Разделы презентаций


Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения по информатике

Содержание

Предпрофильный элективный курс - механизм мотивации выбора профиля дальнейшего обучения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Старший преподаватель кафедры информатизации образования
Кучмий Татьяна Васильевна
Организация предпрофильной подготовки и

профильного обучения по информатике

Старший преподаватель кафедры информатизации образованияКучмий Татьяна ВасильевнаОрганизация предпрофильной подготовки и  профильного обучения по  информатике

Слайд 2Предпрофильный элективный курс - механизм мотивации выбора профиля дальнейшего обучения

Предпрофильный элективный курс - механизм мотивации выбора профиля дальнейшего обучения

Слайд 3Предпосылки
Многолетняя история развития профильного обучения
Реформа системы образования России
Концепция профильного обучения

ПредпосылкиМноголетняя история развития профильного обученияРеформа системы образования РоссииКонцепция профильного обучения

Слайд 4Из истории профильного обучения
XIX век – реальные и классические гимназии
«Основные

принципы единой трудовой школы 1918 г.»
1932 г – унификация школ
Конец

50-х гг – производственная практика в старших классах
70-80 гг – специализированные школы с углубленным изучением ряда предметов (классы, факультативы)
С конца 80-х гг - реформы общего среднего образования – профильные классы и классы, спрофилированные на вуз.
2004 г – Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
Из истории профильного обученияXIX век – реальные и классические гимназии«Основные принципы единой трудовой школы 1918 г.»1932 г

Слайд 5Элективные курсы
Учебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на

выбор школьникам.
Учитываются интересы группы учащихся и возможности педагогов
В отличие от

факультативов, учащийся обязан посетить несколько ЭК
Ученики не сдают экзаменов по программе ЭК
Элективные курсыУчебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на выбор школьникам.Учитываются интересы группы учащихся и возможности

Слайд 7Предпрофильные элективные курсы
Программы ЭК должны учитывать интересы школьников, возможности педагогического

коллектива и материально-техническое оснащение учебного заведения.

Предпрофильные элективные курсыПрограммы ЭК должны учитывать интересы школьников, возможности педагогического коллектива и материально-техническое оснащение учебного заведения.

Слайд 8Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Выбор возрастной категории учащихся: 9

класс (или 8 класс)
Определение вида курса в соответствии с его

целями позволит сформулировать наименование программы. (Цели курса записываются в пояснительной записке)

Основные этапы алгоритма создания программы ЭКВыбор возрастной категории учащихся: 9 класс (или 8 класс)Определение вида курса в

Слайд 9Виды предпрофильных ЭК
Повышение уровня изучения конкретной учебной дисциплины для подготовки

школьников к восприятию учебного предмета на профильном уровне. Например, «Базы

данных – шаг к успеху», «Машинная информатика», «Кодирование информации»
Ориентация на выбор профиля обучения, знакомство с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для данной дисциплины. Например, «Секреты создания полезных компьютерных программ», «Основы языка HTML. Проект будущего»

Виды предпрофильных ЭКПовышение уровня изучения конкретной учебной дисциплины для подготовки школьников к восприятию учебного предмета на профильном

Слайд 10Цели ЭК
Ориентация на создание конкретного профильного класса (увеличение объема знаний

и умений, имеющих практическое значение, в том числе профессионально направленных)

Повышение

уровня изучения учебного предмета и применение полученных знаний как на базовом, так и на профильном уровне (теоретический предметный курс)
Цели ЭКОриентация на создание конкретного профильного класса (увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое значение, в том

Слайд 11Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Вид элективного курса и его

ведущий компонент (научные знания, способы деятельности, эмоционально-ценностные отношения, опыт творчества)

играют решающую роль в отборе учебного материала. Ведущий компонент позволяет выявить наиболее значимые из формирующихся знаний, умений, отношений
Основные этапы алгоритма создания программы ЭКВид элективного курса и его ведущий компонент (научные знания, способы деятельности, эмоционально-ценностные

Слайд 12Группы учебных предметов согласно типологии И.К.Журавлева и Л.Я.Зориной
Учебные предметы с

ведущим компонентом научные знания, или основы наук (физика, география, биология,

история, обществоведение, естествознание, право и т.д.)
УП с ведущим компонентом способы деятельности (родной язык, иностранный язык, математика, технология, информатика, химия, черчение и т.д.).
УП с ведущим компонентом эмоционально-ценностные отношения (музыка, изобразительное искусство, МХК, литература)
Группы учебных предметов согласно типологии И.К.Журавлева и Л.Я.ЗоринойУчебные предметы с ведущим компонентом научные знания, или основы наук

