Слайд 1Основы программирования
на языке С++
Линейные программы
Илькина Ю.Н.
ГБНОУ РМ «Республиканский лицей –
Центр для одаренных детей», г. Саранск
Учитель информатики
Слайд 2Объявление переменных
В С все переменные, используемые
в программе должны быть объявлены вместе с указанием соответствующих им
типов.
Объявление переменной имеет следующий формат:
Тип_переменной <список переменных через запятую>;
Переменные можно инициализировать при описании.
Инициализация – задание начального значения или списка начальных значений переменной (переменным) при объявлении.
Слайд 3Объявление и инициализация переменных и констант
int a, b, c;
float f, a, b;
int a=1, b, c=2;
const double A=2.128E-2;
const
B=286; //подразумевается const int B=286
Слайд 4Структура программы на С++
директивы_препроцессора
int main()
{
тело программы
}
Директива препроцессора
– это инструкция, которая включает в текст программы файл, содержащий
описание множества функций, что позволяет правильно компилировать программу. Смысл препроцессор в том, что директива выполняется до того, как текст программы поступает на вход компилятора.
Это важно
все директивы препроцессора начинаются со знака #;
после директивы препроцессора точка с запятой не ставится.
Слайд 5Программа «Hello, World!»
#include "stdafx.h"
using namespace System;
int main()
{
Console::WriteLine(L"Hello
World");
return 0;
}
Слайд 6В первой строке программы расположен комментарий, далее следует директива препроцессора
#include, встретив которую, компилятор заменяет её на полный текст файла,
на который она ссылается. В данном случае эта строка будет заменена стандартным заголовочным файлом stdafx.h (h – от header, заголовок).
Строка программы
using namespace System;
означает, что компилятор должен использовать пространство имен System. Пространство имен (namespace) создает декларативную область, в которой могут размещаться различные элементы программы. Ключевое слово using информирует компилятор об использовании заявленного пространства имен (в данном случае System).
Функция с именем main является особенной, так как выполняется первой при запуске программы, то есть служит так называемой точкой входа в программу. Фигурные скобки после функции main обозначают её определение. Слово int говорит, что функция main возвращает (вычисляет) целое число.
В фигурных скобках формируется тело программы.
Тело программы – программный блок, содержащий операторы описания, присваивания, управляющих конструкций, функции и др.
В примере тело программы содержит два оператора – оператор WriteLine и return.
Инструкция return обеспечивает механизм завершения работы функции main.
Последняя фигурная скобка обозначает конец определения функции main.
Слайд 7Консольный ввод/вывод
Существует несколько способов консольного ввода и вывода.
Первый
способ – это использование функции ввода printf() и функции вывода
scanf() (унаследована в С++ от С).
Второй способ – это использование оператора ввода Cin >> и оператора вывода Cout <<.
Назначение операторов ввода и вывода легче запомнить, если считать, что каждый «указывает» в сторону перемещения данных. Например,
>> x – перемещает данные в x, а << x – перемещает данные из x.
Это важно
Для работы с функциями printf();и scanf() необходимо подключить библиотеку базовых функций директивой #include
Для работы с операторами Cin и Cout необходимо подключить библиотеку директивой #include
Слайд 8Функции и операторы ввода/вывода информации
Формат функции вывода:
printf("строка_формата", список_переменных);
Формат функции
ввода:
scanf("строка_формата", &список_переменных);
Слайд 9
Спецификатор формата – запись, которая начинается со знака % и
которая определяет форму внешнего представления выводимой величины.
Спецификаторы:
%d – целое
число;
%u – целое число без знака (для типа unsigned);
%c – символ;
%s – строка;
%f – вещественное число c фиксированной точкой;
%e – вещественное число с плавающей точкой (с мантиссой и порядком)
Это важно
Спецификатор должен соответствовать типу выводимой переменной.
Слайд 10Ввод/вывод данных с использованием функций
Напишем программу, запрашивающую длины трех
сторон треугольника.
#include "stdafx.h"
#include
#include
using namespace System;
int main()
{
int a,b,c;
printf("введите длины трех сторон
треугольника\n");
scanf("%d %d %d",&a,&b,&c);
printf("ввод выполнен\n");
getch();
return 0;
}
Слайд 12
При использовании оператора вывода Cout и оператора ввода Cin в
пространстве имен System
using namespace System;
с библиотекой iostream необходимо писать:
std::cout и
std::cin
т.к.
в iostream все классы объявлены в пространстве std, сокр. от англ. standard – стандартный (в iostream.h все классы объявлены в глобальном пространстве имен).
Слайд 13Ввод/вывод данных с использованием операторов
Слайд 14Линейные программы на С++
#include "stdafx.h"
#include
#include
using namespace System;
int main()
{
int a,b,s;
printf("введите
два целых числа\n");
scanf("%d %d",&a,&b);
s=a+b;
printf("сумма чисел = %d",s);
getch();
return 0;
}
Слайд 16Библиотека математических функций #include
Слайд 17Вычисление площади треугольника
#include "stdafx.h"
#include
#include
#include
using namespace System;
int main()
{
int a,b,c;
float p,s;
printf("введите
длины трех сторон треугольника\n");
scanf("%d %d %d",&a,&b,&c);
p=(a+b+c)/2;
s=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
printf("площадь треугольника равна = %f",s);
getch();
return 0;
}
Слайд 18Задачи
1 Напишите программу вычисления площади трапеции.
2 Напишите программу вычисления площади
треугольника, если известны координаты его углов.
3 Напишите программу пересчета величины
временного интервала, заданного в минутах, в величину выраженную в часах и минутах.
4 Напишите программу пересчета расстояния из верст в километры (1верста=1066,8м) и веса из фунтов в килограммы (1фунт=409,5 г).
Слайд 19Литература:
Вознесенская Н.В., Полунина И.Н. Информатика. Основы программирования на языке C/C++