Разделы презентаций


Графические способы представления учебной информации

Содержание

СодержаниеГрафические схемы как инструмент работы с информациейТипы графических схем:кластер;денотатный граф;причинная карта;карта памяти (интеллект-карта)Место графических схем на урокеПримеры схем-опорных конспектовБосова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Графические способы представления учебной информации
Босова Людмила Леонидовна
akulll@mail.ru

Графические способы представления учебной информацииБосова Людмила Леонидовнаakulll@mail.ru

Слайд 2Содержание
Графические схемы как инструмент работы с информацией
Типы графических схем:
кластер;
денотатный граф;
причинная

карта;
карта памяти (интеллект-карта)
Место графических схем на уроке
Примеры схем-опорных конспектов

Босова Л.Л.

Методика преподавания информатики в 5-7 классах
СодержаниеГрафические схемы как инструмент работы с информациейТипы графических схем:кластер;денотатный граф;причинная карта;карта памяти (интеллект-карта)Место графических схем на урокеПримеры

Слайд 3Мы запоминаем
Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Мы запоминаемБосова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 4Средства наглядности – инструмент:
развития наглядно-образного мышления;
формирования навыков работы с графической

информацией;
фиксации внимания при усвоении учебного материала;
развития познавательного интереса;
активизации учебно-познавательной деятельности;
конкретизации

изучаемых вопросов;
наглядной систематизации и классификации

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Средства наглядности – инструмент: развития наглядно-образного мышления;формирования навыков работы с графической информацией;фиксации внимания при усвоении учебного материала;развития

Слайд 5Лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой,

справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками, с распределенным

информационным ресурсом сети Интернет.
Эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня, включающих:
умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;
умение построения рассказа, ответа, речи, аргументирования;
умение формулирования выводов, умозаключений; умение построения плана действий, самостоятельного принятия решения и т.д.
Мощным визуальным инструментом развития перечисленных умений и навыков являются разнообразные графические схемы - разновидность информационных моделей, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разряду общеучебных и систематически формируются на уроках информатики и ИКТ.

Графические схемы как инструмент работы с информацией

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными

Слайд 6Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – гроздь, скопление.
При

построении кластера
в центральном овале располагают ключевое понятие;
в овалах

второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого;
в овалах третьего уровня идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне.

Кластер

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – гроздь, скопление. При построении кластера в центральном овале располагают ключевое

Слайд 7Внесите недостающие надписи в схему.
Кластер. Пример задания

Босова Л.Л. Методика преподавания

информатики в 5-7 классах

Внесите недостающие надписи в схему.Кластер. Пример заданияБосова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 8Проанализируйте текст, выделите в нем ключевые слова и постройте кластер,

визуализирующий основные положения изучаемого материала.
Персональный компьютер является частью системы «человек

– компьютер». Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом. Различают аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейс.
Аппаратный интерфейс — взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.
Программный интерфейс — взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения.
Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечивается операционной системой компьютера.
Аппаратно-программный интерфейс — взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера.
Пользовательский интерфейс — взаимодействие человека и компьютера. Пользовательский интерфейс на основе меню предлагает возможность выбора управляющей команды из меню (списка команд). В графическом интерфейсе компьютерные объекты представляются небольшими рисунками (значками). Нужный значок выбирают с помощью мыши. Кроме значков используются также тексты (для подсказок) и меню (для выбора команд). Трехмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трехмерном компьютерном пространстве. Указав мышью на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть ее более подробно. Такой интерфейс имитирует реальный мир.

Кластер. Пример задания


Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Проанализируйте текст, выделите в нем ключевые слова и постройте кластер, визуализирующий основные положения изучаемого материала.Персональный компьютер является

Слайд 91. Какое понятие в представленном фрагменте является самым главным, ключевым?

(Интерфейс.)
2. Как располагают ключевое понятие? (Ключевое понятие располагают в центральном

овале.)
3. Какие понятия раскрывают смысл ключевого понятия? (Это понятия: аппаратный интерфейс, программный интерфейс, аппаратно-программный интерфейс, пользовательский интерфейс.)
4. Как эти понятия мы разместим на схеме? (Понятия, раскрывающие смысл ключевого, следует размещать в овалах второго уровня.)
5. Какое из понятий второго уровня детализировано в данном фрагменте? (Пользовательский интерфейс.)
6. Как мы на схеме отразим детализацию понятия «пользовательский интерфейс»? (Соответствующую информацию разместим в овалах третьего уровня.)