Слайд 13Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Выделение приоритетных задач в зависимости

от профильной направленности позволяет сформулировать основные содержательные блоки. Задачи раскрываются

в пояснительной записке, а содержательные блоки должны быть включены в основной текст.
Основные этапы алгоритма создания программы ЭКВыделение приоритетных задач в зависимости от профильной направленности позволяет сформулировать основные содержательные

Слайд 14Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Определение логической структуры курса отражено

в последовательности изучаемых тем и может составить основу тематического планирования

Основные этапы алгоритма создания программы ЭКОпределение логической структуры курса отражено в последовательности изучаемых тем и может составить

Слайд 15Структура ЭК
Линейная
Концентрическая
Блочно-модульная
Целевая

Структура ЭКЛинейная Концентрическая Блочно-модульнаяЦелевая

Слайд 16Структура ЭК
Линейное построение предполагает постоянное продвижение в одном направлении. Существует

явная взаимосвязь элементов содержания, выстроенных в единую цепь (характерны для

курсов повышающих уровень изучения предмета)

Концентрическая структура – ЭК где предусматривается усвоение учебного материала на разных уровнях сложности

Блочно модульная – предполагает использование равноценных блоков или модулей, имеющих заданную внутреннюю структуру, количество модулей зависит от целей и типологии курса

Целевая структура – основное содержание курса относится не к одной учебной дисциплине, а к различным областям знаний и отбирается в зависимости от цели, которая должна быть достигнута в ходе учебного процесса.

Структура ЭКЛинейное построение предполагает постоянное продвижение в одном направлении. Существует явная взаимосвязь элементов содержания, выстроенных в единую

Слайд 17Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Объем и роль вспомогательных знаний

конкретизируют основное содержание и определяют общие требования к результатам

(Логические, методологические,

философские, историко-научные, межпредметные, оценочные,…)
Основные этапы алгоритма создания программы ЭКОбъем и роль вспомогательных знаний конкретизируют основное содержание и определяют общие требования

Слайд 18Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Выбор форм организации учебного процесса

отражен в тематическом планировании

Лекция, семинар, практикум, ролевые игры, дискуссионный клуб,

экскурсии
Исследования, проекты
Основные этапы алгоритма создания программы ЭКВыбор форм организации учебного процесса отражен в тематическом планированииЛекция, семинар, практикум, ролевые

Слайд 19Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Отбор наиболее значимых способов действий

школьников с учебным материалом, он влияет на планируемые образовательные результаты

и формы отчетности по элективным курсам.

Формирование на основе способов деятельности определенных умений и навыков (Решение задач, использование технологий)
Основные этапы алгоритма создания программы ЭКОтбор наиболее значимых способов действий школьников с учебным материалом, он влияет на

Слайд 20Формы отчетности
Общественный опрос,
собеседование,
семинары-обсуждения,
зачетные мероприятия,
участие в круглых

столах и ролевых играх,
защита практических работ и проектов,
участие

в олимпиадах и интеллектуальных марафонах или конференциях,
оформление портфолио,
творческие работы
Формы отчетностиОбщественный опрос, собеседование, семинары-обсуждения, зачетные мероприятия, участие в круглых столах и ролевых играх, защита практических работ

Слайд 21Часто задаваемые вопросы
Журнал?
Оценивание?
Запись в аттестат?
Можно ли проводить авторский курс?
Какие курсы

рекомендованы на 2009-2010 уч.г.?
Где взять материалы ЭК?
Какие требования к ЭК?
Будет

ли в этом году конкурс элективных курсов?
Где обсуждаются вопросы организации и проведения элективных курсов?


Часто задаваемые вопросыЖурнал?Оценивание?Запись в аттестат?Можно ли проводить авторский курс?Какие курсы рекомендованы на 2009-2010 уч.г.?Где взять материалы ЭК?Какие

Слайд 22Часто задаваемые вопросы
Журнал
В школе заводится отдельный журнал для элективных курсов.

Записывается название элективного курса. Отмечается посещение


Часто задаваемые вопросыЖурналВ школе заводится отдельный журнал для элективных курсов. Записывается название элективного курса. Отмечается посещение

Слайд 23Часто задаваемые вопросы
Оценивание
Предпрофильные элективные курсы не оцениваются. Отмечается посещение учащихся.

