Слайд 1Взаимно однозначные соответствия
Слайд 2Содержание
Задачи 4*4
Задачи 5*5
Задачи 6*6
Итоговая контрольная работа
Слайд 3Задачи 4*4:
Пример: Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две
девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника.
Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?
Слайд 4Объяснение:
1. Составим таблицу 4*2, т.к. было 4 девочки и 2
вида ягод.
Слайд 52. Внимательно читаем условия задачи и начинае расставлять соответствия.
Из условия
задачи нам известно, что Ира варила варенье из крыжовника.
Слайд 6Таня и Ира варили варенье из разных ягод, следовательно Танино
варенье из смородины.
Слайд 7Ира и Оля тоже варили варенье из разных ягод, значит
Оля варила варенье из смородины.
Слайд 8По условиюзадачи известно, что две девочки варили варенье из смородины,
две девочки – из крыжовника, следовательно Юля варила варенье из
крыжовника.
Слайд 9Ответ:
Варенье из смородины варили Оля и Таня, из крыжовника Ира
и Юля.
Слайд 10Задачи для решения в классе:
1. Четыре приятеля- Женя, Костя, Дима
и Вадим- делали украшения к празднику. Кто- то делал гирлянды
из золотой бумаги, кто- то красные шары, кто- то – гирлянды из серебрянной бумаги, а кто- то – хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые игрушки. Кто какие украшения делал?
Слайд 12Задачи для решения в классе:
2. Четыре подружки- Маша, Даша, Катя
и Оля – учатся в одной школе, но в разных
классах: 2 “А”, 2 “Б” и 1 “А”. Известно, что Маша и Катя учатся в классах с одинаковыми индексами (буквы совпадают). Катя и Оля – одноклассницы. Маша и Даша- ученицы второго класса. Определите, в каком классе учится каждая из девочек.
Слайд 14Задачи для решения в классе:
3. Четыре приятеля– Миша,Коля, Саша и
Дима- проживают по следующим адресам: ул. Лесная 37,ул. Цветочная 25,ул.
Лесная 37. Узнайте в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что Миша и Коля живут на одной улице, Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами, а Миша и Дима- родные братья.
Слайд 16Задачи для самостоятельного решения:
I вариант
На завтрак в школьной столовой приготовили
блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и
пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня- сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.
Слайд 18Задачи для самостоятельного решения:
II вариант
Катя, Соня, Галя и Тамара
родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта.
Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.
Слайд 20Домашнее задание:
Составить и решить 3 задачи на взаимно однозначенные соответствия.
Слайд 21Задачи 5*5
Наташа, Валя, Маша, Галя и Лена вырезали из бумаги
разные фигуры. Кто-то вырезал круг из бумаги в клетку, кто-то
круг из бумаги в линейку, кто-то квадрат из бумаги в клетку, кто-то квадрат из бумаги в линейку, а кто-то флажок из белой бумаги. Галя и Валя вырезали круги. Галя и Наташа вырезали из бумаги в клетку. Наташа и Маша вырезали квадраты. Кто что вырезал?
Слайд 22Объяснение:
1. Составим таблицу 5*5
Слайд 232.По условию задачи нам известно, что Галя вырезала круги из
бумаги в клетку(т.к. сказано, что Галя и Валя вырезали круги.
Галя и Наташа вырезали из бумаги в клетку.)
Слайд 243. Так же из условия нам известно, что Наташа вырезала
квадраты из бумаги в клетку(т.к. Галя и Наташа вырезали из
бумаги в клетку. Наташа и Маша вырезали квадраты. )
Слайд 254. Сказано, что Наташа и Маша вырезали квадраты, т. к. мы
уже узнали, что Наташа вырезала квадраты в клетку, следовательно Маша
вырезала квадраты в линейку.
Слайд 265. Валя вырезала круг в линейку,т. к. Галя вырезала круги в
квадрат(Галя и Валя вырезали круги).
Слайд 28Ответ:
Наташа вырезала квадраты в клетку.
Валя- круги в линейку.
Маша- квадраты в
линейку.
Галя- круг в клетку.
Лена- белый флажок.
Слайд 29Задачи для решения в классе:
1.Маша, Саша, Даша, Валя и Катя
рисовали цветы. Они нарисовали синий колокольчик, красный тюльпан, желтый тюльпан,
красную гвоздику и желтый нарцисс. Маша и Саша рисовали одинаковые цветы, а Саша и Катя раскрашивали свои цветы одним фломастером. Желтыми были цветы Маши и Вали. Что нарисовала каждая из девочек?
Слайд 31Задачи для решения в классе:
2. Аня, Вера и Лиза живут
на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая
из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера – не на втором и не на третьем?
Слайд 33Задачи для решения в классе:
3. Волчонок, мартышка и бегемотик подошли
к карусели, на которой кружились машинка и самолетик. Каждый из
друзей хотел покататься и на том, и на другом. Машинка и самолетик вмещали только по одному пассажиру. За три захода каждый из друзей покатился и на машинке и на самолетике. В первый заход мартышка прокатилась на самолетике, а волчонок - на машинке. Во время второго захода на самолетике катался волчонок. Кто и на чем катался во время третьего захода?
Слайд 35Задачи для самостоятельного решения:
I вариант
1. Вася, Гена
и Женя соревновались в беге. Кто из них прибежал первым,
кто – вторым, а кто – третьим, если верны следующие утверждения:
1) Вася прибежал не первым, а Женя не вторым;
2) Гена прибежал не третьим, а Вася – не вторым.
Слайд 37Задачи для самостоятельного решения:
II вариант
1. В одном классе
учатся Иван, Петр и Сергей. Их фамилии – Иванов, Петров
и Сергеев. Установите фамилию каждого из ребят, если известно, что Иван по фамилии не Иванов, Петр – не Петров, Сергей – не Сергеев и что Сергей живет в одном доме с Петровым.
Слайд 39Задачи для самостоятельного решения:
I вариант
2. Галя, Марина
и Оля пришли на праздничный утренник в платьях разного цвета:
в желтом, синем и розовом. Галя была не в желтом, Марина – не в желтом и не в розовом. В каком платье была каждая девочка?
Слайд 41Задачи для самостоятельного решения:
II вариант
2. Три одноклассницы – Соня, Тоня
и Женя – занимаются в различных спортивных секциях: одна –
в гимнастической, другая – в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, а Женя является победителем соревнований по лыжам?
Слайд 43Задачи для самостоятельного решения:
I вариант
3. В соревнованиях
по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три места. Какое
место занял каждый ребенок, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя – не третье.
Слайд 45Задачи для самостоятельного решения:
II вариант
3. Три ученицы – Тополева, Берёзкина
и Клёнова – посадили около школы три дерева; березку, тополь
и клен. Причем ни одна из них не посадила то дерево, от которого произошла ее фамилия. Узнайте, какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что Клёнова посадила не березку.
Слайд 47Домашнее задание:
Сидели как-то на берегу реки три школьных товарища и
вели неторопливую беседу. Фамилия одного из ребят Токарев, второго –
Слесарев, а третьего – Плотников. Отцы их работают плотником, токарем и слесарем. «Интересно, что ни один из наших отцов не работает по той специальности, от которой произошла его фамилия», – сказал мальчик, отец которого слесарь. «А ведь ты прав», – подтвердил после раздумья Токарев. Кем работают отцы мальчиков?
В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какого цвета волосы у художника?
Слайд 48Закрепление задач 5*5:
Задача 1:
Три подружки – Вера, Оля и Таня
– пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у
них были корзинка, лукошко, ведерко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек?
Слайд 50Закрепление задач 5*5:
Задача 2:
Три товарища – Аркаша, Дима, Вова –
пошли в лес за грибами, причем каждый из них со
своей сестрой. Девочек зовут Галя, Лена и Оля. Мальчики быстро наполнили грибами свои корзинки и стали помогать девочкам. Назовите имя сестры каждого из мальчиков, если известно, что ни один из них не помогал своей сестре и что Дима несколько грибов положил в корзину Гали, а Аркаша – в корзинки Гали и Оли.
Слайд 52Закрепление задач 5*5:
Задача 3:
В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя
и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место
занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.
Слайд 54Закрепление задач 5*5:
Задача 4:
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые
четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли,
трое из них ответили:
Коля – ни первое, ни четвертое;
Боря – второе;
Вова не был последним.
Какое место занял каждый мальчик?
Слайд 56Закрепление задач 5*5:
Задача 5:
Петя, Ваня и Саша учатся в одной
школе, но в разных классах – первом, втором и третьем.
Петя перешел в тот класс, в котором в прошлом году учился Саша. В каком классе учится каждый из мальчиков?
Слайд 58Закрепление задач 5*5:
Задача 6:
Когда Аня, Женя и Нина спросили, какие
им поставлены оценки за контрольную работу по математике, учительница ответила:
«Попробуйте догадаться сами, если я скажу, что в вашем классе двоек нет, а у вас троих оценки разные; причем у Ани – не 3, у Нины – не 3 и не 5». Какую оценку получила каждая из учениц?
Слайд 60Закрепление задач 5*5:
Задача 7:
В одной деревне живут три школьника: Саша,
Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них
готовится стать трактористом, другой – садовником, третий – комбайнером. В разное время были записаны следующие сказанные ими фразы:
Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка.
Смотрел я вчера, Коля, как ты ухаживаешь за машиной, и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.
Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.
Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?
