Слайд 1«Представление информации, языки кодирования»
10 класс
Учитель информатики
МОУ «Саккуловская СОШ»
Нургалеева
Альбина Фанисовна
Слайд 2Цель урока:
формирование у обучаемых представлений об языках и
способах кодирования.
Слайд 3Ответьте на вопросы и задания к параграфу
Атрибутивная, функциональная и антропоцентрическая.
Любая
если ученик дает обоснование
Кибернетика и теория связи.
Генетика
Ген
Функциональная
Антропоцентрическая
Обоснования от учащихся.
Слайд 4Назовите правила поведения в компьютерном классе.
Слайд 5Из базового курса вам известно:
- Историческое развитие человека, формирование человеческого
общества связано с развитием речи, с появлением и распространением языков.
Язык — это знаковая система для представления и передачи информации.
- Люди сохраняют свои знания в записях на различных носителях. Благодаря этому знания передаются не только в пространстве, но и во времени — от поколения к поколению.
- Языки бывают естественные, например русский, китайский, английский, и формальные, например математическая символика, нотная грамота, языки программирования.
Слайд 6Письменность и кодирование информации
Под словом «кодирование» понимают процесс представления информации, удобный для
ее хранения и/или передачи. Следовательно, запись текста на естественном языке можно
рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв, иероглифов). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию.
Процесс чтения текста — это обратный по отношению к письму процесс, при котором письменный текст преобразуется в устную речь. Чтение можно назвать декодированием письменного текста. Схематически эти два процесса изображены на рис. 1.1.
Слайд 7Цели и способы кодирования
А теперь обратим внимание на то, что
может существовать много способов кодирования одного и того же текста
на одном и том же языке. Например, русский текст мы привыкли записывать с помощью русского алфавита. Но то же самое можно сделать, используя латинский алфавит. Иногда так приходится поступать, отправляя SMS по мобильному телефону, на котором нет русских букв, или электронное письмо на русском языке за границу, если у адресата нет русифицированного программного обеспечения. Например, фразу «Здравствуй, дорогой Саша!» приходится писать так: «Zdravstvui, dorogoi Sasha!».
Существует множество способов кодирования. Например, стенография — быстрый способ записи устной речи. Ею владеют лишь немногие специально обученные люди — стенографисты. Они успевают записывать текст синхронно с речью выступающего человека. В стенограмме один значок обозначает целое слово или сочетание букв.
Расшифровать (декодировать) стенограмму может только сам стенографист.
Посмотрите на текст стенограммы на рис. 1.2.
Слайд 8Язык — это нечто всеобщее и самое человеческое, что есть
на свете».
Можно придумать и другие способы кодирования.
Приведенные примеры иллюстрируют следующее
важное правило: для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств. Если надо записать текст в темпе речи, делаем это с помощью стенографии; если надо передать текст за границу, пользуемся латинским алфавитом; если надо представить текст в виде, понятном для грамотного русского человека, записываем его по правилам грамматики русского языка.
Слайд 9Методами шифрования занимается наука криптография.
История технических способов кодирования информации
С появлением
технических средств хранения и передачи информации возникли новые идеи и
приемы кодирования. Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. Телеграфное сообщение — это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Эти технические обстоятельства привели Морзе к идее использования всего двух видов сигналов — короткого и длинного — для кодирования сообщения, передаваемого по линиям телеграфной связи.
Такой способ кодирования получил название азбуки Морзе. В ней каждая буква алфавита кодируется последовательностью коротких сигналов (точек) и длинных сигналов (тире).
Слайд 10Упражнение:
Пользуюсь азбукой Морзе запишите Вашу Фамилию и имя.
2.1) . _
. . . . _
_ _ _ . _ _ _ _ .
_ _ . _ . _ . . _ _ _ _ _ .
_ . . . _
_ . . . _ . _ _ . . . _ . _ . . . !
Лучше меньше да быстрее!
2) − · · · − − · −
· − − · · − · · · · − − · · ·
− · − · · ·
Слайд 11Домашнее задание
Параграф 2, Вопросы и задания!