Слайд 1Определение количества информации
Содержательный подход
Слайд 2Ответить устно на вопросы:
Что понимают под информацией?
Что можно делать
с информацией?
Какие виды представления информации в компьютере вы знаете?
Какие приемы кодирования сообщений применялись в древности?
Что такое код и кодирование информации?
Приведите примеры различных способов кодирования информации.
Перечислите достоинства и недостатки кодирования, применяемого в компьютерах.
Как называется кодировка для представления символов, вводимых с клавиатуры?
Слайд 3Давайте подумаем, что может служить оценкой количества информации?
Верно ли,
что истрепанная
книжка, если в ней нет
вырванных страниц, несет для
вас ровно
столько же
информации, сколько такая же
новая?
Слайд 4Давайте подумаем, что может служить оценкой количества информации?
Каменная глыба
весом в три тонны несет для археологов столько же информации,
сколько ее хороший фотоснимок в археологическом журнале.
Не так ли?
Слайд 5Давайте подумаем, что может служить оценкой количества информации?
Когда московская
радиостудия передает последние известия, то одну и ту же информацию
получает и подмосковный житель, и житель Новосибирска. Но поток энергии радиоволн в Новосибирске намного меньше, чем в Москве.
Слайд 6 Следовательно, мощность сигнала, также как и вес носителя, никак не
могут служить оценкой количества информации, переносимой сигналом.
А как же
тогда измерить количество информации?
Слайд 7Различные подходы к определению и измерению информации
Содержательный
(вероятностный) подход:
Количество информации как мера уменьшения неопределенности
знаний
Слайд 9Подытожим сказанное
Пусть у нас
имеется монета,
которую мы
бросаем на ровную
поверхность.
Возможные события
Произошедшее событие
С
равной вероятностью произойдет одно из
двух возможных событий – монета
окажется
в одном из двух положений:
«орёл» или «решка».
Слайд 10События равновероятны, если при возрастающем числе опытов количества выпадений «орла»
и «решки» постепенно сближаются.
Слайд 11Уменьшение неопределенности знания
Перед броском существует неопределённость нашего знания (возможны два
события), а после броска наступает полная определённость.
Неопределённость нашего знания уменьшается
в два раза, так как из двух возможных равновероятностных событий реализовалось одно.
Слайд 12Уменьшение неопределенности знания
При бросании равносторонней четырехгранной пирамиды существуют 4 равновероятных
события.
При бросании шестигранного игрального кубика существует
6 равновероятных событий.
Слайд 13Уменьшение неопределенности знания
Сообщение, уменьшающее неопределённость знания в два раза,
несёт
1 бит информации.
Бит – минимальная единица измерения информации.
1 байт =
23 битов = 8 битов
1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт
1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт
1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт
Слайд 14
бит
байт
гбайт
кбайт
мбайт
Тбайт
:8
:1024
:1024
:1024
:1024
*8
*1024
*1024
*1024
*1024
Слайд 15Количество возможных событий и количество информации
Количество i информации, содержащееся в
сообщении о том, что произошло одно из N равновероятностных событий,
определяется из решения показательного уравнения
2i = N
Слайд 16Задача: В рулетке общее количество лунок равно 128. Какое количество
информации мы получим в зрительном сообщении об остановке шарика в
одной из лунок.
N = 128
i - ?
Дано:
Решение:
2i = N
2i = 128
27 = 128
i = 7 бит
Ответ: i = 7 бит
Количество возможных событий и количество информации
Слайд 17Задача:
В коробке 32 карандаша, все карандаши разного цвета. Наугад
вытащили красный. Какое количество информации при этом было получено?
Решение.
Так как
вытаскивание карандаша любого цвета из имеющихся в коробке 32 карандашей является равновероятным, то число возможных событий равно 32.
N = 32, i = ?
N = 2i, 32 = 25, i = 5 бит.
Ответ: 5 бит.
Слайд 18№ 1
В книге 512 страниц. Сколько информации несет сообщение о
том, что закладка лежит на какой-либо странице?
Решение задач в тетради
Слайд 19№ 2
Сколько информации содержит сообщение о том, что на поле
4х4 клетки одна из клеток закрашена?
Решение задач в тетради
Слайд 20№ 3
Сколько информации содержит сообщение о выпадении грани с числом
3 на шестигранном игральном кубике?
Решение задач в тетради
Слайд 21Каков смысл содержательного подхода к измерению информации?
Какая формула была изучена?
Назовите
в порядке возрастания, какие единицы измерения информации вам известны.
Как взаимосвязаны
между собой единицы измерения информации?
Закрепление материала
Слайд 221. Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После
этого загорелся желтый. Какое количество информации Вы при этом получили?
Решите
устно
Слайд 232. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После
этого загорелся зеленый. Какое количество информации Вы при этом получили?
Решите
устно
Слайд 243. "Вы выходите на следующей остановке?" - спросили человека в
автобусе. "Нет", - ответил он. Сколько информации содержит ответ?
Решите устно
Слайд 254. Какое количество информации несет в себе сообщение о том,
что нужная Вам программа находится на одной из восьми дискет?
Решите
устно
Слайд 26Домашнее задание
1. Проанализировать записи в тетради.
2. Решить 2 индивидуальные задачи
на карточках.