Кластер. Методика построения


Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

1. Какое понятие в представленном фрагменте является самым главным, ключевым? (Интерфейс.)2. Как располагают ключевое понятие? (Ключевое понятие

Слайд 10Кластер. Результат работы

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Кластер. Результат работыБосова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 11Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный

способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Правила построения:
Выделите

ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.
Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие движение от понятия к его существенным признакам. Это могут быть самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия. Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.
Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.
Следите за чередованием имени (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.
Проверяйте каждый блок включенной в граф информации с целью исключения возможных ошибок, несоответствий и противоречий.

Денотатный граф


Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого

Слайд 12Денотатный граф



Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Денотатный графБосова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 13Причинная карта

Причинная карта (причинно-следственная диаграмма или диаграмма Исикавы) –

графическое изображением, помогающее идентифицировать и наглядно представить причины конкретных событий,

явлений, проблем или результатов.
Анализируемую проблему помещают на правом конце горизонтального отрезка (голова рыбы).
Основные группы причин распределяют как рыбий скелет.
К каждой первичной причине подводят линии (стрелки) второго порядка, к которым, в свою очередь можно подвести линии третьего порядка и т. д.
Каждая из линий, нанесенная на схему, должна представлять собой  в зависимости от ее положения либо причину, либо следствие: предыдущая линия по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая как следствие.


Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Причинная карта Причинная карта (причинно-следственная диаграмма или диаграмма Исикавы) – графическое изображением, помогающее идентифицировать и наглядно представить

Слайд 14Правило «шести М»

В общем случае существуют следующие шесть возможных причин

тех или иных результатов:
материал (material),
оборудование (machine),
измерение (measurement),


метод (method),
люди (man),
менеджмент (management).


Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Правило «шести М»В общем случае существуют следующие шесть возможных причин тех или иных результатов: материал (material), оборудование

Слайд 15Причинная карта


Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Причинная карта Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 16Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта (Mind maps) – это

технология изображения информации в графическом виде, отражающая связи (смысловые, ассоциативные,

причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем (рассматриваем).
Нет строгих правил построения интеллект-карт, как нет и неправильных карт.


Карта памяти (интеллект-карта)



Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта (Mind maps) – это технология изображения информации в графическом виде, отражающая

Слайд 17Основная идея: каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить

себе как объект (узел), от которого расходятся во все стороны

многочисленные ниточки-связи, ведущие к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям).
Мозг – хранилище информации – выглядит как огромная система таких объектов и связей между ними, а мышление можно себе представить, как электрический ток, бегущий по связующим ниточкам, будто по проводам, от одного объекта к другому.
Мышление «разбегается» от центрального объекта в разные стороны. Своеобразной моделью такого процесса и является карта памяти.

Визуализация мышления

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Основная идея: каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе как объект (узел), от которого расходятся

Слайд 18Карта памяти. Пример
Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Карта памяти. ПримерБосова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 19групповая работа (коллективное творчество, мозговой штурм);
конспектирование или аннотирование текстовых материалов;


обдумывание проблем, анализ сложных ситуаций;
планирование;
принятие решений.

Область применения
Босова Л.Л. Методика преподавания

информатики в 5-7 классах
групповая работа (коллективное творчество, мозговой штурм);конспектирование или аннотирование текстовых материалов; обдумывание проблем, анализ сложных ситуаций;планирование;принятие решений.Область примененияБосова

Слайд 20Возможности графических схем
Графические схемы:
позволяют представить тему целиком, наглядно и понятно,

что обеспечивает повышение мотивация учащихся;
обеспечивают скорость, точность и прочность восприятия,

запоминания и переработки информации учащимся, что служит основой для генерации идей и принятия решений.

Учитель может:
использовать готовые графические схемы (в учебниках или на плакатах);
заранее готовить к уроку собственные графические схемы (презентации, опорные конспекты);
строить графические схемы непосредственно на уроке по ходу изложения материала;
организовать разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся по использованию готовых и созданию (под руководством учителя и самостоятельно) собственных графических схем.

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Возможности графических схемГрафические схемы:позволяют представить тему целиком, наглядно и понятно, что обеспечивает повышение мотивация учащихся;обеспечивают скорость, точность

Слайд 21Графические схемы используются:
при изложении нового материала;
для осмысления и закрепления изучаемого

материала;
при обобщении и систематизации изученного материала;
на этапе контроля знаний, умений

и навыков, присвоенных учеником.

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Графические схемы используются:при изложении нового материала;для осмысления и закрепления изучаемого материала;при обобщении и систематизации изученного материала;на этапе

Слайд 22Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 23Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд 24Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика