Слайд 1Технология проектирования учебного занятия на деятельностной основе.
Слайд 2Технологическая карта.
Название темы (блока) учебных занятий.
Количество часов на изучение блока
учебных занятий.
Триединые дидактические цели, планируемые для достижения при изучении учебного
блока (темы), сформулированные в деятельностной форме (ТДЦ).
Содержание учебного материала (федеральный, региональный и школьный компонент) (СУМ).
Преобладающие методы обучения (МО).
Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД).
Личностные, метапредметные, предметные результаты.
Эксперимент.
Система контроля процесса усвоения знаний, овладения умениями, навыками и компетенциями.
Слайд 3Дидактические основы деятельностного подхода в обучении.
Технология ДО основывается
на формировании у учащихся
общих умений и навыков:
умение приобретать знания в процессе самостоятельной работы с учебной литературой;
умение планировать свою деятельность ( по постановки цели до получения результата);
умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);
Слайд 4Технология ДО основывается
на
формировании у учащихся
общих учебных умений
и навыков:
выделять в тексте учебника важнейшие категории учебной информации (факты, описание явлений, законов, теорий, выдвижении гипотезы, моделирование объектов и процессов ..);
оценочные умений;
умения самоконтроля.
Слайд 5 Процесс овладения знаниями
неразрывно
связан с процессом овладения
интеллектуальными умениями, такими как:
анализ,
сравнение, синтез, абстрагирование, систематизация, обобщение;
умениями практического характера:
вычисление, измерения, чтение графиков, диаграмм, работа на компьютере.
Слайд 6В процессе формирования умений и способов деятельности выделяются следующие этапы:
Осознание
учащимися значения овладения умением выполнять данное действие (мотивационная основа действия).
Определение
цели действия.
Уяснение научных основ действия.
Определение основных структур компонентов действия, общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (такие структурные компоненты выполняют роль опорных пунктов действия).
Слайд 7В процессе формирования умений и способов деятельности выделяются следующие этапы:
5.
Определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых складывается действие
построения модели (алгоритма) действия (путём коллективных или самостоятельных поисков).
6. Организация небольшого количества упражнений, в которых действия подлежат контролю со стороны учителя.
7. Обучение учащихся методам самоконтроля.
8. Организация упражнений, требующих от учащихся умений самостоятельно выполнять данное действие, если условия меняются.
9. Использование определённого умения при выполнении действия для овладения новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности.
Слайд 8Технологическая карта учебного занятия.
Тема учебного занятия.
Тип урока.
Оборудование урока.
ТДЦ (обучающая…., развивающая….,
воспитательная…).
Таблица:
Этапы учебного занятия.
Задачи каждого этапа.
Деятельность учителя (методы обучения).
Деятельность ученика ( формы ОУПД).
Прогнозируемый результат (личностный, метапредметный, предметный)
Слайд 9Т Д Ц
(возможные формулировки):
Обучающие:
Обеспечить усвоения знаний….
Актуализировать субъективный опыт
учащихся.
Организовать деятельность учащихся по изучению……
Обеспечить:
Закрепление понятий, …..
Применение знаний и….
Организовать деятельность
по самостоятельному применению знаний, по обобщению и систематизации знаний….
Организовать деятельность уч-ся по коррекции знаний..
Обеспечить условия для формирования ключевых компетенций…
Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения и навыки…
Слайд 10Т Д Ц
(возможные формулировки):
Развивающие:
Создавать условия для развития у школьников
умений анализировать.
Содействовать развитию умений использовать научные методы познания…
Обеспечить развитие
у школьников умения ставить цели и планировать свою деятельность.
Содействовать развитию у детей осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию своей деятельности…
Воспитательные:
Содействовать формированию мировоззренческих понятий.
Способность формированию опыта нравственного поведения.
Формировать основы здорового образа жизни.
Способность обогащению внутреннего мира школьников, их жизненного опыта.
Способность формированию убеждённости в познаваемости окружающего мира.
Слайд 11Этапы учебного занятия.
Организационный;
Проверка выполнения домашнего задания;
Подготовка учащихся к работе на
основном этапе;
Первичная проверка понимания изученного;
Закрепление новых знаний и способов действия;
Применение
знаний и способов действия;
Обобщение и систематизация знаний;
Контроль и самоконтроль знаний и способов действия;
Коррекция знаний …
Информация о домашнем задании..
Самоопределение к деятельности;
Актуализация знаний;
Постановка учебной задачи;
Самостоятельная работа учащихся с книгой;
Построение выхода из проблемной ситуации;
Практическая работа по…
Выполнение лабораторной работы;
Ролевая игра;
Проверка знаний и умений учащихся;
Подведение итогов урока (рефлексия).
Слайд 12Деятельность
УЧИТЕЛЯ
(методы обучения)
Исследовательский
Частично-поисковый
Объяснительно-иллюстративный
УЧЕНИКА
(формы ОУПД)
Индивидуальная
Групповая
Работа в парах
Фронтальная
Слайд 13Программа действий учителя и учащихся на уроке решения задач
Актуализация
ранее усвоенных знаний
(фронтальный опрос).
Оформление системы знаний
(блок-схемы,
таблицы, графики).
Формулировка типовой задачи на
применение выделенной системы знаний.
Выявление метода (плана) её решения.
Решение задач с прописыванием действий.
Слайд 14Приёмы работы учителя при деятельностном подходе
Приёмы повышения интереса к учебному
материалу:
привлекательная цель;
отсроченная отгадка;
фантастическая добавка;
лови ошибку;
«практичность» теории;
вопрос к тексту;
использование периодической
печати.
Слайд 15Приёмы работы учителя при деятельностном подходе
2. Приёмы повторения пройденного на
уроке:
своя опора;
повторение с одновременным контролем;
повторение с расширением;
свои примеры;
опрос-итог.
Слайд 16 Приёмы коллективной учебной деятельности
Организация работы в группах:
группы получают
одно и тоже задание;
группы получают разные задания.
Пример – технология учебного мозгового штурма:
инструктаж группы (ведущий и секретарь);
первичное обсуждение условия задачи;
создание банка идей;
анализ идей;
обработка результатов.
Слайд 17Приёмы письменного контроля
Фактологический диктант по базовым
вопросам (5 – 7 вопросов). Высокий темп.
Выборочный
контроль. Этот способ проверки оговаривается заранее.
Тренировочная контрольная работа. Отметки в журнал по желанию учеников.
Контрольная «Блиц». Проверка стандарт-ных умений (7-10). 1минута на задание.
Релейная контрольная работа. Проводится по текстам ранее решённых задач.
Слайд 18Приёмы оценивания
Оценка, но не отметка. Главная цель оценки –
стимулировать познание.
Расширение поля отметок. Две пятёрки сразу за образцово
выполненное задание.
Знакомство с критериями, по которым выставляются отметки.
Кредит доверия – выставление отметки в «кредит»