Слайд 1Уроки информатики в рамках введения ФГОС основного общего образования на
основной ступени обучения
Автор выступления:
Баромыченко Валентина Фёдоровна,
учитель информатики и ИКТ
МОУ
«СОШ №1» г. Валуйки
Белгородской области
Слайд 2 Голова ученика - не сосуд, который нужно наполнить, а
факел, который нужно зажечь.
Плутарх
Слайд 3Поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
В соответствии
с Распоряжением Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий
по модернизации общего образования на 2011/15 годы», переход на ФГОС ступеней общего образования осуществляется в соответствии со следующим графиком:
Слайд 5Системно-деятельностный подход в обучении – основа ФГОС основного общего образования
Слайд 6Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность.
Бернард Шоу
Слайд 7Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие
недоразумения.
Слайд 8В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся
в системе образования;
активная учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 9Современные условия…
Количество информации в мире каждые 10 лет
удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
ЭТОМУ
ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
Слайд 10Предметные
освоенный опыт
специфической для данной
предметной области
деятельности по
получению нового
знания, его преобразованию и
применению, система основополагающих
элементов
научного знания, лежащая
в основе научной
картины мира
Метапредметные
освоенные универсальные
учебные действия,
обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями,
составляющими основу
умения учиться,
и межпредметные
понятия.
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества
Результаты освоения основных образовательных программ
Развитие компетентности к обновлению компетенций
ФГОС
Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
Слайд 11
Предметные
результаты
знания
умения
опыт творческой
деятельности и др.
Метапредметные
результаты
способы
деятельности,
применимые как в рамках
образовательного процесса,
так и при решении
проблем
в реальных жизненных ситуациях
Личностные
результаты
система ценностных
ориентаций,
интересы,
мотивации,
толерант-ность
ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ
Портрет выпускника – гражданина России:
Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения
Слайд 12Получение нового образовательного результата
ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
умение решать учебные
задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы:
вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогресс в личностном развитии
Слайд 13
Базовые технологии стандартов второго поколения
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация
– общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач,
практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Игровые и развивающие технологии
Технологии групповой работы и работы в сотрудничестве
Слайд 14Технологии, реализуемые в рамках системно-деятельностного подхода
Слайд 15ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Информатизация образования –
это приведение системы образования
в соответствие с потребностями
и
возможностями информационного
общества
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
инструменты
«взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом
Слайд 16КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его
деятельность
Образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Слайд 17УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
Основные принципы:
открытость системы требований,
предъявление образцов деятельности,
«ножницы» между базовым и повышенными
уровнями требований,
посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми
учащимися,
добровольность в освоении повышенных уровней требований,
работа с группами «подвижного» состава,
накопительная система оценивания.
Слайд 18Проектно-исследовательская технология
Форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом
Требования:
1.Наличие значимой в
исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная, индивидуальная, парная, групповая деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
4. Структурирование содержательной части проекта.
5. Использование исследовательских методов.
Слайд 19Технология игрового обучения
Форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением
учащимися творческой задачи
Требования:
1.Наличие интересной задачи, требующей интегрированного знания.
2.
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная, индивидуальная, парная, групповая деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
Слайд 20Технология активных методов обучения
Упорядоченная совокупность активных методов обучения, обеспечивающая активность
и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего
занятия
Слайд 21«Мастерская знаний»
Технология, позволяющая передавать способ действия, а не конкретные знания,
в результате чего обучающиеся овладевают творческими умениями, развивается личность, способная
к самосовершенствованию, саморазвитию.
Мастерская – это специфический способ организации деятельности обучающихся в составе малой группы (5 – 7 человек) при участии учителя – мастера, инициирующего её поисковый, творческий характер, направленный на построение знания на основе объективных жизненных ситуаций, в которых содержатся все условия для их решения.
Слайд 22Технология развития критического мышления
Основой технологии развития критического мышления является трехфазная
структура урока:
вызов –
осмысление –
рефлексия.