Слайд 62Закрепление задач 5*5:
Задача 8:
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся
молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что: вода и молоко
не в бутылке; в банке не лимонад и не вода; стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Слайд 64Закрепление задач 5*5:
Задача 9:
Ваня, Петя, Саша и Коля носят фамилии,
начинающиеся на буквы В, П, С и К. Известно, что:
Ваня
и С. – отличники;
Петя и В. – троечники;
В. ростом выше П.;
Коля ростом ниже П.;
у Саши и Пети одинаковый рост.
На какую букву начинается фамилия каждого мальчика?
Слайд 66Закрепление задач 5*5:
Задача 10:
Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и
Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали
о том, как они провели лето.
– Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
– О, еще как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
– Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Слайд 68Задачи 6*6:
Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят
родом из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя,
Алеша, Коля и Витя. Москвич сидел между томичем и Витей, петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, Юра не был в Москве и Томске. Томич с Толей регулярно переписываются. Определите, в каком городе живет каждый из ребят.
Слайд 69Объяснение:
Так как москвич сидит между томичем и Витей, то Витя
не живет ни в Москве, ни в Томске.
Слайд 70Объяснение:
Так как петербуржец сидел между Юрой и Толей, а напротив
него сидели пермяк и Алеша, то Юра, Толя и Алеша
не живут ни в Санкт-Петербурге, ни в Перми.
Слайд 71Объяснение:
Так как Коля никогда не был в Санкт Петербурге, Юра
не бывал в Москве и Томске, а томич с Толей
регулярно переписываются, то
это означает, что Коля не живет в Санкт- Петербурге, Юра не живет ни в Москве, ни в Томске, а Толя не живет в Томске.
Слайд 72Ответ:
Таким образом установлено, что Толя живет в Москве, Витя -
в Санкт-Петербурге, Юра - в Новгороде, Коля - в Перми,
а Алеша - в Томске.
Слайд 73Задачи для решения в классе:
1. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена,
Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике, математике,
информатике, литературе и географии. Известно, что:
победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
Саша всегда побаивался физики;
Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.
Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?
Слайд 75Задачи для решения в классе:
2. В небольшом городке живут пятеро
друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин и Алексеев. Профессии у них
разные: один из них – маляр, другой – мельник, третий – плотник, четвертый – почтальон, пятый – парикмахер. Петров и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и для мельника. Определите профессию каждого из друзей.
Слайд 77Задачи для решения в классе:
3. В начале лета школьники организовали
сельскохозяйственную бригаду для работы на пришкольном участке и избрали бригадира,
заместителя бригадира и звеньевых первого, второго и третьего звеньев. Их имена: Аня, Боря, Вася, Гриша и Дина. Звеньевая первого звена решила подружиться со звеньевой второго звена. Дина удивилась, узнав, что бригадир и звеньевая второго звена – брат и сестра. Гриша дружит с бригадиром и его заместителем. У Васи нет сестер. Назовите должности каждого из ребят.
Слайд 79Задачи для решения в классе:
4. В финале турнира Российской армии
по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант,
старшина, сержант и ефрейтор, разных специальностей: летчик, танкист, артиллерист, минометчик, сапер и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:
в первом туре лейтенант выиграл у летчика, майор – у танкиста, а сержант – у минометчика;
во втором туре капитан выиграл у танкиста;
в третьем и четвертом турах минометчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;
в четвертом туре майор выиграл у связиста;
победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапер.
Слайд 81Итоговая контрольная работа:
Год назад с нашего двора первый раз в
первый класс пошли 5 мальчиков. Их имена: Петя, Коля, Ваня,
Гена и Миша. Получилось так, что все пятеро попали в разные классы: один в класс “А”, другой – в “Б”, третий – в “В”, четвертый - в “Г”, пятый – в “Д”. Каждому из ребят досталась в качестве классного руководителя добрая учительница: Лидия Михайловна, Елена Анатольевна. Екатерина Кирилловна. Татьяна Григорьевна и Виктория Николаевна. Дети учились прекрасно, напротив их фамилий ( Анисин, Белов, Кукушкин, Степанов и Харитонов) всегда были практически одни пятерки.
Определите имя, фамилию, класс и добрую учительницу для каждого из первоклашек, если известно, что:
Ваня учится у Татьяны Григорьевны и его фамилия не Степанов.
В классе “Д” преподает не Екатерина Кирилловна.
Коля учится в классе “Б”. Он старше на 1месяц, чем Белов, и младше на 12 дней, чем тот, кто учится у Татьяны Григорьевны.
Елена Анатольевна преподает в классе “Г” и у нее нет ученика по фамилии Белов.
Харитонов Гена дружит с Петей и с тем, кто ходит в класс “А”.
Кукушкин учится в классе “А”. Его учительница не Лидия Михайловна и не Екатерина Кирилловна.
Анисин учится в классе “В” и его имя не Петя и не Миша.