Слайд 2Основные определения
Информация для человека – это знания, которые он получает
из разных источников.
Слайд 3Восприятие информации
Человек воспринимает информацию из внешнего мира при помощи всех
своих органов чувств, которые являются информационными каналами, связывающими человека
с
внешним миром.
Слух
Обоняние
Зрение
Осязание
Вкус
Слайд 6Свойства информации
Ценность
максимально
возможная польза
для достижения
цели
Полнота
степень подробности
представления
об объекте
Достоверность
истинность представлений
об источнике информации
Доступность
способность потребителя
к восприятию информации
А
также - актуальность,
- способность сохраняться во времени,
- способность передаваться на расстояние,
- способность изменяться во времени.
Слайд 7Сообщение полученное человеком может пополнить его знания, если содержащиеся в
нем сведения являются понятными для него и новыми.
Пример:
QVTW
Это сообщение Вам понятно?
Земля вращается вокруг Солнца
А это сообщение Вам понятно?
Слайд 8Информативность сообщений
Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному
(новому), от простого к сложному. И тогда каждое сообщение будет
понятным, а значит, будет нести новую информацию для человека.
Информативность сообщений
Понятность
Новизна
Принцип последовательности в обучении
Новые знания
Информативное сообщение содержит новые сведения, ранее не известные человеку.
Логическая связь
Слайд 9Информативность сообщения
Сообщения делятся на:
Информативные (понятность и новизна)
Неинформативные (непонятное или неновое)
Слайд 10Знания
Декларативные
Процедурные
Факты - это знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов
и зависимостях между объектами.
Правила- это знания о последователь-ностях действий, направленных
на достижение некоторой цели.
Слайд 11Факты отвечают на вопрос
Я знаю, что
Пример:
Я знаю, что
Земля круглая.
Я знаю, что 2 х 2 = 4
Слайд 12Правила отвечают на вопрос
Я знаю, как
Для того чтобы
…
Пример:
Я знаю, как запустить программу MS Word.
Для того чтобы
сохранить файл нужно выбрать команду СОХАНИТЬ.
Слайд 13Вопрос 1
Какие знания относятся к фактам?
Я знаю, что данные хранятся
в памяти ПК;
Для того, чтобы напечатать документ нужно вставить бумагу
в принтер;
Я знаю, как сварить суп;
Я знаю, что кошки любят молоко.
a),d)
Слайд 14Вопрос 2
a),b)
Какие знания относятся к правилам?
Для того, чтобы испечь пирог
нужно разогреть духовку до 180 градусов;
Я знаю, как играть в
футбол;
Я знаю, что Пушкин – великий русский поэт.
Слайд 15Информация и письменность
Звуковая
письменность
символы → слова → фразы
символ + символ
+ . . . = слово
слово + слово + . . . = фраза
Идеографическая
письменность
Слоговая
письменность
иероглиф = слово → фразы
Китайская (древне-шумерская, древне-египетская) письменность
значок = слог → слова → фразы
Японское письмо
Пиктографическая
письменность
пиктограмма = понятие (сообщение)
Примеры: дорожные знаки, значки на рабочем столе Windows.
Слайд 17Под информационными процессами понимаются любые действия с информацией.
Процессы, связанные
с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.
Информация
проявляется в информационных процессах.
Слайд 18В структуре возможных операций с информацией можно выделить следующие:
Поиск — извлечение
хранимой информации;
Сбор — накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для
принятия решений;
Формализация — приведение данных, поступающих из различных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой;
Фильтрация — отсеивание "лишних" данных, в которых нет необходимости для принятия решения;
Сортировка — упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования; повышает доступность информации;
Архивация данных — организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме; служит для снижения экономических затрат по хранению данных и повышает общую надежность информационного процесса в целом;
Защита данных — комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных;
Транспортировка данных — прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса;
Преобразование данных — перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую.
Слайд 19Существуют основные типы информационных процессов, которые как составляющие присутствуют в
любых других более сложных процессах.
Поиск - Сбор и хранение - Передача - Обработка - Использование - Защита
Слайд 201. Поиск информации - это извлечение хранимой информации.
Методы поиска информации:
непосредственное наблюдение;
общение со специалистами
по интересующему вас вопросу;
чтение соответствующей литературы;
просмотр видео, телепрограмм;
прослушивание радиопередач, аудиокассет;
работа в библиотеках и
архивах;
запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
другие методы.
Слайд 212. Сбор и хранение
Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная
информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.
Хранение информации - это
способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом). PC предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.
Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации.
Слайд 22Процесс хранения информации
С хранением информации связаны следующие понятия: носитель информации
(память), внутренняя память, внешняя память, хранилище информации.
Слайд 233. Передача
В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию,
второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал
связи.
Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.
Кодирующее устройство - предназначенно для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.
Декодирующее устройство - для преобразования кодированного сообщения в исходное.
Слайд 244. Процесс обработки информации
Обработка информации - преобразование информации из одного вида
в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.
Общая схема процесса обработки
информации выглядит так:
Слайд 265. Использование
Информация используется при принятии решений.
Достоверность, полнота, объективность полученной информации
обеспечат вам возможность принять правильное решение.
Ваша способность ясно и доступно
излагать информацию пригодится в общении с окружающими.
Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.
Компьютерная грамотность
Информационная культура
Слайд 27Компьютерная грамотность предполагает:
Знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;
Знание основных
видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;
Умение производить поиск, хранение,
обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.
Слайд 28Информационная культура пользователя включает в себя:
понимание закономерностей информационных процессов;
знание основ
компьютерной грамотности;
технические навыки взаимодействия с компьютером;
эффективное применение компьютера как инструмента;
привычку
своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями;
применение полученной информации в практической деятельности.
Слайд 296. Защита
Защитой информации называется предотвращение:
доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный,
нелегальный доступ);
непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации.
Слайд 30Задание:
Приведите примеры способов передачи информации по схемам:
Источник (человек) → Приемник
(человек)
Источник (устройство) → Приемник (человек)
Источник (человек) → Приемник (устройство)
Источник (предмет)
→ Приемник (человек)
Источник (человек) → Приемник (предмет)
Слайд 31Задание:
Угадайте правило обработки данных исполнителем.
Y=(X1+X2)/2
Y = число гласных букв