Слайд 1Презентация к уроку на тема: «Моделирование»
МКОУ Бирюсинская СОШ
для 9 класса
Подготовила:
Учитель информатики
Алдаркина Виктория Ивановна
Слайд 2Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании
моделей
Модель – это некий новый объект, который отражает некоторые
существенные свойства изученного явления или процесса
Слайд 3Один и тот же объект может иметь множество моделей, а
разные объекты могут описываться одной моделью
Слайд 4Реальный
объект-оригинал
Человек
Кукла
Манекен
Скелет
Скульптур
Модель
Слайд 5Свойства объекта которая должна отражать модель, определяются поставленной целью его
изучения
Слайд 6Объект
«Человек»
Цель:
Первое знакомство
Цель:
Демонстрация одежды
Цель:
Отражение красоты тела
Цель:
Изучение костного строения
Кукла
Манекен
Скульптура
Скелет
Слайд 7Классификация моделей
по способу представления:
Модели
Материальные
(Предметные)
Информационные
(Знаковые)
Слайд 8Материальные модели
Воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной
форме
Пример: глобус (модель Земного шара)
Слайд 9Информационные модели
Представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей,
таблиц, формул, текстов т.д.
Пример: рисунок цветка – ботаника, формула -
математика
Слайд 10Классификация моделей
по области использования:
Учебные модели
Опытные модели
Научно-технические модели
Игровые модели
Имитационные модели
Слайд 11Классификация моделей
по области использования
Биологические
Исторические
Физические и другие
Слайд 12Признаки классификаций моделей:
по области использования;
по фактору времени;
по отрасли знаний;
по
форме представления.
Слайд 13Классификация моделей
по области использования
Учебные модели – используются при обучении.
Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.
Слайд 14Классификация моделей
по области использования
Опытные модели – это уменьшенные или
увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его
будущих характеристик.
Например, модель корабля исследуется в бассейне для изучения устойчивости судна при качке, модель автомобиля «продувается» в аэродинамической трубе с целью исследования обтекаемости кузова, модель сооружения используется для привязки здания к конкретной местности и т.д.
Слайд 15Классификация моделей
по области использования
Научно–технические модели - создаются для исследования
процессов и явлений.
К таким моделям можно отнести, например, прибор
для получения грозового электрического разряда или стенд для проверки телевизоров.
Слайд 16Классификация моделей
по области использования
Игровые модели – это военные, экономические,
спортивные, деловые игры.
Эти модели как бы репетируют поведение объекта
в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. С помощью игровых моделей можно оказывать психологическую помощь больным, разрешать конфликтные ситуации.
Слайд 17Классификация моделей
по области использования
Имитационные модели непросто отражают реальность с
той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперименты с
моделей проводят при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы. Такой метод подбора правильного решения получил название (метод проб и ошибок).
Например, для выявления побочных действий лекарственных препаратов их испытывают в серии опытов над животными.
Слайд 18Классификация моделей
по фактору времени:
Статические
Динамические
Слайд 19Классификация моделей
по фактору времени:
Статические – модели, описывающие состояние системы
в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту).
Например, обследование учащихся в стоматологической поликлинике дает состояние их зубов в данный момент времени: соотношение молочных и постоянных, наличие пломб, дефектов и т.п.
Слайд 20Классификация моделей
по фактору времени:
Динамические – модели, описывающие процессы изменения
и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание движения
тел, развития организмов, процесс химических реакций.
При строительстве дома рассчитывают прочность его фундамента, стен, балок и устойчивость их к постоянной нагрузке. Это статическая модель здания. Но надо так же обеспечить противодействие ветрам, движению грунтовых вод, сейсмическим колебаниям и другим изменяющимся во времени факторам. Эти вопросы можно решить с помощью динамических моделей.
Таким образом, один и тот же объект можно охарактеризовать и статической и динамической моделью.
Слайд 21Классификация моделей
по отрасли знаний
- это классификация по отрасли деятельности
человека: математические, биологические, химические, социальные, экономические, исторические и т.д.
Слайд 22
Классификация моделей
по форме представления:
Материальные
Информационные
Слайд 23Классификация моделей
по форме представления:
Материальные (предметные) модели всегда имеют реальное
воплощение. Они отражают внешнее свойство и внутреннее устройство исходных объектов,
суть процессов и явлений объекта-оригинала. Это экспериментальный метод познания окружающей среды.
В процессе обучения широко используются такие модели: глобус (география), муляжи (биология), модели кристаллических решеток (химия) и др.
Примеры: детские игрушки, скелет человека, чучело, макет солнечной системы, школьные пособия, физические и химические опыты.
Слайд 24Классификация моделей
по форме представления:
Информационные модели – целенаправленно отобранная информация
об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойства этого
объекта.
Слайд 25Формализация информационных моделей
Процесс построения информационных моделей при помощи формальных языков
Слайд 26Визуализация формальных моделей
В процессе исследования формальных моделей часто производится их
визуализация