Слайд 1Современный урок информатики
Лыфенко Анастасия Вячеславовна
к.пед.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин
и методик их преподавания в начальной школе КГПУ им. К.Э.
Циолковского
Слайд 2Содержание
Система обучения предмету;
Методы обучения и познания;
Формы обучения;
Урок как основная форма
обучения;
Слайд 4Методы обучения и познания
Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности
учителя и учащихся, направленный на достижение цели обучения.
Слайд 5Общедидактические методы обучения
Источники получения знания (словесные(словесные, наглядные, практические).
Способы усвоения изучаемого
материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские).
Дидактические задачи (формирования
новых знаний и способов действия, обобщения и систематизации, контроля).
Деятельности (стимулирования и мотивации, организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля, и пр.)
Слайд 6Общенаучные методы обучения
Наблюдение.
Опыт.
постановка цели,
отбор объектов,
способы фиксирования результатов,
анализ результатов.
3.
Моделирование.
Слайд 7Методы познания как методы обучения
Сравнение.
Аналогия.
Анализ и синтез.
Обобщение и абстрагирование.
Конкретизация.
Слайд 8Сравнение -
мысленное установление сходства или различия между объектами изучения.
Предполагает:
выделение свойств
каждого объекта;
установление общих и отличительных свойств;
установление существенных и несущественных свойств,
которые являются общими и отличительными;
выбор основания сравнения;
сопоставление объектов по выделенному основанию и установление зависимости между ними;
формулировка вывода о результатах сравнения.
Слайд 9Сравнение на этапе формирования знаний
Сравните окна различных прикладных сред, опишите
структуру окна прикладной среды.
Укажите признаки каждого окна.
Чем похожи?
Каковы общие существенные
свойства?
Что общего в структуре?
Какова структура окна прикладной среды? Зарисуйте её.
Слайд 10Сравнение на этапе формирования умений и навыков
Какие действия с текстом
выполнены в документе 2 и в документе 3 в сравнении
с документом 1. В чем состоят эти действия, с какой целью их осуществляют?
Слайд 11Сравнение при решении задач
Дан перевод некоторых фраз с иностранного языка.
Как на этом языке написать груша, яблоко, солнышко?
Каля маля –
красное солнышко.
Фаля маля баля – большач красная груша.
Цаля баля – большое яблоко.
Слайд 12Аналогия -
умозаключение, основанное на сходстве частных свойств сравниваемых объектов, строится
по схеме:
А: а, b, c, d.
B: а, b, c и
возможно d.
Предполагает:
сравнение объектов;
выделение и формулировка свойств объектов;
формулировка предположения о возможности наличия свойства во втором объекте.
Слайд 13Аналогия на этапе формирования новых знаний и способов действия
Запишите целые
неотрицательные числа в десятичной, двоичной и восьмеричной системе счисления. Каковы
свойства чисел и правила выполнения действий над ними в десятичной системе счисления? Каковы будут эти свойства и правила в других позиционных системах счисления? Составьте таблицы сложения и умножения.
Слайд 14Анализ и синтез
Анализ – метод исследования, состоящий в том, что
изучаемый объект мысленно или практически расчленяется на составные части, каждый
из которых изучается в отдельности.
Синтез - метод исследования, состоящий в том, что происходит соединение отдельных свойств элементов объекта в единое целое.
Слайд 16Обобщение -
мысленное выделение общих существенных свойств, принадлежащих только данному
классу объектов.
Предполагает:
используя анализ и сравнение, сформулировать общие существенные свойства объектов;
объединить
объекты с общим существенным свойством в одно множество;
выбрать название для множества;
сформулировать суждение характеристическое свойство полученного нового множества объектов.
Абстрагирование предполагает проведение обобщения и формулировка вывода в форме определения.
Слайд 17Обобщение
при решении задач
Постройте в среде ЛОГО правильный треугольник, четырехугольник,
пятиугольник, многоугольник.
Запишите алгоритм построения правильного многоугольника с известной стороной и
числом сторон.
При формирования нового понятия
На этапе формирования новых знаний на уроке «Что такое модель?»
Слайд 18Конкретизация -
Переход от данного множества объектов к множеству, содержащемуся
в нем. Осуществляется на основе правила вывода
∀x P(x)
P(a)
Пример.
Копирование формул в
табличном редакторе с опорой на правила копирования формул.
Слайд 19Овладение методом познания
Задания, направленные на формирование операций, входящих в состав
метода;
Задания, направленные на раскрытие сути метода.
Задания, направленные на усвоение метода;
Задания,
направленные на применение метода.
Поэтапное формирование умственных действий предполагает выполнение действий с опорой на ООД, во внешней речи, внутренней речи, в умственном плане.
Слайд 20Формы обучения
Целенаправленно формируемый характер общения в процессе6 взаимодействия учителя и
учащихся, отличающийся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев
учебной работы и временным и пространственным режимами.
Слайд 22Структура комбинированного урока
Организационный этап.
Этап проверки домашнего задания.
Всестороння проверка знаний, умений
и навыков.
Актуализации знаний и подготовки мышления.
Формирования новых знаний и способов
действия.
Формирования умений и навыков.
Систематизация и обобщения.
Слайд 23Этап проверки домашнего задания
Составьте табличную информационную модель, демонстрирующую межличностные отношения
между дошкольниками Сережей, Константином, Леонидом и Петром, если
Как изменится таблица,
если Петр станет играть с Сережей? Если каждый станет играть в одиночестве?
Каков тип таблицы?
Приведите пример таблицы другого типа.
Слайд 24Актуализация знаний и подготовка мышления
Постройте табличную модель типа «объект-свойство» процесса
изменения состояния погоды. Укажите объекты, перечислите названия свойств объектов. Какие
значения принимают свойства? Где эти сведения отражены в таблице? Чем походи данные в каждом столбце, строке таблицы?
Слайд 31Постановка проблемной ситуации
Упорядочите сообщения в порядке возрастания количества информации
А «я
загадала целое число от 0 до 15»
В «я загадала целое
число от 0 до 7»
С «я загадала целое число от 0 до 3»
D «я загадала целое число от 0 до 1»
В каком сообщении больше информации:
«В субботу я иду в гости» «В понедельник я иду в гости» Почему?
«На этой недели у меня день рождение» «В этом месяце у меня день рождения».