Слайд 1Перспективы развития школьного курса информатики
Цветкова М.С.
tsvetkova@Lbz.ru
Слайд 2Информационное образование
Развитие ИКТ компетентности участников образовательного процесса
Развитие информационной среды образования:
технических и интеллектуальных ресурсов
Развитие методик взаимодействия человека с информационной средой
Слайд 3Миссия непрерывного курса Информатики
Формирование и непрерывное развитие ИКТ компетентности учащихся,
в том числе на профильном уровне, и их активное применение
в обучении по предметам
Развитие учебной активности учеников в информационной образовательной среде и влияние на обновление этой среды как потребности школы
Стимулирование педагогов к новым педагогическим практикам и формированию новых методик обучения в информационной среде
Формирование у школьников культуры непрерывного образования
Слайд 4
Информатизация школы: этапы
ЛВС
Е-mail ИНТЕРНЕТ
КОНТЕНТ-ЭОР
АРМ и ППП
Человек – Человек
Человек –
компьютер
Человек – сети компьютеров
Человек –
Информационный ресурс
Человек - Человек
Цифровые образовательные
сервисы и глобальные телекоммуникации
Интеграция цифрового оборудования и ПК: удаленное присутствие и доступ к сервисам дома
ПК
80-е годы
Появление ПК
90-е годы
РЕОИС: 2000-2005 г.г.
ФЦПРО: 2006-2008 г.г.
2009-2010 г.г.
ГПРО 2020 г.
Традиционная школа
Цифровая школа
Слайд 5Курс информатики: этапы
1985 год – первый учебник информатики
Предмет
ОИВТ - как заказ на профессию ИТ специалиста в индустриальном
обществе
1998 год – минимум содержания курса Информатика и ИКТ – как заказ на компьютерную грамотность выпускника школы. Предметные ЗУН по информатике и ИКТ.
2004 год БУП – федеральный компонент - курс Информатика и ИКТ на каждой ступени общего образования, ИКТ в предметах – социальный заказ на ИКТ компетентность выпускника каждой ступени. Предметные компетенции по информатике и ИКТ.
2009-11 годы ФГОС – непрерывный курс информатики и ИОС школы – заказ на информационную культуру граждан в информационном обществе. Метапредметные и предметные результаты обучения по информатике.
Слайд 6ИКТ компетенции: этапы
От компьютерной грамотности к информационной культуре
Компьютер в школе
2000-2005: общая компьютерная грамотность (на пользовательском уровне) – ИКТ на
уроках
Интернет в школе 2005-2010: ИКТ компетентность в профессиональной деятельности учителя и в общеучебной деятельности ученика – ЭОР в обучении
ИКТ в контексте информационного общества: информационная активность граждан – Сервисы и ресурсы ИОС. ИКТ емкая интеллектуальная деятельность.
Слайд 7Новая Школа в информационном обществе: 21 век
Правительственная программа развития информационного
общества РФ (август 2010 год)
ФГОС: информационно-образовательная среда как элемент государственных
требований к общему образованию до 2020 г
Инициатива «Наша новая школа» 2020
Концепция «Цифровая школа» (Школково) 2012
Электронные средства обучения в контексте школы и Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015
Слайд 8Человек в информационном обществе
Компьютер и Интернет в профессиях
Цифровое оборудование в
жизни вокруг нас
Информационные сервисы государства в обществе
Интернет и глобальные коммуникации
в контексте жизни
Глобализация информационного ресурса образования: коллекции ЭОР, электронные библиотеки, АСУ школ, сетевые объединения участников образовательного процесса
Открытость познавательных Интернет-ресурсов в мире: коллекции музеев и библиотек, СМИ, позитивный инициативный контент
Дистанционное обучение, системы удаленного присутствия, Интернет-телевещание
Усиление ценности сотрудничества «Человек-Человек» в глобальной информационной среде образования, личное информационное пространство, защита информации
Слайд 9Информационная активность человека
ИКТ компетентность в образовании и работе, в
сотрудничестве с коллегами
Информационная культура в жизни и социальной активности
Гос услуги
и человек
Готовность к изменениям ИКТ в профессии и желание развиваться самому
Личное информационное пространство – электронное портфолио гражданина
Слайд 10Социальная значимость непрерывного информационного образования
Гарант информационной активности учеников –как культуры
непрерывного образования
Гарант социальной активности молодежи – готовности войти в цифровые
социальные сервисы государства
Гарант конкурентной способности выпускника школы на рынке труда
Гарант выявления и профильной подготовки к дальнейшему профессиональному образованию в области ИКТ по выбору школьников
Слайд 11ФГОС - гарант непрерывного информационного образования
Слайд 13ИОС школы- Учитель- Ученик- НИО
ИКТ и учитель:
Курсы повышения квалификации и
АРМ учителя – гарантия ИКТ компетентности
ИКТ и ученик:
Уроки Информатики –
гарантия ИКТ компетентности и выбора профиля в области информатики
ИОС школы:
Погружение в ИОС школы-
гарантия информационной активности личности
Динамика развития ИОС – параметр обновления компетенций учителя и ученика
Слайд 14Формы ИКТ активности детей в ИОС школы
Обучение с компьютером, ЭОР,
ДО средствами
Проектная работа: поиск, наблюдение, сбор, обработка готовых и
создание собственных информационных объектов с помощью инструментов и средств ИКТ
Исследование процессов с использованием инструментов и средств ИКТ
Индивидуальное компьютерное тестирование
Практикумы с компьютерными лабораториями
Индивидуальное или групповое выступление: презентация с помощью ИКТ/ школьный сайт
Электронное портфолио / личное инф. Пространство/ доступ к среде цифрового образования
Слайд 15Школьное облако региона/ России
Слой ИОС школ
Региональное облако/ цифровая школа
Цифровое образование
России
До 2010 года: встраивание ИКТ в работу детей в школе
К
2020 году
Электронный портфель
Академическая мобильность /доступность образовательных услуг
Слайд 16Слои среды «Школьное облако»
Технический (компьютеры, ЛВС, Цифровое оборудование, АРМы)
Технологический (ПО,
ППП, АСУ школы и БД школы, портал региона, облачные услуги
для образования)
Интерактивный (е-дневники, сайт школы, ДО среды, среды компьютерного тестирования, видеосистемы, соцсети, интерактивное оборудование)
Контентный ( ЭОРы, е-учебники, эл библиотеки региона, эл музеи, видео и аудио контент, образовательные Интернет-порталы …)
Слайд 17Формы активности детей в школьном облаке
Выбор формы обучения по отдельным
предметам: ДО курс, среда удаленного присутствия, сетевой класс в региональном
облаке
Участие в открытых лекториях/ эл библиотеках/ сетевых клубах доп образования региона/ Федеральный университетеов
Доступ к сетевым конкурсам и олимпиадам
Доступ к детским технопаркам и лицеям в системе сессий-погружения/ интерната/ стажировки / дневного курса на основе межсессионного сопровождения сетевой кафедрой технопарка/лицея/интерната/ ст. площадки/опорной школы
Слайд 18Метапредметная роль курса Информатики
АРМ учителя
Компьютерная лаборатория
АРМ учащихся
Цифровое оборудование
ЭОР
Сетевое взаимодействие
Слайд 19
Инвариантные узлы содержания курса информатики
Информационные процессы
Информационные модели
Информационные системы
Автоматизация информационных процессов
Компьютерное
моделирование
Управление информационными системами
Информационная деятельность
Информационное личное пространство
Информационная культура
Знание Инструменты Социальная активность
Слайд 20ФГОС. Информатика и математика
Перенос ряд тем в курс математики (элементы
теории логики, множеств и вероятности)
Более полное использование тем математики в
школьном курсе информатики – усиление разделов Алгоритмы. Модели. Технология программирования. Математическое и компьютерное моделирование (процедуры и инструменты проектирования).
Перенос акцентов с технологий работы с ПО компаний – разработчиков на инвариантные процедуры и их реализацию в разных видах ПО.
Мультиплатформенный подход. Готовность ученика использовать ИТ процедуры и инструменты для различных видов информационной деятельности независимо от марки ПО и оборудования.
Слайд 21
Акцентирование узлов содержания курса информатики. Начальная ступень.
Информационные процессы
Информационные модели
Информационные системы
Автоматизация
информационных процессов
Компьютерное моделирование
Управление информационными системами
Информационная деятельность
Информационное личное пространство
Информационная культура/
я в мире информации
Знание Инструменты Социальная активность
Слайд 22Начальная ступень
(я в мире информации: информация-человек-компьютер)
Информация, информационные процессы и
компьютер
Клавиатурное письмо и компьютерный интерфейс.
Открытая информационная среда Интернет. Сетевое
взаимодействие.
Моделирование. Компьютер как Исполнитель. Алгоритмы и Формальные Исполнители. Программа.
Компьютерные модели, цифровое лабораторное оборудование и опыт исследования.
Информационные структуры. Средства управления информационной структурой на компьютере.
Информационные системы и средства взаимодействия с ними
Слайд 23
Акцентирование узлов содержания курса информатики. Основная ступень.
Информационные процессы
Информационные модели
Информационные системы
Автоматизация
информационных процессов
Компьютерное моделирование
Управление информационными системами
Информационная деятельность
Информационное личное пространство /мое
будущее
Информационная культура
Знание Инструменты Социальная активность
Слайд 24Основная ступень (ИКТ и мое будущее)
Кодирование информации. Мера информации.
Информация и жизнь: умный дом, завод без людей, всемирный банк
знаний…Какой будет жизнь и образование человека в информационном мире 21 века?
Логика и элементная база компьютера. Программный принцип управления компьютером. Каким будет компьютер 21 века?
Мультимедиа. Веб. Телевидение. Средства представления электронного портфолио. Облачные сервисы. Каким будет информационное пространство 21 века?
Коммуникации. Поисковые машины. Интернет коллекции. Этика и право информационной деятельности. Каким будет взаимодействие людей – жителей 21 века?
Слайд 25Основная ступень
(ИКТ и мое будущее)
Алгоритмизация и программирование: теория
и практика в проблемных задачах. Каким будет труд программиста в
21 веке?
Информационные процессы в природе, технике, обществе. Моделирование и исследование процессов различной природы на компьютере. Конструирование на компьютере. Роботы. Как будет использоваться компьютер в профессиях в 21 веке?
Слайд 26
Акцентирование узлов содержания курса информатики. Старшая ступень.
Информационные процессы
Информационные модели
Информационные системы
Автоматизация
информационных процессов
Компьютерное моделирование
Управление информационными системами
Информационная деятельность
Информационное личное пространство/ творчество
Информационная
культура
Знание Инструменты Социальная активность
Слайд 27Старшая школа (я и творчество, я – гражданин информационного общества)
Информационные
процессы и ИКТ-деятельность в контексте моей жизни: учебы, профессии, досуга,
хобби, познавательной деятельности
Моделирование как способ познания и творчества , моего личного профессионального развития
Углубленное изучение информатики как гарантированное право на вхождение в профессию ИТ разработчика
ИКТ в контексте моей будущей профессии как обязанность
Информационная активность как основа моей социальной активности, непрерывного самообразования, информационной культуры в Электронной России
Слайд 28Три ступени курса информатики: 11 лет в школе
Компьютер АРМ-ИС школы
ИОС – открытое цифровое образование
Ступень НШ Ступень ОШ Ступень СШ
информационная активность
учащихся и природа взросления
Динамика ИОС
ИКТ – компетентность
Предметные результаты: курс основной школы по информатике – ГИА/ ВсОШ по информатике/ конкурсы с ИКТ
Личностные результаты – электронное портфолио
Метапредметные результаты – активность в ИОС школы/региона/РФ
ИКТ – грамота:
Метапредметные результаты – знакомство с ИОС и вхождение в ИОС школы
Предметные результаты – готовность изучать курс информатики
Личностные результаты – электронное портфолио/ конкурсы с ИКТ
ИКТ – активность
Личностные результаты: личное инф пространство
Метапредметные результаты – Информационная культура в ИОС всех уровней
Предметные результаты – курс старшей школы – ЕГЭ /информационная деятельность в предметах/ ВсОШ по информатике/ Международная олимпиада по информатике/ИКТ проекты
Слайд 29
ИКТ как часть профессии
Профессиональный пользователь ИТ
Защита
учебного проекта с
использованием ИКТ
ИКТ в жизни
Социальный пользователь ИТ
Электронное портфолио
Личное инфопространство в облаке
услуг
ИКТ как профессия
ИТ разработчик
Профильный курс информатики
Всероссийская олимпиады школьников по информатике
ЕГЭ по информатике
Конкурсы и олимпиады по направлениям ИКТ
Траектории изучения информатики - предметные результаты
Слайд 30
Система УМК непрерывного информационного образования школьников
Слайд 31Традиционный УМК по информатике
Учебники (мультиплатформенный подход)
Практикум/ рабочая тетрадь
ЭОР к УМК
Библиотека
диагностических тестов ГИА-ЕГЭ
Библиотека учебных элективных проектов
Библиотека олимпиадной информатики
Методическая библиотека
Слайд 32Е-УМК по информатике
Система интерактивных учебников
Коллекция ЭОР по информатике
ЭОР –
компьютерные лаборатории по другим предметам
Открытые сетевые информационные ресурсы
Цифровые лаборатории, конструкторы,
приборы
Онлайн тестовые системы
Олимпиады и конкурсы, в т.ч. в Интернете
Веб- среда профориентации и профильной поддержки в системе школа-вуз (ДО школа)
ДО курсы, среда сетевого взаимодействия школа-школа, сетевой класс
Слайд 33Математика и Информатика
Физика-Химия – Биология- Экология
Форумы
Сетевая школа
Слайд 34Цветкова М.С.
Профессор РАЕ
К.п.н., доцент,
Директор Методической службы «БИНОМ»
www.metodist.Lbz.ru
metodist@Lbz.ru