассажиров различными
видами транспорта,
природные ресурсы и многое другое.
Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов.
В настоящее время статистика начинает изучаться уже в средней школе, в ВУЗах это обязательный предмет, потому что связан со многими науками и отраслями.
Чтобы увеличить количество продаж в магазине, чтобы улучшить качество знаний в школе, чтобы двигать страну по экономическому росту, надо проводить статистические исследования и делать соответствующие выводы. И это должен уметь каждый.
Слайд 4Формирование умений первичной обработки статистических данных;
изображение и анализ количественной
информации, представленной в разных формах (в виде таблиц, диаграмм, графиков
реальной зависимостей);
формирование представлений о важных статистических идеях, а именно: идее оценивания и идее проверки статистических гипотез;
формирование умений сравнивать вероятности наступления случайных событий с результатами конкретных экспериментов.
Главные цели изучения элементов статистики
Слайд 5Содержание
Ряд данных
Объем ряда данных
Размах ряда данных
Мода ряда данных
Медиана ряда
Среднее арифметическое
Упорядоченные
ряды данных
Таблица распределения данных
Подведём итоги
Номинативный ряд данных
Частота результата
Процентная частота
Группировка данных
Способы
обработки данных
Подведём итоги
Слайд 6Определение
Ряд данных – это ряд результатов каких-либо измерений.
Например:1) измерения роста
человека
2) Измерения веса человека (животного)
3)Показания счетчика (электроэнергии, воды, тепла…)
4) Результаты
в беге на стометровку
И т.д.
Слайд 7Определение
Объемом ряда данных называется количество всех данных.
Например: дан ряд
чисел 1; 3; 6; -4; 0
объём его будет равен 5.
Почему?
Слайд 8Выполни задание:
В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе
было 10 человек, и они получили соответствующие оценки: 3,
5, 5, 4, 4, 4, 3, 2, 4, 5.
Определите объём данного ряда.
Ответ: 10
Слайд 9Определение
Размах – это разность между наибольшим и наименьшим числами из
ряда данных.
Например: если дан ряд чисел 1; 3; 6;
-4; 0; 2, то размах этого ряда данных будет равен 6 (т.к. 6 – 0 = 6)
Слайд 10Выполни задание:
В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе
было 10 человек, и они получили соответствующие оценки: 3,
5, 5, 4, 4, 4, 3, 2, 4, 5.
Определите размах данного ряда.
Ответ: 3
Слайд 11Определение
Модой ряда данных называется число ряда, которое встречается в этом
ряду наиболее часто.
Ряд данных может иметь или не иметь моду.
Так, в ряду данных 47, 46, 50, 52, 47, 52, 49, 45, 43, 53 каждое из чисел 47 и 52 встречается два раза, а остальные числа - менее двух раз. В таких случаях условились считать, что ряд имеет две моды: 47 и 52.
Слайд 12Выполни задание:
Так, в ряду данных
47, 46, 50, 52, 47, 52,
49, 45, 43, 53 каждое из чисел 47 и 52
встречается два раза, а остальные числа - менее двух раз. В таких случаях условились считать, что ряд имеет две моды: 47 и 52.
В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе было 10 человек, и они получили соответствующие оценки:
3, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 2, 4, 5.
Определите моду данного ряда.
Ответ: 4
Слайд 13Определение
Медиана с нечётным числом членов – это число, записанное посередине.
Медиана
с чётным числом членов - это среднее арифметическое двух
чисел, записанных посередине.
Например: определить медиану ряда чисел
1) 6; -4; 5; -2; -3; 3; 3; -2; 3. Ответ: -3
2) -1; 0; 2; 1; -1; 0;2; -1. Ответ: 0
Слайд 14Выполни задание:
В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе
было 10 человек, и они получили соответствующие оценки: 3,
5, 5, 4, 4, 4, 3, 2, 4, 5.
Определите медиану данного ряда.
Ответ: 4
Слайд 15Определение
Среднее арифметическое - ЭТО частное от деления суммы чисел ряда
на их количество.
Например: дан ряд чисел -1; 0; 2; 1;
-1; 0; 2; -1. Тогда среднее арифметическое будет равно: (-1+0+2+1+(-1)+0+2+(-1)):8 =2:8=0,25
Слайд 16Выполни задание:
В институте сдавали зачет по высшей математике. В группе
было 10 человек, и они получили соответствующие оценки: 3,
5, 5, 4, 4, 4, 3, 2, 4, 5.
Определите среднее арифметическое данного ряда.
Ответ: 3,9
Слайд 17ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание: охарактеризовать успеваемость ученика Иванова по математике за четвертую
четверть.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ:
1.Сбор информации:
Выписаны оценки из журнала: 5,4,5,3,3,5,4,4,4.
2.Обработка
полученных данных:
объём = 9
размах = 5 - 3 = 2
мода = 4
медиана = 3
среднее арифметическое =(5+4+5+3+3+5+4+4+4) : 9 ≈ 4
Характеристика успеваемости: ученик не всегда готов к уроку.
В основном учится на «4». За четверть выходит «4».
Слайд 18 Самостоятельно:
Надо найти объём ряда, размах ряда,
моду, медиану и среднее арифметическое:
Карточка 1. 22,5; 23; 21,5;
22; 23.
Карточка 2. 6; -4; 5; -2; -3; 3; 3; -2; 3.
Карточка 3. 12,5; 12; 12; 12,5; 13; 12,5; 13.
Карточка 4. -1; 0; 2; 1; -1; 0; 2; -1.