В ходе курса пополняется портфолио учащегося. Успешность работы заносится в

рейтинг учащегося
Положение о портфолио
Сайт edu.seun.ru


Часто задаваемые вопросыОцениваниеПредпрофильные элективные курсы не оцениваются. Отмечается посещение учащихся. В ходе курса пополняется портфолио учащегося. Успешность

Слайд 24Часто задаваемые вопросы
Запись в аттестат
Запись о прохождении элективного курса заносится

в аттестат учащегося по его желанию.

Часто задаваемые вопросыЗапись в аттестатЗапись о прохождении элективного курса заносится в аттестат учащегося по его желанию.

Слайд 25Часто задаваемые вопросы
Можно ли проводить авторский курс?
При разработке авторского курса

«с нуля» или адаптации чужого курса, необходимо представить его к

обсуждению на методическом объединении школы → МО школы ходатайствует перед методическим советом школы → ходатайство перед научно-методическим экспертным советом района. В приказе совета прописывается рекомендация к использованию в школе или в районе → ходатайство в региональный экспертный совет → включение в список рекомендованных ЭК на территории области.


Часто задаваемые вопросыМожно ли проводить авторский курс?При разработке авторского курса «с нуля» или адаптации чужого курса, необходимо

Слайд 26Часто задаваемые вопросы
Какие курсы рекомендованы на 2009-2010 уч.г.?
Приказ МО №

1560 от 24.08.2009 г.
«Об учебно-методическом сопровождении

регионального базисного учебного плана 2004 г.»

В рассылке кафедры информатики


Часто задаваемые вопросыКакие курсы рекомендованы на 2009-2010 уч.г.?Приказ МО №  1560 от 24.08.2009 г.

Слайд 27Часто задаваемые вопросы
Где взять материалы ЭК?
Региональный центр по эксперименту введения

предпрофильной подготовки и профильного обучения
Авторы
Портал edu.seun.ru
СарВики раздел Конкурсы



Часто задаваемые вопросыГде взять материалы ЭК?Региональный центр по эксперименту введения предпрофильной подготовки и профильного обученияАвторыПортал  edu.seun.ruСарВики

Слайд 28Часто задаваемые вопросы
Какие требования к ЭК?
На территории Саратовской области продолжительность

предпрофильного элективного курса: 8-12 часов
критерии оценки программ элективных курсов.

Часто задаваемые вопросыКакие требования к ЭК?На территории Саратовской области продолжительность предпрофильного элективного курса: 8-12 часовкритерии оценки программ

Слайд 29Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в

базовых программах.
Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес

у учащихся.
Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.
Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

Критерии оценки программ элективных курсов

Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет

Слайд 30
Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что

изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов;

между частными и общими знаниями прослеживаются связи
Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)


Критерии оценки программ элективных курсов

Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или

Слайд 31
Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и

методы проверки их достижимости.
Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа

реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.


Критерии оценки программ элективных курсов

Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Реалистичность с точки

Слайд 32Часто задаваемые вопросы
Будет ли в этом году проводиться конкурс элективных

курсов?
с март-апрель – конкурс авторских программ
положение о конкурсе – на

портале edu.seun.ru
январь 2009 г. центр по эксперименту проводит семинар по правилам составления авторских программ элективных курсов
ваши предложения могут быть учтены в списке элективных курсов, рекомендованных на следующий учебный год


Обсуждение ЭК на страницах ВМО учителей информатики на Wiki

Часто задаваемые вопросыБудет ли в этом году проводиться конкурс элективных курсов?с март-апрель – конкурс авторских программположение о

Слайд 33Часто задаваемые вопросы
Где обсуждаются вопросы организации и проведения элективных курсов?

http://forum.saripkro.ru/

Часто задаваемые вопросыГде обсуждаются вопросы организации и проведения элективных курсов?http://forum.saripkro.ru/

Слайд 34Профильные элективные курсы как форма обучения старшеклассников в

соответствии с с их профессиональными интересами и намерениями

Профильные элективные курсы   как форма обучения   старшеклассников в соответствии с  с их

Слайд 35Основным мотивам выбора элективных курсов в 10-11 классе
подготовка к ЕГЭ по

профильным предметам;
приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для
решения практических,

жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
любопытство;
поддержка изучения базовых курсов;
профессиональная ориентация;
интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Основным мотивам выбора элективных курсов в 10-11 классеподготовка к ЕГЭ по профильным предметам;приобретение знаний и навыков, освоение

Слайд 36Роль учебных дисциплин в профильном обучении
базовые образовательные – курсы, обязательные

для всех учащихся во всех профилях обучения;
профильные образовательные – курсы

повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;
элективные – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50% - 30% - 20%.

Роль учебных дисциплин в профильном обучениибазовые образовательные – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения;профильные

Слайд 37Элективные курсы
Учебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на

выбор школьникам
Расширяют возможности базовых и профильных курсов
Учитываются познавательные интересы

учащихся, возможности педагогов и условия материально-технической оснащенности школы
В отличие от факультативов, учащийся обязан выбрать и посетить несколько ЭК
По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится
Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составляет индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника
Элективные курсыУчебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на выбор школьникам Расширяют возможности базовых и профильных

Слайд 38Типы элективных курсов
Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение

знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
Межпредметные элективные курсы,

цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.


Типы элективных курсовПредметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный

Слайд 39Предметные курсы
1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того

или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное

согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
Предметные курсы1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое,

Слайд 40Предметные курсы
3) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы

основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
Примерами из

области информатики могут служить: «Информационные системы и модели», «Информационные основы управления», «Сетевые технологии. Создание и размещение сайтов»

4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
Примеры таких курсов; «Компьютерное делопроизводство», «Дизайн в полиграфии»
Предметные курсы3) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу

Слайд 41Предметные курсы
5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
Примерами

таких курсов могут быть: «Как делаются открытия», «Учимся проектировать на

компьютере», «Компьютерное моделирование», «Компьютерная графика»

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
Предметные курсы5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Как делаются открытия»,

Слайд 42Межпредметные элективные курсы
интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
Примерами

таких курсов могут быть: «Компьютерная обработка коммерческой информации», «Информационные технологии

в экономике», «Информационные технологии в праве и юриспруденции»

В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:
быть компенсирующим курсом
быть обобщающим курсом
Межпредметные элективные курсыинтеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов могут быть: «Компьютерная обработка коммерческой

Слайд 43Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план
Это

курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам.

Примеры таких

курсов, из числа победителей 2-го этапа конкурса, проводимого НФПК в 2003 году: «Психология человека и человеческого общества», «Эффективное поведение в конфликте», «Условия успешной коммуникации», «Искусство анализа художественного текста», «Информационная культура и сетевой этикет школьника», «Основы журналистского мастерства», «Основы дизайна» и др.
Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный планЭто курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим

Слайд 44Алгоритм проектирования элективного курса по информатике (Богомолова Е. В.)
1. Познакомиться

с классом (состав класса, психолого-педагогические характеристики учащихся, профиль класса, направление

профориентации и т. д.), для которого будет проектироваться элективный курс по информатике.

2. В соответствии с направленностью класса и характеристиками учащихся, а также собственными знаниями и интересами в области информатики составить список возможных курсов.

Алгоритм проектирования элективного курса по информатике (Богомолова Е. В.)1. Познакомиться с классом (состав класса, психолого-педагогические характеристики учащихся,

Слайд 45Проектирование элективного курса по информатике

3. Провести анкетирование учащихся (профессиональные интересы,

интересы в области информатики, предпочтительный выбор элективного курса из предложенного

списка и т. д.).

4. На основе анализа анкет учащихся определить тематику элективного курса (или нескольких курсов в зависимости от возможностей школы), цели его изучения.
Проектирование элективного курса по информатике3. Провести анкетирование учащихся (профессиональные интересы, интересы в области информатики, предпочтительный выбор элективного

Слайд 46Проектирование элективного курса по информатике

5. Выбрать программную среду, с использованием

которой будет организован курс.

6. Отобрать материал для содержания курса.



Проектирование элективного курса по информатике5. Выбрать программную среду, с использованием которой будет организован курс. 6. Отобрать материал

Слайд 47Проектирование элективного курса по информатике

7. Создать методические документы, моделирующие педагогическую

систему обучения курсу (название курса, цели его преподавания, содержание обучения

и воспитания, описание дидактических процессов и организационных форм обучения).

8. Подготовить учебно-методический комплект (УМК) для сопровождения курса (тематическое и поурочное планирование, программная поддержка курса, демонстрационный материал, банк заданий для учащихся и т. д.).

Проектирование элективного курса по информатике7. Создать методические документы, моделирующие педагогическую систему обучения курсу (название курса, цели его

Слайд 48Проектирование элективного курса по информатике

9. Наметить возможные индивидуальные траектории обучения

для каждого учащегося.

