познавательного интереса учащихся на уроках информатики
Учитель Воинской
ОШ
I-III ступени
Гаркуша Наталья Николаевна
Слайд 2КРЕДО:
«Активно использовать информационные технологии
как новую возможность развития и интеллектуального роста школьника»
Слайд 3 Одной из главных целей изучения предмета
«Информатика и информационно-коммуникативных технологий » на ступени общего образования является
развитие познавательного интереса учащихся.
Объектом является учебный процесс, дидактически и методически ориентированный на стимулирование познавательного интереса школьника.
Предмет - это процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении информатике в условиях специальной методической инструментовки урока.
Цель - определение дидактических условий достаточно эффективного формирования познавательного интереса учащихся при обучении информатике и выявление условий методического обеспечения достижения этой цели.
Слайд 4
Информационные технологии обучения – новые возможности ученика и учителя.
доступ к
нетрадиционным источникам информации ;
повышение информационной вооружённости;
усиление мотивации обучения;
развитие творческих способностей
;
создание благополучного эмоционального фона.
Слайд 5Общее представление о познавательных процессах
«Целью обучения является не только
овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих
качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательный интерес»
Слайд 6 воображение
память
мышление
внимание
Познавательные процессы
Слайд 7
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики.
Факторы, формирующие познавательный интерес
учащихся можно выстроить в следующую цепочку:
Мотивы →
Познавательный интерес →
Познавательная активность →
Познавательная
деятельность
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность → Интерес → Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся
Слайд 8Мотив
Познавательный интерес
Познавательная активность
Познавательная деятельность
Слайд 9Развитие познавательных интересов на уроках информатики и ИКТ обеспечиваю, ежеурочно
ставя перед собой и выполняю следующие задачи:
содержание
учебного материала;
виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
искусство учителя, как лектора, оратора;
искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
создание благоприятного психологического климата
Слайд 10Методы стимулирования учения
Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать
метод стимулирования занимательностью. Профессиональные статьи и практические рекомендации (как в
области педагогики, так и в информационно-коммуникативной), позволяют организовывать разные по содержанию и форме уроки:
Слайд 11Занимательность обучения
Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как
постановка привлекательной цели, отстроченная задача. Например, трудно мотивировать изучение раздела
« Логика». Рассказать, что компьютер каждое мгновенье тоже решает самые разнообразные логические задачи. Прикладные программы пользователя немыслимы без логики. И сообщить учащимся, что при изучении логики действия всех операций и законов они будут проверять с помощью программы MS Excell, а затем научимся в этой программе с их помощью создавать тесты и простые игры.
Слайд 12При изложении нового материала привожу яркие примеры-образы, которые обязательно запечатлеются
в памяти учащихся своеобразным опорным сигналом.
Слайд 13Метод стимулирования
Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт
учащихся. Например, характеристики такого сложного устройства, как процессор становятся предельно
простыми, когда их сравниваем с характеристиками стиральной машины-автомата: загрузка белья – разрядность, скорость вращения – тактовая частота; оперативную память – можно сравнить с камерой хранения в супермаркете.
Слайд 14Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой
задаче (заданию). На уроках информатики применяю следующие виды творческих заданий:
составление
задач учащимися;
конструирование обратных задач;
творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
конкурсы «Лучший рисунок», «Дружественная программа», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п.
реферат;
доклад;
составление кроссворда по теме;
разгадывание ребусов по информатике;
составление тестов для контроля знаний по предмету;
проект - создание учащимися готового программного продукта.
Слайд 15Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением
заданий каждым учащимся со следующих позиций:
уровень мотивации учащегося;
оригинальность метода решения;
творческая
фантазия;
оригинальность оформления;
уровень использования межпредметных связей;
умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
Слайд 16Дидактические возможности информационных технологий
фрагментарное использование ИТ в зависимости
от цели этапа урока;
осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного
ученика;
сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;
сочетание обучения с игрой.
Слайд 17Использование ИКТ
повышает качество знаний;
продвигает ребёнка в общем
развитии, помогает преодолевать трудности;
вносит радость в жизнь ребёнка,
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.