Слайд 1Табличные информационные модели
Презентацию выполнила:
учитель информатики 
МБОУ - Гулёвской ООШ Клинцовского
                                                            
                                    
района 
Брянской области
 АНТОНЕНКО МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Цели:
1. Изучить таблицы типа «объект-свойство»
2. Таблицы типа «объект-объект»
3. Познакомиться с
                                                            
                                    
двоичными матрицами
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 4Один оригинал – одна модель?
 материальная точка
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Зачем нужно много моделей?
изучение строения тела
примерка одежды
изучение наследственности
тренировка спасателей
учет граждан
                                                            
                                    
страны
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6 Что такое модель?
Модель – это упрощенное подобие реального объекта.
                                                            
                                    
Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения
                                    цели моделирования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7 Что такое моделирование?
Моделирование – это деятельность человека по созданию
                                                            
                                    
модели (натурной или информационной)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Понятие объект моделирования надо понимать в самом широком смысле. Это
                                                            
                                    
может быть материальный объект: корабль, комета, живая клетка; явление природы:
                                    гроза, солнечное затмение; процесс: полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой бирже и многое другое.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Дайте определение формализации.
Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта
                                                            
                                    
моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 101) Как называется упрощенное представление реального объекта? 
оригинал; 
прототип;
модель;
система.
Ответ:
3.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 112) Процесс построения моделей называется:
моделирование;
конструирование; 
экспериментирование; 
проектирование. 
Ответ:
1.
Когда используют моделирование?
                            							
														
						 
											
                            Слайд 123) Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:
график;
схема;
чертеж; 
таблица.
                                                            
                                    
Ответ:
4.
Кроме информационных, 
какими бывают модели по природе?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 134) Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной
                                                            
                                    
и нужной информации об объекте?
материальные;
информационные;
предметные;
словесные;
Ответ:
2.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 145) Геометрической моделью прямоугольного треугольника является:
макет;
определение;  
чертеж; 
А+В+С=180°, АВ2=АС2+ВС2. 
Ответ:
3.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Модели по структуре
табличные модели (пары соответствия)
иерархические (многоуровневые) модели
сетевые модели (графы)
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Табличные модели – объекты и их свойства представлены в виде
                                                            
                                    
списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень
                                    однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Задача:
С помощью таблицы решите задачу: Маша, Оля, Лена и Валя
                                                            
                                    
– замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном
                                    инструменте и говорит на одном из иностранных языков (англ., итал., франц., испан.). Инструменты и языки у них разные: Маша играет на рояле; девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке; Оля играет на виолончели; Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским; Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая девочка, и каким языком она владеет.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Дано словесное описание затрат на посадку 1 га садов и
                                                            
                                    ягодников в центральных областях России в 1980 году. Построить модель,
                                    которая помогла бы более наглядно представить себе эту картину. 
Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г.
Оплата труда при посадке крыжовника — 167 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки земляники — 115 руб. Удобрения при посадке черной смородины — 585 руб. Материал на шпалеру при посадке малины — 780 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки черной смородины — 90 руб. Посадочный материал при посадке земляники — 1750 руб. Оплата труда при посадке черной смородины — 150 руб. Удобрения при посадке малины — 532 руб. Удобрения при посадке крыжовника — 555 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки малины — 89 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника — 594 руб. Прочие расходы при посадке земляники — 584 руб. Оплата труда при посадке малины — 235 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки крыжовника — 92 руб. Удобрения при посадке земляники — 313 руб. Прочие расходы при посадке черной смородины — 260 руб. Посадочный материал при посадке малины — 1200 руб. Оплата труда при посадке земляники — 316 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника — 388 руб. Посадочный материал при посадке черной смородины — 1100 руб. Прочие расходы при посадке малины — 474 руб.
                                
 
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 20Затраты на посадку 1 га садов и ягодников 
в центральных
                                                            
                                    
областях России в 1980 г.
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 22 Графические информационные модели (схема, структура, график)
Схема – это графическое
                                                            
                                    
отображение состава и структуры сложной системы.
Структура – это порядок объединения
                                    элементов системы в единое целое.
График – это модель процесса.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Это рисунки, фотографии, схемы, диаграммы и так далее. Они помогают
                                                            
                                    
нам быстро и понятно донести информацию до слушателя. 
Наглядные формы
                                    представления информации
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 251. Таблицы типа «объект-свойство»
2. Таблицы типа «объект-объект»
3. Двоичные матрицы
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Таблицы типа «объект-свойство»
Таблица. Домашняя библиотека
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Таблицы типа «объект-свойство»
Таблица. Погода
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Таблицы типа «объект-объект»
Таблица. Успеваемость
		Строки относятся к ученикам – это первый
                                                            
                                    
вид объектов, столбцы – к школьным предметам – второй вид
                                    объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Таблицы типа 
«объект-объект»
Таблица. Дороги
		В этой таблице содержится информация о наличии
                                                            
                                    
прямых дорог между населенными пунктами
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Двоичные матрицы
		В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей.
                                                            
                                    
Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется
                                    двоичной матрицей. Числовая часть таблицы Дороги представляет собой двоичную матрицу
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Двоичные матрицы
Таблица. Факультативы
В таблице приведены сведения о посещении четырьмя учениками
                                                            
                                    
трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает
                                    посещение, ноль – непосещение.
В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Табличный способ решения логических задач
Миша не умеет плавать и никогда
                                                            
                                    
не играл в волейбол. А Аня заняла в прошлом году
                                    первое место по плаванию среди девочек. Оля не играет в футбол. Определите какую спортивную секцию посещает каждый из учеников? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Подведение итогов
Что вы сегодня узнали нового?
В чем состоит удобство табличного
                                                            
                                    представления информации?
Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело
                                    в школе и дома.
Что такое матрица?
Что такое двоичная матрица?
Подведём итог урока:
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Задача1: 
Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.
Незнайка
                                                            
                                    взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и
                                    1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.
Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?
Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?
Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?
ПРЕДСТАВЬТЕ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ В ТАБЛИЦЕ
Домашнее задание:
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Задача2: 
Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит
                                                            
                                    
1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л
                                    малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты.
Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек? 
Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?
Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?