10. В процессе преподавания корректировать методическую систему,

УМК и индивидуальные траектории обучения учащихся.
Проектирование элективного курса по информатике9. Наметить возможные индивидуальные траектории обучения для каждого учащегося. 10. В процессе преподавания

Слайд 49Алгоритм конструирования программы ЭК (Воронина Г.А.)
Определение названия курса с учетом

его типологии
Отбор содержания в зависимости от поставленных задач и профиля

класса
Построение логической структуры курса
Выявление соотношения основного и дополнительного учебного материала
Выбор формы организации учебного процесса и отчетности учащихся
Алгоритм конструирования программы ЭК (Воронина Г.А.)Определение названия курса с учетом его типологииОтбор содержания в зависимости от поставленных

Слайд 51Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Выбор возрастной категории учащихся: 10

кл или 11 кл

Основные этапы алгоритма создания программы ЭКВыбор возрастной категории учащихся: 10 кл или 11 кл

Слайд 52Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Определение типа курса в соответствии

с его целями позволит сформулировать наименование программы. (Цели курса записываются

в пояснительной записке)


Основные этапы алгоритма создания программы ЭКОпределение типа курса в соответствии с его целями позволит сформулировать наименование программы.

Слайд 53Цели профильного ЭК
Углубление или расширение рамок одного или нескольких профильных

предметов
Повышение уровня изучения базового предмета в профильном классе, предполагающее подготовку

к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ
Приобретение практико-ориентированных знаний и умений как в границах учебного предмета, так и практических навыков, основанных на внепредметных знаниях
Цели профильного ЭКУглубление или расширение рамок одного или нескольких профильных предметовПовышение уровня изучения базового предмета в профильном

Слайд 54Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Вид элективного курса и его

ведущий компонент (научные знания, способы деятельности, эмоционально-ценностные отношения, опыт творчества)

играют решающую роль в отборе учебного материала. Ведущий компонент позволяет выявить наиболее значимые из формирующихся знаний, умений, отношений
Основные этапы алгоритма создания программы ЭКВид элективного курса и его ведущий компонент (научные знания, способы деятельности, эмоционально-ценностные

Слайд 55Группы учебных предметов согласно типологии И.К.Журавлева и Л.Я.Зориной
Учебные предметы с

ведущим компонентом научные знания, или основы наук (физика, география, биология,

история, обществоведение, естествознание, право и т.д.)
УП с ведущим компонентом способы деятельности (родной язык, иностранный язык, математика, технология, информатика, химия, черчение и т.д.)
Группы учебных предметов согласно типологии И.К.Журавлева и Л.Я.ЗоринойУчебные предметы с ведущим компонентом научные знания, или основы наук

Слайд 56Группы учебных предметов согласно типологии И.К.Журавлева и Л.Я.Зориной
УП с ведущим

компонентом эмоционально-ценностные отношения (музыка, изобразительное искусство, МХК, литература)

Группы учебных предметов согласно типологии И.К.Журавлева и Л.Я.ЗоринойУП с ведущим компонентом эмоционально-ценностные отношения (музыка, изобразительное искусство, МХК,

Слайд 57Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Выделение приоритетных задач в зависимости

от профильной направленности позволяет сформулировать основные содержательные блоки. Задачи раскрываются

в пояснительной записке, а содержательные блоки должны быть включены в основной текст.
Основные этапы алгоритма создания программы ЭКВыделение приоритетных задач в зависимости от профильной направленности позволяет сформулировать основные содержательные

Слайд 58Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Определение логической структуры курса отражено

в последовательности изучаемых тем и может составить основу тематического планирования

Основные этапы алгоритма создания программы ЭКОпределение логической структуры курса отражено в последовательности изучаемых тем и может составить

Слайд 59Структура ЭК
Линейное построение предполагает постоянное продвижение в одном направлении. Существует

явная взаимосвязь элементов содержания, выстроенных в единую цепь (характерны для

курсов повышающих уровень изучения предмета)

Концентрическая структура – ЭК где предусматривается усвоение учебного материала на разных уровнях сложности

Блочно модульная – предполагает использование равноценных блоков или модулей, имеющих заданную внутреннюю структуру, количество модулей зависит от целей и типологии курса

Целевая структура – основное содержание курса относится не к одной учебной дисциплине, а к различным областям знаний и отбирается в зависимости от цели, которая должна быть достигнута в ходе учебного процесса.