Карточка 5. 125; 130; 124; 131.
Карточка 6. 120; 100; 110.
Слайд 19Проверим
Карточка 1.
объём ряда = 5
размах ряда = 10
мода
= 23
медиана = 21,5
среднее арифметическое = 13,3
Карточка 3.
объём
ряда = 7
размах ряда = 1
мода = 12,5
медиана = 12,5
среднее арифметическое = 12,5
Карточка 2.
объём ряда = 9
размах ряда = 10
мода = 3
медиана = -3
среднее арифметическое = 1
Карточка 4.
объём ряда = 8
размах ряда = 3
мода = -1
медиана = 0
среднее арифметическое = 0,25
Слайд 20Проверим
Карточка 5.
объём ряда = 4
размах ряда = 7
мода
= нет
медиана = 127
среднее арифметическое =127,5
Карточка 6.
объём
ряда = 3
размах ряда = 20
мода = нет
медиана = 100
среднее арифметическое = 110
Слайд 21Определение
Упорядоченными рядами данных называются ряды, в которых данные расположены по
какому то правилу
Как упорядочить ряд чисел? (Записать числа так, чтобы
каждое последующее число было не меньше (не больше) предыдущего); или записать некоторые названия «по алфавиту»…
Слайд 22Выполни задание:
Дан ряд чисел:
-1;-3;-3;-2;3;3;2;0;3;3;-3;-3;1;1;-3;-1
Упорядочить его по
возрастанию чисел.
Решение:
-3;-3;-3;-3;-3;-2;-1;-1;0;1;1;2;3;3;3;3
Получился упорядоченный ряд. Сами данные в нем
не изменились, изменился только порядок их следования.
Слайд 23Определение
Таблица распределения данных – это таблица упорядоченного ряда, в котором
вместо повторений одного и того же числа записывается количество повторений.
И наоборот, если известна таблица распределения, то можно составить упорядоченный ряд данных.
Например:
Из нее получается такой упорядоченный ряд:
-3;-3;-3;-1;-1;-1;-1;5;5;7;8;8;8;8;8
Слайд 24Выполни задание:
В женском обувном магазине провели статистические исследования и составили
соответствующую таблицу по цене обуви и количества продаж:
Цена (руб.): 500
1200 1500 1800 2000 2500
Количество: 8 9 14 15 3 1
Для данных показателей надо найти статистические характеристики:
составить упорядоченный ряд данных
объем ряда данных
размах ряда
моду ряда
медиану ряда
среднее арифметическое ряда данных
Слайд 25И ответить на следующие вопросы:
Из данных ценовых категорий, обувь за
какую цену не следует продавать магазину?
Обувь, по какой цене следует
распространять?
К какой цене лучше стремиться?
Слайд 26Подведём итоги:
Мы познакомились с начальными понятиями того, как происходит статистическая
обработка данных:
данные всегда являются результатом какого-либо измерения
у ряда некоторых данных
можно найти:
объём, размах, моду, медиану и
среднее арифметическое
3) любой ряд данных можно
упорядочить и составить
таблицу распределения данных
Слайд 27Определение
Номинативный ряд данных – это НЕ ЧИСЛОВЫЕ ДАННЫЕ, а например,
имена; названия; номинации…
Например: список финалистов чемпионатов мира по футболу с
1930 года: Аргентина, Чехословакия, Венгрия, Бразилия, Венгрия, Швеция, Чехословакия, ФРГ, Италия, Нидерланды, Нидерланды, ФРГ, ФРГ,
Аргентина, Италия, Бразилия, Германия, Франция
Слайд 28Выполни задание:
Найти из предыдущего примера:
объём ряда 2) моду ряда
3)
составьте таблицу распределения
Решение: объём =18; мода – немецкая команда.
Слайд 29Определение
Вероятность случайного события равна дроби, в знаменателе которой содержится число
всех равновероятных возможностей, из которых состоит достоверное событие, а в
числителе – число тех возможностей, при которых рассматриваемое событие происходит
Например:
Слайд 30Определение
Частота результата = (сколько раз результат встретился) : (объем данного
ряда)
Например: среди 19 данных некоторого измерения один и тот же
результат встретился 5 раз. Значит частота данного результата равна 5:19
Слайд 31Определение
Процентная частота = (частота · 100% )
Например: если частота
результата равна 5:19= 0,263157…, то процентная частота будет равна: 0,263
· 100 = 26,3%
Часто ответы для процентных частот могут быть не точными, а приближенными
Слайд 32Определение
Группировка данных – применяется когда различных результатов измерений слишком много.
Т.е их объединяют в группы.
При группировке различных данных информация становится
менее точной.
Слайд 33Способы обработки данных:
Таблица
Диаграмма круговая (каламбер)
Слайд 34Способы обработки данных
График
Гистограмма
(столбчатая диаграмма)
Слайд 35Пример обработки данных:
В финал конкурса
«Мисс
факультета» вышли 10 студенток,
за которых голосовали
90 студентов.
Слайд 36Способы обработки данных
В таблице приведены результаты голосования за участниц с
номерами
1 – 10:
итоги:
Мы узнали, что….:
Номинативный ряд – это….
Частота результата – это….
Группировка
данных – это…
Способы обработки данных:
1) таблица
2) график
3) гистограмма (или столбчатая диаграмма)
4) каламбер (или круговая диаграмма)
Слайд 42
Презентация составлена
учителем математики
МОУ «СОШ» п. Аджером
Корткеросского района
Республики Коми
Мишариной Альбиной Геннадьевной