Критическое мышление -- это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией;
- это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить;
- отправная точка для развития творческого мышления;
- это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
Слайд 23 Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
3.Объяснение темы
учителем
4.Закрепление знаний учениками
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и
формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения
5. Применение знаний учениками
Технологии системно-деятельностного подхода
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Слайд 24УУД, развиваемые при СДП
Организационные – умение решать проблемы
Коммуникативные –
вести диалог
Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Слайд 25«Золотые правила»
использования СДП
Слайд 26Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
Веди ученика от собственного
опыта к общественному.
Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
Радуйся вопросу, но отвечать
не спеши.
Учи анализировать каждый этап работы.
Критикуя, стимулируй ученика.
Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!
Слайд 27
карта наблюдений
лист планирова-ния и продвиже-ния по заданию
презентация или иные материалы
листы
самооценки
материалы целенаправ-ленных наблюдений
рабочие материалы групп
видеозапись
результаты взаимооценки (голосование)
Групповой проект
Работа в группе:
саморегуляция
сотрудничество
коммуникация
использование
ИКТ
Итоговый
индивидуаль-ный проект
2-3 урока
Оценка качества образования, ОШ:
метапредметные результаты: инструментарий
Слайд 32
Специализированные учебные материалы
НП «Телешкола» как средство формирования метапредметных навыков
у учащихся 5-9 классов
Слайд 41Рубрики «Знать» и «Уметь»
Рубрика содержит перечень ключевых аспектов, которые должен
усвоить учащийся в результате работы с данным модулем.
Рубрика содержит
перечень конкретных навыков и умений, которыми должен овладеть ученик в процессе работы над учебным материалом модуля.
Слайд 42
Рубрика «Словарь понятий и терминов»
Содержит перечень основных терминов и
понятий, задействованных в модуле, с разъяснением их значений посредством определений.
Слайд 43Рубрики «Изучаем», «Тренируемся», «Контроль»
Слайд 44 Рубрика «Изучаем»
Основные характеристики:
руководство по освоению учебного материала;
интерактивное
взаимодействие учащегося с сетевым преподавателем;
наличие дополнительной информации (иллюстрации, карты,
фотографии, видеофрагменты и др.).
Слайд 45
Рубрика «Тренируемся»
Основные характеристики:
онлайн-тренажёры;
задания из рабочей тетради;
интерактивное взаимодействие учащегося
с сетевым преподавателем.
Слайд 46
Рубрика «Контроль»
Основные характеристики:
тестовые задания с автоматической проверкой;
задания с открытым ответом;
задания ГИА/ЕГЭ
результаты выполнения всех заданий хранятся
в электронном журнале;
интерактивное взаимодействие учащегося с сетевым преподавателем.
Слайд 48
Рубрика «Домашнее задание»
Основные характеристики:
содержит уникальный набор заданий различного
уровня сложности;
часть заданий проверяется сетевым преподавателем, а часть проверяется
системой автоматически;
оценка за домашнее задание заносится в электронный журнал и фиксирует знания, умения и навыки учащегося;
интерактивное взаимодействие учащегося с сетевым преподавателем.
Слайд 49
Рубрика «Приглашение на онлайн-урок»
Формы организации учебной деятельности:
групповой режим,
индивидуальный
режим.
Слайд 50Практическое использование СУМ в учебном процессе
Использование видеоконференций
формирование и закрепление
метапредметных навыков, которые невозможно отработать в условиях индивидуальной работы:
выслушивать
и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
уметь принимать участие в дискуссии.
Слайд 51В рубрике «Итоги урока» отражаются результаты выполнения онлайн-тестов, заданий с
открытым ответом и домашнего задания. Каждое задание в модуле имеет
своё название. Чтобы перейти к тесту или заданию с открытым ответом, нужно кликнуть по его названию.
Рубрика «Итоги урока»
Слайд 52Спасибо
за сотрудничество! Желаю успехов!