Структура ЭКЛинейное построение предполагает постоянное продвижение в одном направлении. Существует явная взаимосвязь элементов содержания, выстроенных в единую

Слайд 60Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Объем и роль вспомогательных знаний

конкретизируют основное содержание и определяют общие требования к результатам

(Логические, методологические,

философские, историко-научные, межпредметные, оценочные,…)
Основные этапы алгоритма создания программы ЭКОбъем и роль вспомогательных знаний конкретизируют основное содержание и определяют общие требования

Слайд 61Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Выбор форм организации учебного процесса

отражен в тематическом планировании
Учебное время, отводимое на ЭК в профильном

обучении, включает часы на проведение учебных практик, создание проектов, на исследовательскую деятельность
Дистанционное обучение через Интернет

Лекция, семинар, практикум, ролевые игры, дискуссионный клуб, экскурсии
Основные этапы алгоритма создания программы ЭКВыбор форм организации учебного процесса отражен в тематическом планированииУчебное время, отводимое на

Слайд 62Основные этапы алгоритма создания программы ЭК
Отбор наиболее значимых способов действий

школьников с учебным материалом, он влияет на планируемые образовательные результаты

и формы отчетности по элективным курсам.

Способы действий зависят от тематики ЭК и интересов учащихся конкретного профиля

Основные этапы алгоритма создания программы ЭКОтбор наиболее значимых способов действий школьников с учебным материалом, он влияет на

Слайд 63Способы действий
Если ведущий компонент – способы деятельности – предусматривается формирование

умений и навыков (решение задач, практикумы)

В ЭК гуманитарной направленности наиболее

часто предлагаются учебные действия, ориентированные на работу с научной и справочной литературой. (Составить развернутый план, приготовить сообщение)
Способы действийЕсли ведущий компонент – способы деятельности – предусматривается формирование умений и навыков (решение задач, практикумы)В ЭК

Слайд 64Способы действий
В ЭК естественно-математической направленности в большей степени применимо составление

схем, таблиц, решение задач, построение графиков, работа с объектами живой

природы
Способы действийВ ЭК естественно-математической направленности в большей степени применимо составление схем, таблиц, решение задач, построение графиков, работа

Слайд 65Формы отчетности
Общественный опрос,
собеседование,
семинары-обсуждения,
зачетные мероприятия,
участие в круглых

столах и ролевых играх,
защита практических работ и проектов,
участие

в олимпиадах и интеллектуальных марафонах или конференциях,
оформление портфолио,
творческие работы
Формы отчетностиОбщественный опрос, собеседование, семинары-обсуждения, зачетные мероприятия, участие в круглых столах и ролевых играх, защита практических работ

Слайд 66Часто задаваемые вопросы
Журнал?
Оценивание?
Запись в аттестат?
Можно ли проводить авторский курс?
Какие курсы

рекомендованы на 2009-2010 уч.г.?
Где взять материалы ЭК?
Какие требования к ЭК?
Будет

ли в этом году конкурс элективных курсов?
Где обсуждаются вопросы организации и проведения элективных курсов?


Часто задаваемые вопросыЖурнал?Оценивание?Запись в аттестат?Можно ли проводить авторский курс?Какие курсы рекомендованы на 2009-2010 уч.г.?Где взять материалы ЭК?Какие

Слайд 67Часто задаваемые вопросы
Журнал
Если есть пустые страницы в общем журнале
или
Заводится отдельный

журнал для элективных курсов (рекомендуется)
Записывается название элективного курса
Отмечается посещение
Выставляются оценки


Часто задаваемые вопросыЖурналЕсли есть пустые страницы в общем журналеилиЗаводится отдельный журнал для элективных курсов (рекомендуется)Записывается название элективного

Слайд 68Часто задаваемые вопросы
Оценивание
Система оценивания достижений учащихся прописывается в положении об

элективных курсах, принятом в общеобразовательном учреждении
Профильные элективные курсы оцениваются

по пятибалльной системе.
В ходе курса пополняется портфолио учащегося.
Положение о портфолио
Сайт edu.seun.ru


Часто задаваемые вопросыОцениваниеСистема оценивания достижений учащихся прописывается в положении об элективных курсах, принятом в общеобразовательном учреждении Профильные

Слайд 69Часто задаваемые вопросы
Запись в аттестат
в аттестат об окончании школы заносятся

элективные курсы длительностью не менее 35 часов

Часто задаваемые вопросыЗапись в аттестатв аттестат об окончании школы заносятся элективные курсы длительностью не менее  35

Слайд 70Часто задаваемые вопросы
Можно ли проводить авторский курс?
НЕТ

Используются только профильные элективные

курсы, перечисленные в списке рекомендованных на 2008-2009 уч.г.


Часто задаваемые вопросыМожно ли проводить авторский курс?НЕТИспользуются только профильные элективные курсы, перечисленные в списке рекомендованных на 2008-2009

Слайд 71Часто задаваемые вопросы
Какие курсы рекомендованы на 2009-2010 уч.г.?
Приказ МО №

1560 от 24.08.2009 г.
«Об учебно-методическом сопровождении

регионального базисного учебного плана 2004 г.»

В рассылке кафедры информатики


Часто задаваемые вопросыКакие курсы рекомендованы на 2009-2010 уч.г.?Приказ МО №  1560 от 24.08.2009 г.

Слайд 72Часто задаваемые вопросы
Где взять материалы ЭК?
Региональный центр по эксперименту введения

предпрофильной подготовки и профильного обучения
Авторы
Портал edu.seun.ru
Методическая служба компании БИНОМ

PiL-курсы Microsoft metodist.lbz.ru/about_pil.html




Часто задаваемые вопросыГде взять материалы ЭК?Региональный центр по эксперименту введения предпрофильной подготовки и профильного обученияАвторыПортал  edu.seun.ruМетодическая

Слайд 73Часто задаваемые вопросы
Какие требования к ЭК?
На территории Саратовской области продолжительность

профильного элективного курса: 17-105 часов
критерии оценки программ элективных курсов.

Часто задаваемые вопросыКакие требования к ЭК?На территории Саратовской области продолжительность профильного элективного курса: 17-105 часовкритерии оценки программ

Слайд 74Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в

базовых программах.
Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес

у учащихся.
Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.
Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

Критерии оценки программ элективных курсов

Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет

Слайд 75
Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что

изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов;

между частными и общими знаниями прослеживаются связи

Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)


Критерии оценки программ элективных курсов

Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или

Слайд 76
Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и

методы проверки их достижимости.
Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа

реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.


Критерии оценки программ элективных курсов

Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Реалистичность с точки

Слайд 77Часто задаваемые вопросы
Будет ли в этом году проводиться конкурс элективных

курсов?
с март-апрель – конкурс авторских программ
положение о конкурсе – на

портале edu.seun.ru
январь 2009 г. центр по эксперименту проводит семинар по правилам составления авторских программ элективных курсов
ваши предложения могут быть учтены в списке элективных курсов, рекомендованных на следующий учебный год


Обсуждение ЭК на страницах ВМО учителей информатики на Wiki

Часто задаваемые вопросыБудет ли в этом году проводиться конкурс элективных курсов?с март-апрель – конкурс авторских программположение о

Слайд 78Часто задаваемые вопросы
Где обсуждаются вопросы организации и проведения элективных курсов?

http://forum.saripkro.ru/
http://community.livejournal.com/iteachers_sar/
it-n.ru

Часто задаваемые вопросыГде обсуждаются вопросы организации и проведения элективных курсов?http://forum.saripkro.ru/http://community.livejournal.com/iteachers_sar/it-n.ru

Слайд 79Элективные и профильные курсы
2009-2010

Элективные и профильные курсы2009-2010

Слайд 80Издательство БИНОМ

Издательство БИНОМ

Слайд 81Введение в криптографию: как защитить свое письмо от любопытных
Состав УМК:

учебное пособие, методическое пособие для учителя и электронное приложение (программа

Crypto, ее можно найти на сайте издательства).
Учебное пособие содержит материал по истории создания технологий, методов и алгоритмов защиты информации, по основам симметричной и несимметричной криптографии. Теоретические материалы снабжены контрольными вопросами и практическими заданиями.
Для учащихся 10—11 классов информационно-технологического и физико-математического профилей.
Введение в криптографию: как защитить свое письмо от любопытныхСостав УМК: учебное пособие, методическое пособие для учителя и

Слайд 82Исследование информационных моделей
УМК состоит: учебное пособие и компьютерный практикум на

CD-ROM.
Курс учит создавать и исследовать информационные модели с использованием

систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц.
Учебное пособие содержит основы объектно-ориентированного визуального программирования на языках Visual Basic и Delphi, а также подробное описание построения компьютерных моделей в различных предметных областях.
CD-ROM содержит интерактивный практикум по построению и исследованию моделей в форме проектов на языках Visual Basic и Delphi, а также компьютерных моделей в электронных таблицах. На CD-ROM размещены дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi, а также электронных таблиц StarOffice Calc и OpenOffice Calc.
Для учащихся старших классов информационно-технологического, физико-математического и естественно-научного профилей.
Исследование информационных моделейУМК состоит: учебное пособие и компьютерный практикум на CD-ROM. Курс учит создавать и исследовать информационные

Слайд 83Информационные системы и модели
УМК состоит: учебное пособие, практикум и методическим

пособием.
Задача курса — научить создавать информационные системы, конструировать и

