Слайд 1Табличные информационные модели
Презентацию выполнила:
учитель информатики
МБОУ - Гулёвской ООШ Клинцовского
района
Брянской области
АНТОНЕНКО МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Слайд 2Цели:
1. Изучить таблицы типа «объект-свойство»
2. Таблицы типа «объект-объект»
3. Познакомиться с
двоичными матрицами
Слайд 4Один оригинал – одна модель?
материальная точка
Слайд 5Зачем нужно много моделей?
изучение строения тела
примерка одежды
изучение наследственности
тренировка спасателей
учет граждан
страны
Слайд 6 Что такое модель?
Модель – это упрощенное подобие реального объекта.
Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения
цели моделирования.
Слайд 7 Что такое моделирование?
Моделирование – это деятельность человека по созданию
модели (натурной или информационной)
Слайд 8Понятие объект моделирования надо понимать в самом широком смысле. Это
может быть материальный объект: корабль, комета, живая клетка; явление природы:
гроза, солнечное затмение; процесс: полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой бирже и многое другое.
Слайд 9Дайте определение формализации.
Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта
моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.
Слайд 101) Как называется упрощенное представление реального объекта?
оригинал;
прототип;
модель;
система.
Ответ:
3.
Слайд 112) Процесс построения моделей называется:
моделирование;
конструирование;
экспериментирование;
проектирование.
Ответ:
1.
Когда используют моделирование?
Слайд 123) Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:
график;
схема;
чертеж;
таблица.
Ответ:
4.
Кроме информационных,
какими бывают модели по природе?
Слайд 134) Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной
и нужной информации об объекте?
материальные;
информационные;
предметные;
словесные;
Ответ:
2.
Слайд 145) Геометрической моделью прямоугольного треугольника является:
макет;
определение;
чертеж;
А+В+С=180°, АВ2=АС2+ВС2.
Ответ:
3.
Слайд 15Модели по структуре
табличные модели (пары соответствия)
иерархические (многоуровневые) модели
сетевые модели (графы)
Слайд 16С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях
Слайд 17Табличные модели – объекты и их свойства представлены в виде
списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень
однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)
Слайд 18Задача:
С помощью таблицы решите задачу: Маша, Оля, Лена и Валя
– замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном
инструменте и говорит на одном из иностранных языков (англ., итал., франц., испан.). Инструменты и языки у них разные: Маша играет на рояле; девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке; Оля играет на виолончели; Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским; Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая девочка, и каким языком она владеет.
Слайд 19Дано словесное описание затрат на посадку 1 га садов и
ягодников в центральных областях России в 1980 году. Построить модель,
которая помогла бы более наглядно представить себе эту картину.
Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г.
Оплата труда при посадке крыжовника — 167 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки земляники — 115 руб. Удобрения при посадке черной смородины — 585 руб. Материал на шпалеру при посадке малины — 780 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки черной смородины — 90 руб. Посадочный материал при посадке земляники — 1750 руб. Оплата труда при посадке черной смородины — 150 руб. Удобрения при посадке малины — 532 руб. Удобрения при посадке крыжовника — 555 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки малины — 89 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника — 594 руб. Прочие расходы при посадке земляники — 584 руб. Оплата труда при посадке малины — 235 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки крыжовника — 92 руб. Удобрения при посадке земляники — 313 руб. Прочие расходы при посадке черной смородины — 260 руб. Посадочный материал при посадке малины — 1200 руб. Оплата труда при посадке земляники — 316 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника — 388 руб. Посадочный материал при посадке черной смородины — 1100 руб. Прочие расходы при посадке малины — 474 руб.
Слайд 20Затраты на посадку 1 га садов и ягодников
в центральных
областях России в 1980 г.
Слайд 22 Графические информационные модели (схема, структура, график)
Схема – это графическое
отображение состава и структуры сложной системы.
Структура – это порядок объединения
элементов системы в единое целое.
График – это модель процесса.
Слайд 23Это рисунки, фотографии, схемы, диаграммы и так далее. Они помогают
нам быстро и понятно донести информацию до слушателя.
Наглядные формы
представления информации
Слайд 251. Таблицы типа «объект-свойство»
2. Таблицы типа «объект-объект»
3. Двоичные матрицы
Слайд 26Таблицы типа «объект-свойство»
Таблица. Домашняя библиотека
Слайд 27Таблицы типа «объект-свойство»
Таблица. Погода
Слайд 28Таблицы типа «объект-объект»
Таблица. Успеваемость
Строки относятся к ученикам – это первый
вид объектов, столбцы – к школьным предметам – второй вид
объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.
Слайд 29Таблицы типа
«объект-объект»
Таблица. Дороги
В этой таблице содержится информация о наличии
прямых дорог между населенными пунктами
Слайд 30Двоичные матрицы
В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей.
Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется
двоичной матрицей. Числовая часть таблицы Дороги представляет собой двоичную матрицу
Слайд 31Двоичные матрицы
Таблица. Факультативы
В таблице приведены сведения о посещении четырьмя учениками
трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает
посещение, ноль – непосещение.
В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами.
Слайд 32Табличный способ решения логических задач
Миша не умеет плавать и никогда
не играл в волейбол. А Аня заняла в прошлом году
первое место по плаванию среди девочек. Оля не играет в футбол. Определите какую спортивную секцию посещает каждый из учеников?
Слайд 33Подведение итогов
Что вы сегодня узнали нового?
В чем состоит удобство табличного
представления информации?
Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело
в школе и дома.
Что такое матрица?
Что такое двоичная матрица?
Подведём итог урока:
Слайд 34Задача1:
Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.
Незнайка
взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и
1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.
Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?
Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?
Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?
ПРЕДСТАВЬТЕ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ В ТАБЛИЦЕ
Домашнее задание:
Слайд 35Задача2:
Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит
1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л
малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты.
Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек?
Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?
Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?