исследовать информационные модели. В качестве информационной модели предметной области рассматривается база данных. Математическое моделирование изучается в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей и универсальной методологии моделирования.
Описанные в учебнике задачи решаются как с помощью специальных программных средств, не требующих глубоких знаний сущности используемых методов, так и с помощью приложений, которые предлагается создавать самостоятельно, используя язык Visual Basic for Applications.
Для учащихся старших классов информационно-технологического и физико-математического профилей.
Информационные системы и моделиУМК состоит: учебное пособие, практикум и методическим пособием. Задача курса — научить создавать информационные

Слайд 84Математические основы информатики
Методическое пособие входит в учебно-методический комплект курса «Математические

основы информатики», рассчитанного на учащихся старших классов, имеющих базовую подготовку

по информатике.
Книга содержит подробные методические рекомендации по проведению занятий по каждому из 6 модулей. В ней приведен разбор всех заданий учебного пособия. К каждому модулю подобраны практические и творческие задания для самостоятельной работы учащихся, варианты контрольных работ разного уровня сложности с разбором их решений. Каждый модуль может являться основой отдельного элективного курса.
Для учителей математики, информатики и методистов.
Математические основы информатикиМетодическое пособие входит в учебно-методический комплект курса «Математические основы информатики», рассчитанного на учащихся старших классов,

Слайд 85Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс
Назначение элективного курса «Готовимся

к единому государственному экзамену по информатике» — помочь учителю информатики

и старшеклассникам в подготовке и проведении курса по выбору для успешной сдачи учащимися единого государственного экзамена. Издание содержит все необходимые материалы для планирования и проведения занятий для учителя и учащихся.
Для учащихся старших классов, учителей информатики, методистов, студентов педагогических вузов.
Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курсНазначение элективного курса «Готовимся к единому государственному экзамену по информатике» —

Слайд 86Глобальные и локальные сети: создание, настройка и использование
Учебное пособие позволяет

в доступной форме ознакомиться с историей создания и основными принципами

функционирования локальных компьютерных сетей и Интернета, с основными типами оборудования и программного обеспечения, их настройкой, с основными протоколами и сервисами Интернета. Даны примерные задания для лабораторных работ, контрольные вопросы и тестовые задания. Прилагается компакт-диск с анимациями для выполнения практических работ.
Для школьников, студентов и учителей информатики.
Глобальные и локальные сети: создание, настройка и использованиеУчебное пособие позволяет в доступной форме ознакомиться с историей создания

Слайд 87Компьютерная графика
УМК: Учебное пособие входит и практикум.
В учебном пособии рассмотрены

вопросы представления графических изображений, описания цветовых оттенков на мониторе и

принтере, форматы графических файлов, описаны основные возможности редакторов векторной графики CorelDRAW и растровой графики Adobe Photoshop.
Для учащихся старших классов физико-математического, естественно-научного, социально-гуманитарного и технологического профилей.
Компьютерная графикаУМК: Учебное пособие входит и практикум.В учебном пособии рассмотрены вопросы представления графических изображений, описания цветовых оттенков

Слайд 88Создаем школьный сайт в Интернете
УМК: учебное пособие+CD
Учебное пособие позволяет получить

профессиональные навыки создания сайтов в Интернете. Оно поможет сформировать у

обучаемых творческий подход, способность к самостоятельному и инициативному решению проблем, умение использовать типовые инструментально-технологические средства и эффективно работать в неоднородных командах.
Каждая тема учебного пособия представляет собой законченный учебный модуль, включающий теоретический материал, задания для самостоятельной работы, темы рефератов.
CD-ROM содержит результаты выполнения упражнений, демонстрационные плакаты, спецификацию языка HTML.
Для учащихся старших классов информационно-технологического, физико-математического, естественно-научного и гуманитарного профилей.
Создаем школьный сайт в ИнтернетеУМК: учебное пособие+CDУчебное пособие позволяет получить профессиональные навыки создания сайтов в Интернете. Оно

Слайд 89Учимся проектировать на компьютере
Практикум обеспечивает преподавание курса компьютерного проектирования в

старших классах.
Практикум позволяет освоить основы современных компьютерных технологий проектирования и

дизайна. Рассмотрены компьютерные системы проектирования AutoCAD и 3D Studio MAX. Главы практикума представляют собой законченные учебные модули, каждый из которых включает в себя краткую теорию по теме, типовые практические работы, вопросы для самоконтроля и проверочные задания.
Для учащихся старших классов физико-математического, естественно-научного, технологического профилей и универсального обучения.
Учимся проектировать на компьютереПрактикум обеспечивает преподавание курса компьютерного проектирования в старших классах.Практикум позволяет освоить основы современных компьютерных

Слайд 91http://edu.seun.ru

http://edu.seun.ru

Слайд 92Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика