Разделы презентаций


Язык программирования Паскаль

Содержание

Паскаль (англ. Pascal) — один из наиболее известных языков программирования, используется для обучения программированию в старших классах и на первых курсах вузов, является базой для ряда других языков.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
Богданов Владимир
Бесплатные презентации
http://prezentacija.biz/

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬБогданов ВладимирБесплатные презентацииhttp://prezentacija.biz/

Слайд 2Паскаль (англ. Pascal) — один из наиболее известных языков программирования, используется для обучения

программированию в старших классах и на первых курсах вузов, является

базой для ряда других языков.
Паскаль (англ. Pascal) — один из наиболее известных языков программирования, используется для обучения программированию в старших классах и на первых

Слайд 3Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах после его участия

в работе комитета разработки стандарта языка Алгол-68. Язык назван в честь

французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа. Первая публикация Вирта о языке датирована 1970 годом, представляя язык, автор указывал в качестве цели его создания — построение небольшого и эффективного языка, способствующего хорошему стилю программирования, использующему структурное программирование и структурированные данные.
Последующая работа Вирта была направлена на создание на основе Паскаля языка системного программирования, с сохранением возможности вести на его базе систематический, целостный курс обучения профессиональному программированию. Результат этой работы — язык Модула-2.

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах после его участия в работе комитета разработки стандарта языка Алгол-68. Язык

Слайд 4UCSD Pascal
Основная статья: UCSD Pascal
В 1978 году в Калифорнийском университете в Сан-Диего была

разработана система UCSD p-System, включавшая порт компилятора Вирта с языка Паскаль в

переносимый p-код, редактор исходных кодов, файловую систему и прочее, а также реализовывавшая значительное число расширений языка Паскаль, такие как модули, строки символов переменной длины, директивы трансляции, обработка ошибок ввода-вывода, обращение к файлам по именам и другое. Впоследствии основные реализации языка Паскаль основывались на этом диалекте.

UCSD PascalОсновная статья: UCSD PascalВ 1978 году в Калифорнийском университете в Сан-Диего была разработана система UCSD p-System, включавшая порт компилятора Вирта с

Слайд 5Object Pascal]
Основная статья: Object Pascal
В 1986 году фирма Apple разработала объктное расширение языка Паскаль, получив в результате Object

Pascal. Он был разработан группой Ларри Теслера, который консультировался с Никлаусом Виртом.

Object Pascal]Основная статья: Object PascalВ 1986 году фирма Apple разработала объктное расширение языка Паскаль, получив в результате Object Pascal. Он был разработан группой Ларри Теслера, который

Слайд 6В 1983 году появилась первая версия интегрированной средыразработки Turbo Pascal фирмы Borland, основывавшаяся на одноимённой

реализации Паскаля.
В 1989 году объектное расширение языка было добавлено в Turbo Pascal

версии 5.5.
Последняя версия (7.0) была переименована в Borland Pascal.
Объектные средства были позаимствованы из Object Pascal от Apple, языковые различия между объектным Turbo Pascal 5.5 и Object Pascal от Apple крайне незначительны.
Почти в то же самое время, что и Borland, Microsoft выпустил свою версю объектно-ориентированного языка Паскаль.и] Эта версия Паскаля не получила широкого распространения.
Дальнейшее развитие реализации Паскаля от Borland породило вариант Object Pascal от Borland, впоследствии, в ходе развития среды программирования Delphi, получившийодноимённое название.

В 1983 году появилась первая версия интегрированной средыразработки Turbo Pascal фирмы Borland, основывавшаяся на одноимённой реализации Паскаля.В 1989 году объектное расширение языка было добавлено

Слайд 7Важным шагом в развитии языка является появление свободных реализаций языка

Паскаль l и GNU Pascl которые не только вобрали в себя черты множества

других диалектов языка, но и обеспечили чрезвычайно широкую переносимость написанных на нём программ (например GNU Pascal поддерживает более 20 различных платформ, под более чем 10 различными операционными системами, Free Pascal обеспечивает специальные режимы совместимости с различными распространёнными диалектами языка, такими как Turbo Pascal (полная совместимость), Delphi и другими).
Начиная с Delphi 2003, создана реализация языка для платформы Net, хотя разработчики продолжают использовать Delphi более ранних версий.
О коммерческих разработках на Free Pascal, GNU Pascal и TMT Pascal на данный момент известно мало.
Кроме того, в Южном федеральном университетеразработан PascalABC.NET— язык программирования Паскаль, включающий большинство возможностей языка Delphi, а также ряд собственных расширений. Он основан на платформе Microsoft.NT и содержит практически все современные языковые средства: классы, перегрузку операций, интерфейсы,обработку исключений, обобщенные классы и подпрограммы, сборку мусора, лямбда-выражения.

Важным шагом в развитии языка является появление свободных реализаций языка Паскаль l и GNU Pascl которые не только вобрали в

Слайд 8Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Паскаль был

одним из первых таких языков. По мнению Вирта, язык должен

способствовать дисциплинированному программированию, поэтому, наряду со строгой типизацией, в Паскале сведены к минимуму возможные синтаксические неоднозначности, а сам синтаксис автор постарался сделать интуитивно понятным даже при первом знакомстве с языком.
Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Паскаль был одним из первых таких языков. По мнению

Слайд 9Тем не менее, первоначально язык имел ряд ограничений: невозможность передачи

функциям массивов переменной длины, отсутствие нормальных средств работы сдинамической памятью, ограниченная библиотека ввода-вывода,

отсутствие средств для подключения функций написанных на других языках, отсутствие средств раздельной компиляции и т. п. Подробный разбор недостатков языка Паскаль того времени был выполнен Брайаном Керниганом в статье «Почему Паскаль не является моим любимым языком программирования» (эта статья вышла в начале 1980-х, когда уже существовал язык Модула-2, потомок Паскаля, избавленный от большинства его пороков, а также более развитые диалекты Паскаля). Некоторые недостатки Паскаля были исправлены в ISO-стандарте 1982 года, в частности, в языке появились открытые массивы, давшие возможность использовать одни и те же процедуры для обработки одномерных массивов различных размеров.
Тем не менее, первоначально язык имел ряд ограничений: невозможность передачи функциям массивов переменной длины, отсутствие нормальных средств работы сдинамической

Слайд 10Однако многие недостатки языка не проявляются или даже становятся достоинствами

при обучении программированию. Кроме того, по сравнению с основным языком

программирования в академической среде 1970-х (которым был Фортран, обладавший гораздо более существенными недостатками), Паскаль представлял собой значительный шаг вперёд. К 1980-м годам Паскаль стал основой для многочисленных учебных программ, в отдельных случаях на его основе были созданы специализированные обучающие языки программирования, так, в начале 1980-х годов в СССР для обучения школьников основам информатики и вычислительной техники Андрей Ершов разработал алголо-паскалеподобный «учебный алгоритмический язык».
Однако многие недостатки языка не проявляются или даже становятся достоинствами при обучении программированию. Кроме того, по сравнению

Слайд 11Наиболее известной реализацией Паскаля, обеспечившей широкое распространение и развитие языка,

является Turbo Pascal фирмы Borland, выросшая затем в объектный Паскаль для

DOS (начиная с версии 5.5) и Windows и далее в Delphi, в которой были внедрены значительные расширения языка.
Диалекты Паскаля, применяемые в Turbo Pascal для DOS и Delphi для Windows, стали популярны из-за отсутствия других успешных коммерческих реализаций.

Наиболее известной реализацией Паскаля, обеспечившей широкое распространение и развитие языка, является Turbo Pascal фирмы Borland, выросшая затем в

Слайд 12После начала использования Паскаля в 1970 году и появления реализаций, расходящихся не только

в дополнениях, но и в синтаксисе, был поднят вопрос о

стандартизации языка. Стандарт языка был разработан Никлаусом Виртом в 1974 году совместно с Кетлин Йенсен (Kathleen Jensen). В дальнейшем, были приняты международный стандарт от ISO и американский от ANSI. На данный момент, выделяют три принципиально разных стандарта: Unextended Pascal (исходный), Extended Pascal (расширенный), Object-Oriented Extensions to Pascal (объектно-ориентированное расширение Паскаля).
После начала использования Паскаля в 1970 году и появления реализаций, расходящихся не только в дополнениях, но и в синтаксисе, был

Слайд 14Синтаксис и языковые конструкции
Паскаль, в его первоначальном виде, представляет собою

чисто процедурный язы и включает в себя множество алголоподобных структур и конструкций

с зарезервированными словами наподобие if, then, else, while, for, и т. д. Тем не менее, Паскаль также содержит большое количество возможностей для структурирования информации и абстракций, которые отсутствуют в изначальном Алголе-60, такие как определение типов, записи, указатели, перечисленя, и множества. Эти конструкции были частично унаследованы или инспирированы от языков Симула-67, Алгол-64, созданного Никлаусом Виртом AlgolW (англ.)русск. и предложены Хоаром.
В современных диалектах (Free Pascal) доступны такие операции, как перегрузка операторов и функций.

Синтаксис и языковые конструкции Паскаль, в его первоначальном виде, представляет собою чисто процедурный язы и включает в себя множество

Слайд 15program p;
begin
end.
Программа не выполняет никаких действий и содержит

пустой блок операторов.
Пример программы, выводящей строку «Hello, world!»:

program p; begin end.Программа не выполняет никаких действий и содержит пустой блок операторов.Пример программы, выводящей строку «Hello,

Слайд 16begin
writeln('Hello, World!'); { оператор вывода

строки }
end.

begin     writeln('Hello, World!'); { оператор вывода строки } end.

Слайд 17Целочисленные типы:

Целочисленные типы:

Слайд 18Числа с плавающей запятой:

Числа с плавающей запятой:

Слайд 20В Pascal над целыми типами (byte, shortint, word, integer, longint

и их диапазоны) допустимы побитовые операции. Логические операции над битами:
Над

битами двух целых операндов можно выполнять ранее рассмотренные логические операции: not, and, or, xor. Отличие между побитовыми и логическими операциями состоит в том, что побитовые (поразрядные) операции выполняются над отдельными битами операндов, а не над их значением в десятичном (обычно) представлении.
Выделяется понятие порядковых типов данных (ordinal), к ним относятся целые типы (знаковые и беззнаковые), логический (boolean), символьный (char), перечислимые типы и типы-диапазоны.
Порядковые типы задаются целым числом (кодом), которое можно получить с помощью функции ord. Все операции, выполняемые над порядковыми типами, выполняются с их кодами.

В Pascal над целыми типами (byte, shortint, word, integer, longint и их диапазоны) допустимы побитовые операции. Логические

Слайд 21Диапазоны содержат подмножество значений других порядковых типов:

Диапазоны содержат подмножество значений других порядковых типов:

Слайд 22Для порядковых типов определены операции inc, dec, succ, pred, ord, операции сравнения (= >  

использовать в операторах case, for (как счётчик цикла), как границы массивов, для задания

элементов множеств и типов-диапазонов.
В Pascal, в отличие от Си-подобных языков, с типами boolean и char арифметические целочисленные операции не определены.
В отличие от многих распространённых языков, Pascal поддерживает специальный тип данных множество:

Для порядковых типов определены операции inc, dec, succ, pred, ord, операции сравнения (= >  

Слайд 25В Паскале Йенсен и Вирта строки представлялись как упакованные массивы

символов; следовательно, они имели фиксированную длину и обычно дополнялись до

этой длины пробелами.
В современном Паскале для работы со строками используется встроенный тип string, поддерживающий операции конкатенации (+) и сравнения (> < = <> >= <=). Строки сравниваются в лексикографическом порядке. Например, строки считаются равными, если они имеют одинаковую длину и коды всех символов с одинаковыми индексами совпадают.

В Паскале Йенсен и Вирта строки представлялись как упакованные массивы символов; следовательно, они имели фиксированную длину и

Слайд 26Тип string [n] или просто string в диалектах языка 1970—1990-х годов определялся в виде

массива символов array [0..n] of char (n по умолчанию принимало значение 80

в UCSD Pascal и 255 в Turbo/Borland Pascal), код нулевого символа при таком представлении служит для задания длины строки, соответственно строка могла иметь максимальный размер 255 символов. По умолчанию в Delphi и FreePascal в качестве String используется тип AnsiString, память под который выделяется и освобождается компилятором динамически, а максимальный размер строки в текущих реализациях составляет 2 гигабайта. Кроме того, в Delphi и Free Pascal в качестве string может использоваться тип WideString, где применяется 16-битное представление символов в кодировке UCS-2, при этом средства преобразования из однобайтовых строк в многобайтовые и обратно в стандартной библиотеке языка отсутствуют.
Тип string [n] или просто string в диалектах языка 1970—1990-х годов определялся в виде массива символов array [0..n] of char (n по умолчанию

Слайд 27Новые типы могут быть определены из существующих:
type { секция объявления

типов } x = Integer; y = x;

Новые типы могут быть определены из существующих:type { секция объявления типов } x = Integer; y =

Слайд 28Более того, из примитивных типов могут быть сконструированы составные:
type {

секция объявления типов } a = Array [1..10] of Integer;

{ определение массива } b = record { определение записи } x: Integer; y: Char; end; c = File of a; { определение файла }
Более того, из примитивных типов могут быть сконструированы составные:type { секция объявления типов } a = Array

Слайд 29Файловые типы в Паскале делятся на типизированные, текстовые и файлы

без типов.
Как показано в вышеприведённом примере, типизированные файлы в Паскале — это последовательности

однотипных элементов. Для каждого файла существует переменная-указатель на буфер, которая обозначается f^. Процедуры get (для чтения) и put (для записи) перемещают указатель к следующему элементу. Чтение реализовано так, чтоread(f, x) представляет собою то же, что и get(f); x:=f^. Соответственно, запись реализована так, что write(f, x) представляет собою то же, что и f^ := x; put(f). Текстовые файлы text определены как расширение типа file of char и помимо стандартных операций над типизированными файлами (чтение, запись символа), позволяют осуществлять символьный ввод-вывод в файл всех типов данных аналогично консольному вводу-выводу.

Файловые типы в Паскале делятся на типизированные, текстовые и файлы без типов.Как показано в вышеприведённом примере, типизированные файлы в

Слайд 30Файлы без типов объявляются как переменные типа file. С ними можно

проводить операции побайтового нетипизированного ввода-вывода по несколько блоков байт указанной

длины через буфер, для этого служат специальные процедуры blockread и blockwrite (расширение UCSD).
Файлы без типов объявляются как переменные типа file. С ними можно проводить операции побайтового нетипизированного ввода-вывода по несколько

Слайд 31Стандартные математические функции и процедуры Паскаля

Стандартные математические функции и процедуры Паскаля

Слайд 32Математические процедуры

Математические процедуры

Слайд 33Процедуры преобразования типов переменных

Процедуры преобразования типов переменных

Слайд 34Функции преобразования типов переменных

Функции преобразования типов переменных

Слайд 35Указатели
Паскаль поддерживает использование указателей (типизированные ^тип и нетипизированные pointer):
type a = ^b; b = record

x: Integer; y: Char; z: a; end; var pointer_to_b:a;

УказателиПаскаль поддерживает использование указателей (типизированные ^тип и нетипизированные pointer):type a = ^b; b = record x: Integer; y: Char; z: a; end;

Слайд 36Здесь переменная pointer_to_b — указатель на тип данных b, являющийся записью. Тип типизированного

указателя может быть задан перед объявлением типа, на который он

ссылается. Это исключение к правилу, которое гласит, что любая вещь должна быть объявлена перед тем, как используется. Введение этого исключения позволило организовывать рекуррентные определения структур данных, в том числе такие, как линейные списки, стеки и очереди, включая указатель на запись в описании этой записи (см. также: нулевой указатель — nil).
Для типизированного указателя определена операция разыменования (её синтаксис: указатель^).
Чтобы создать новую запись и присвоить значение 10 и символ A полям x и y в ней, необходимы следующие операторы:

Здесь переменная pointer_to_b — указатель на тип данных b, являющийся записью. Тип типизированного указателя может быть задан перед объявлением типа,

Слайд 37new(pointer_to_b); { выделение памяти указателю } pointer_to_b^.x := 10; {

разыменовывание указателя и обращение к полю записи } pointer_to_b^.y :=

'A'; pointer_to_b^.z := nil; ... dispose(pointer_to_b); { освобождение памяти из-под указателя }
new(pointer_to_b); { выделение памяти указателю } pointer_to_b^.x := 10; { разыменовывание указателя и обращение к полю записи

Слайд 38Для целей обращения к полям записей и объектов можно также

использовать оператор with, как показано в примере:
new(pointer_to_b); with pointer_to_b^ do begin

x := 10; y := 'A'; z := nil end; ... dispose(pointer_to_b);

Для целей обращения к полям записей и объектов можно также использовать оператор with, как показано в примере:new(pointer_to_b); with

Слайд 39Процедурный тип
В оригинальном языке Паскаль Йенсен и Вирта процедурный тип

использовался только при описании формального параметра. Уже в TP существовал

полноправный процедурный тип. В объявлении типа ставится заголовок процедуры либо функции (без имени), обобщённо описывающий интерфейс подпрограммы. Значение этого типа содержит указатель на подпрограмму с заголовком, соответствующую описанному в объявлении типа. С помощью идентификатора переменной может происходить вызов соответствующей процедуры или функции.

Процедурный типВ оригинальном языке Паскаль Йенсен и Вирта процедурный тип использовался только при описании формального параметра. Уже

Слайд 40Паскаль — язык структурного программирования, что означает, что программа состоит из выполняющихся

последовательно отдельных стандартных операторов, в идеале — без использования команды GOTO.

Паскаль — язык структурного программирования, что означает, что программа состоит из выполняющихся последовательно отдельных стандартных операторов, в идеале — без

Слайд 41В операторах while, for, if, case в качестве выполняемого оператора может использоваться блок. Такая конструкция, представляющая

собой обычный оператор или блок, называется сложным оператором.
В Turbo Pascal для

управления процессом компиляции существуют директивы, которые помещаются в комментарии и позволяют переключать режимы работы компилятора — например, включать и отключать проверку операций ввода-вывода, переполнения:

В операторах while, for, if, case в качестве выполняемого оператора может использоваться блок. Такая конструкция, представляющая собой обычный оператор или блок, называется сложным оператором.В

Слайд 42В Паскале подпрограммы делятся на процедуры и функции:
Синтаксически процедуры и

функции состоят из заголовка (содержащего ключевое слово procedure или function, имени, за которым может следовать

описание передаваемых параметров в скобках, тип возвращаемого значения через символ двоеточия для функций и точки с запятой для процедур), после заголовка следует тело, после которого ставится символ ;.

В Паскале подпрограммы делятся на процедуры и функции:Синтаксически процедуры и функции состоят из заголовка (содержащего ключевое слово procedure или function, имени, за

Слайд 43Тело процедуры, как и программы, в свою очередь может содержать

описания процедур и функций. Таким образом, процедуры и функции могут

быть вложены друг в друга как угодно глубоко, при этом тело программы — самое верхнее в цепочке.
Причём содержимое секций описания переменных, типов, констант, внешнего тела (процедуры, функции, программы), расположенных перед описанием процедуры/функции, доступны внутри неё. Также, в большинстве диалектов из процедуры можно обращаться к параметрам внешней процедуры.
Вслед за заголовком процедур/функций вместо тела может помещаться ключевое слово forward, это делается в том случае, если описание процедуры/функции располагается в программе после её вызова, и связано с поддерживаемой в Паскале возможностью компиляции программы за один проход.
Процедуры отличаются от функций тем, что функции возвращают какое-либо значение, а процедуры — нет.

Тело процедуры, как и программы, в свою очередь может содержать описания процедур и функций. Таким образом, процедуры

Слайд 44До появления связных модулей в их современном виде некоторые реализации

Паскаля поддерживали модульность за счёт механизма включения заголовочных файлов, похожего

на механизм #include в языке Си: с помощью специальной директивы, оформляемой в виде псевдокомментария, например, {$INCLUDE "файл"}, содержимое указанного файла прямо включалось в текст программы в исходном, текстовом виде. Таким образом можно было разделить программный код на множество фрагментов, для удобства редактирования, но перед компиляцией они автоматически объединялись в один файл программы, который в итоге и обрабатывался компилятором. Такая реализация модульности примитивна и имеет множество очевидных недостатков, поэтому она была быстро заменена.
Современные реализации языка Паскаль (начиная с UCSD Pascal) поддерживают модули. Программные модули могут быть двух видов: модуль главной программы, который, как обычно, начинается с ключевого слова program и тело которого содержит код, запускаемый после загрузки программы в память, и вспомогательных модулей, содержащих типы, константы, переменные, процедуры и функции, предназначенные для использования в других модулях, в том числе в главном модуле.

До появления связных модулей в их современном виде некоторые реализации Паскаля поддерживали модульность за счёт механизма включения

Слайд 45Общая структура подключаемого модуля на Паскале выглядит следующим образом:
unit UnitName1;

interface ... implementation ... begin {может отсутствовать - используется, если

необходимо поместить операторы инициализации} ... end.

Общая структура подключаемого модуля на Паскале выглядит следующим образом:unit UnitName1; interface ... implementation ... begin {может отсутствовать

Слайд 46Возможен также ещё один вариант:
unit UnitName2; interface ... implementation ...

initialization ... finalization .... end.

Возможен также ещё один вариант:unit UnitName2; interface ... implementation ... initialization ... finalization .... end.

Слайд 47В отличие от главной программы, файл модуля начинается с ключевого

слова UNIT, за которым следует имя модуля и точка с запятой.

Современные реализации, как правило, требуют, чтобы имя модуля совпадало с именем файла исходного кода, в котором этот модуль содержится. Модуль содержит три секции: интерфейсную секцию, секцию реализации и тело модуля.
В отличие от главной программы, файл модуля начинается с ключевого слова UNIT, за которым следует имя модуля и

Слайд 48Интерфейсная секция идёт первой, начинается с ключевого слова INTERFACE и заканчивается в

том месте модуля, где начинается секция реализации или тело. В

интерфейсной секции объявляются те объекты (типы, константы, переменные, процедуры и функции — для них помещаются заголовки), которые должны быть доступны извне модуля. При этом допускается частичное объявление типов: они могут объявляться без указания структуры, одним только именем. При использовании такого типа во внешней программе допускается объявление переменных и параметров этого типа, присваивание значений, но невозможно получить доступ к деталям его реализации. Процедуры и функции в интерфейсной секции объявляются в виде форвардов — заголовков с параметрами, но без тела. Состав интерфейсной секции модуля таков, что его достаточно для генерации кода, использующего данный модуль. Переменные, объявленные в интерфейсной секции, являются глобальными, то есть существуют в единственном экземпляре и доступны во всех частях программы, использующих данный модуль.
Интерфейсная секция идёт первой, начинается с ключевого слова INTERFACE и заканчивается в том месте модуля, где начинается секция реализации

Слайд 49Секция реализации следует за интерфейсной и начинается с ключевого слова IMPLEMENTATION.

В нём располагаются описания процедур и функций, объявленных в интерфейсной

секции, а также описания типов, констант, переменных, процедур и функций, которые необходимы для реализации интерфейсных процедур и функций. Описание процедуры или функции, объявленной в интерфейсной секции, должно иметь в точности такой же заголовок, как в объявлении. В теле могут использоваться другие процедуры и функции данного модуля, объявленные как в интерфейсной части, так и в секции реализации. Переменные, объявленные в секции реализации, являются, по сути, глобальными (то есть существует только один экземпляр каждой такой переменной на всю программу), но доступны они только из процедур и функций, описанных в секции реализации данного модуля, а также из его тела. Если в интерфейсной секции есть сокращённые объявления типов, то эти типы должны быть полностью описаны в секции реализации.
Секция реализации следует за интерфейсной и начинается с ключевого слова IMPLEMENTATION. В нём располагаются описания процедур и функций,

Слайд 50Тело модуля начинается находящимся на верхнем уровне вложенности ключевым словом BEGIN.

Тело содержит программный код, который выполняется один раз при загрузке

модуля. Тело может применяться для инициализации, присваивания начальных значений переменным модуля, выделения ресурсов для его работы и так далее. Тело модуля может отсутствовать. В ряде реализаций Паскаля, например, в Delphi, вместо тела модуля могут применяться две секции (также необязательные) — INITIALIZATION иFINALIZATION. Они располагаются в конце модуля, после соответствующего ключевого слова. Первая — секция инициализации, — содержит код, который должен быть выполнен при загрузке модуля, вторая — секция финализации, — код, который будет выполнен при выгрузке модуля. Секция финализации может выполнять действия, обратные инициализации — удалять объекты из памяти, закрывать файлы, освобождать выделенные ресурсы.
Модуль заканчивается ключевым словом END с точкой.

Тело модуля начинается находящимся на верхнем уровне вложенности ключевым словом BEGIN. Тело содержит программный код, который выполняется один

Слайд 51Чтобы использовать модуль, главная программа или другой модуль должны импортировать

данный модуль, то есть содержать объявление о его использовании. Это

объявление делается с помощью инструкции подключения модулей, представляющей собой ключевое слово USES, за которым через запятую следуют имена модулей, которые требуется подключить. Инструкция подключения должна следовать непосредственно за заголовком программы, либо после ключевого слова INTERFACE, если подключение производится в модуле.
Чтобы использовать модуль, главная программа или другой модуль должны импортировать данный модуль, то есть содержать объявление о

Слайд 52Модули, подключённые в интерфейсной секции, могут использоваться во всём модуле —

и в секции реализации, и в теле. Но секция реализации

может иметь собственную инструкцию подключения (она следует за ключевым словом IMPLEMENTATION), содержащую имена подключаемых модулей, которые отсутствуют в интерфейсной секции, но нужны для секции реализации. Одним из поводов использования отдельного списка подключения для раздела реализации является ситуация, когда два или более модуля используют друг друга. Чтобы не возникали циклические ссылки в объявлениях использования таких модулей, по крайней мере один из них должен подключать другой в секции реализации.
Модули, подключённые в интерфейсной секции, могут использоваться во всём модуле — и в секции реализации, и в теле.

Слайд 53Любые объявленные в интерфейсных секциях модулей объекты можно использовать в

программе там, где эти модули подключены. Имена импортированных из подключённых

модулей объектов остаются теми же самыми, и их можно использовать непосредственно. Если два или более подключённых модуля имеют объекты, называемые одинаково, и компилятор не может их различить, то при попытке использования такого объекта будет выдана ошибка компиляции — неоднозначное задание имени. В этом случае программист должен применять квалификацию имени — указать имя в формате «<имя_модуля>.<имя_объекта>».
Любые объявленные в интерфейсных секциях модулей объекты можно использовать в программе там, где эти модули подключены. Имена

Слайд 54Проблемы могут возникнуть, если появляется необходимость использования в программе двух

разных одноимённых модулей. Если модули доступны только в откомпилированном виде

(то есть поменять их имена невозможно), оказывается невозможным их одновременный импорт. Стандартного решения такой коллизии на уровне языка не существует, но конкретные компиляторы могут предлагать те или иные способы её обхода, в частности, средства назначения псевдонимов импортируемым модулям и прямого указания, какой модуль из какого файла брать.
Проблемы могут возникнуть, если появляется необходимость использования в программе двух разных одноимённых модулей. Если модули доступны только

Слайд 55Модули спроектированы в расчёте на обеспечение раздельной компиляции — компилятор не

должен компилировать импортированные модули для того, чтобы откомпилировать модуль, который

их использует. Однако, чтобы правильно компилировать модуль, компилятор должен иметь доступ к секции интерфейса всех используемых им модулей. Существует два разных, иногда совмещаемых подхода к организации такого доступа.
Модули компилируются в бинарные файлы специального формата (у каждого компилятора своего), в которых сохранена подробная информация об объектах, объявленных в интерфейсной секции, также может содержаться созданный при компиляции модуля объектом языке, но использует при этом только интерфейсную секцию модуля. Если библиотечный модуль поставляется в откомпилированном виде (без полных исходных текстов), то вместе с бинарным файлом идёт урезанный файл исходного кода модуля, содержащий только интерфейсную секцию. Компилятору этого достаточно, чтобы правильно обрабатывать обращения из использующих модулей, а на этапе сборки программы компоновщик просто включает в программу бинарный файл.

Модули спроектированы в расчёте на обеспечение раздельной компиляции — компилятор не должен компилировать импортированные модули для того, чтобы

Слайд 56Загрузка и выгрузка модулей
Для нормальной работы модуля может потребоваться выполнить

некоторые действия до начала его использования: инициализировать переменные, открыть нужные

файлы, выделить память или другие ресурсы. Всё это может быть сделано в теле модуля, либо в секции инициализации. Действия, обратные инициализации, делаются в секции финализации.

Загрузка и выгрузка модулейДля нормальной работы модуля может потребоваться выполнить некоторые действия до начала его использования: инициализировать

Слайд 57Порядок инициализации и финализации модулей косвенно определяется порядком объявления в

секции uses, но для статически откомпилированных программ (где модуль либо

компилируется в один исполняемый файл с главной программой, либо находится в отдельной динамической библиотеке, но загружается на этапе первоначальной загрузки), компилятор всегда гарантирует, что инициализация будет выполнена до момента первого использования модуля. Финализация выполняется при завершении работы программы, после завершения главного модуля, так, что используемые модули финализируются позже, чем использующие их.
Порядок инициализации и финализации модулей косвенно определяется порядком объявления в секции uses, но для статически откомпилированных программ

Слайд 58В случае динамической загрузки модулей, управляемой самим программистом, инициализаторы выполняются

при загрузке, то есть в момент, когда команда загрузки модуля

вернула управление, инициализатор его уже выполнен. Финализатор выполняется после выгрузки, обычно — при выполнении команды выгрузки модуля. Если эта команда не вызывается, динамически загруженные модули финализируются так же, как все остальные — при завершении программы.
В случае динамической загрузки модулей, управляемой самим программистом, инициализаторы выполняются при загрузке, то есть в момент, когда

Слайд 59Объектно-ориентированное программирование (ООП) — это технология создания сложного программного обеспечения, которое

основано на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из

которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию с наследованием свойств.
Объектно-ориентированное программирование (ООП) — это технология создания сложного программного обеспечения, которое основано на представлении программы в виде совокупности

Слайд 60Основное достоинство ООП — это сокращение количества межмодульных вызовов и уменьшение

объёмов информации передаваемой между модулями. Это достигается за счет более

полной локализации данных и интегрирования их с подпрограммами обработки.
Основное достоинство ООП — это сокращение количества межмодульных вызовов и уменьшение объёмов информации передаваемой между модулями. Это достигается

Слайд 61Основные недостатки в ООП — это некоторое снижение быстродействия из-за более

сложной организации программной системы, а также, как правило, заметное увеличение

объёма бинарного кода (особенно при использовании стандартных библиотек классов в небольших программах) из-за того, что большинство современных компиляторов и компоновщиков не способны выявить и удалить весь код, приходящийся на неиспользуемые классы, виртуальные методы и другие элементы ООП.
Основные недостатки в ООП — это некоторое снижение быстродействия из-за более сложной организации программной системы, а также, как

Слайд 62В Object Pascal классы задаются с помощью типа object, аналогичного record, который кроме полей

данных может содержать заголовки процедур и функций (они называютсяметодами). Имена

описываемых методов следуют за именем класса через точку.
В Object Pascal классы задаются с помощью типа object, аналогичного record, который кроме полей данных может содержать заголовки процедур и функций

Слайд 63Конструктор и деструктор задаются как обычные процедуры, но вместо идентификатора procedure задаются ключевые слова constructor и destructor. Соответственно,

в отличие от С++-подобных языков они имеют имя, отличное от имени

класса, деструкторов может быть несколько и они могут иметь параметры (на практике эта возможность используется редко, обычно класс имеет единственный деструктор Destroy, переопределяющий виртуальный деструктор класса-родителя).
Конструктор и деструктор задаются как обычные процедуры, но вместо идентификатора procedure задаются ключевые слова constructor и destructor. Соответственно, в отличие от С++-подобных языков они имеют имя,

Слайд 64Поддерживаются единичное наследование, полиморфизм классов, механизм виртуальных методов (слово virtual после заголовка метода класса). Существуют

и динамические методы (в TP описываются путём добавления целого числа

после слова virtual и используются преимущественно для обработки сообщений; в Delphi и FreePascal для этих целей используется слово message, а для создания обычных динамических методов — слово dynamic), отличающиеся меньшим использованием памяти и меньшей скоростью вызова за счёт отсутствия дублирования динамических методов предков в VMT потомка (однако FreePascal не делает различий между виртуальными и динамическими методами).
В Delphi, FPC реализована перегрузка операций, абстрактные методы, директивы private, protected, public, published (по умолчанию члены класса являются public):

Поддерживаются единичное наследование, полиморфизм классов, механизм виртуальных методов (слово virtual после заголовка метода класса). Существуют и динамические методы (в TP описываются путём

Слайд 65В диалекте Delphi классы могут также конструироваться с помощью слова class (причём

взаимное наследование с object-классами не допускается) и введены интерфейсы(interface) — все методы абстрактные

и не могут содержать полей данных.
Все классы (созданные с помощью class) являются наследниками TObject, все интерфейсы происходят от IUnknown. Классы, созданные с помощью class, могут реализовывать несколько интерфейсов.

В диалекте Delphi классы могут также конструироваться с помощью слова class (причём взаимное наследование с object-классами не допускается) и введены интерфейсы(interface) —

Слайд 66В Delphi интерфейсы были введены для поддержки технологии COM фирмы Microsoft.
Классы (Class)

в отличие от обычных классов (Object) не нуждаются в явном

выделении/освобождении памяти, память под них динамически выделяется конструктором с именем Create, вызываемым с именем класса, и освобождается при вызове деструктора с именем Destroy (могут иметь другие имена). Переменная такого класса в отличие от класса object хранит адрес экземпляра класса в памяти, значение nil используется для указания пустой ссылки, поэтому для освобождения объекта в TObject определен специальный метод free, проверяющий ссылку на nil и вызывающий виртуальный деструктор Destroy. Код с использованием таких классов будет выглядеть следующим образом:

В Delphi интерфейсы были введены для поддержки технологии COM фирмы Microsoft.Классы (Class) в отличие от обычных классов (Object) не

Слайд 67В модификации ObjectPascal/Delphi/FreePascal в описании классов появляются свойства (property), которые

совмещают удобство работы с переменными (роль которых в ООП играют

поля) и вызовы методов, которые всегда уведомляют объект об изменении его состояния:
В модификации ObjectPascal/Delphi/FreePascal в описании классов появляются свойства (property), которые совмещают удобство работы с переменными (роль которых

Слайд 68В первом случае (использование MyObj.FProp) поле объекта было изменено непосредственно,

в итоге, методы объекта не будут подозревать, что это поле

было ранее изменено; в более сложном случае они могут полагаться на то, что поле неизменно, либо же полю может быть присвоено значение, недопустимое для данного объекта. Во втором случае значение присваивается непосредственно свойству объекта, которое ссылается на вызов метода, корректно обрабатывающего изменение данного поля.
В первом случае (использование MyObj.FProp) поле объекта было изменено непосредственно, в итоге, методы объекта не будут подозревать,

Слайд 69Этот подход удобен, если объект связан с визуальным элементом: непосредственное

изменение поля, отвечающего, например, за ширину элемента, никак не отразится

на самом визуальном элементе, а объект будет «дезинформирован» относительно реальных размеров элемента. Корректным подходом без использования свойств является разработка методов на получение и установку любого значения поля, но работа с такими методами будет менее удобна, например, вместо последней строки надо было бы написать
MyObj.SetProp(MyObj.GetProp+6);

Этот подход удобен, если объект связан с визуальным элементом: непосредственное изменение поля, отвечающего, например, за ширину элемента,

Слайд 70причём метод MyObj.GetProp следовало бы написать для унификации доступа.
Большой интерес

представляют индексные свойства, которые ведут себя практически так же, как

и массивы, заменяя обращение к элементу массива вызовом соответствующего метода.
Тем не менее, свойства не являются «панацеей»: при компиляции обращения к свойствам непосредственно транслируются в вызов методов или прямую работу с полями, поэтому настоящими переменными свойства не являются, в частности, их невозможно передавать в виде var-параметров.

причём метод MyObj.GetProp следовало бы написать для унификации доступа.Большой интерес представляют индексные свойства, которые ведут себя практически

Слайд 71АЛГОРИТМ
Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за

конечное число действий. В старой трактовке вместо слова «порядок» использовалось

слово «последовательность», но по мере развития параллельности в работе компьютеров слово «последовательность» стали заменять более общим словом «порядок». Это связано с тем, что работа каких-то инструкций алгоритма может быть зависима от других инструкций или результатов их работы. Таким образом, некоторые инструкции должны выполняться строго после завершения работы инструкций, от которых они зависят. Независимые инструкции или инструкции, ставшие независимыми из-за завершения работы инструкций, от которых они зависят, могут выполняться в произвольном порядке, параллельно или одновременно, если это позволяют используемые процессор и операционная система.
Ранее часто писали «алгорифм», сейчас такое написание используется редко, но, тем не менее, имеет место (например, Нормальный алгорифм Маркова).

АЛГОРИТМАлгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий. В старой трактовке вместо

Слайд 72Часто в качестве исполнителя выступает некоторый механизм (компьютер, токарный станок,

швейная машина), но понятие алгоритма необязательно относится к компьютерным программам, так,

например, чётко описанный рецепт приготовления блюда также является алгоритмом, в таком случае исполнителем является человек.
Часто в качестве исполнителя выступает некоторый механизм (компьютер, токарный станок, швейная машина), но понятие алгоритма необязательно относится

Слайд 73Частичная формализация понятия алгоритма началась с попыток решения проблемы разрешения (нем. Entscheidungsproblem), которую

сформулировал Давид Гильберт в1928 году. Следующие этапы формализации были необходимы для определения эффективных

вычислений или «эффективного метода»; среди таких формализаций — рекурсивные функции Геделя — Эрбрана — Клини 1930, 1934 и 1935 гг., λ-исчисление Алонзо Чёрча 1936 г., «Формулировка 1» Эмиля Поста 1936 года и машина Тьюринга. В методологии алгоритм является базисным понятием и получает качественно новое понятие как оптимальности по мере приближения к прогнозируемому абсолюту. В современном мире алгоритм в формализованном выражении составляет основу образования на примерах, по подобию.
Частичная формализация понятия алгоритма началась с попыток решения проблемы разрешения (нем. Entscheidungsproblem), которую сформулировал Давид Гильберт в1928 году. Следующие этапы формализации были необходимы

Слайд 74Современное формальное определение алгоритма было дано в 30—50-е годы XX века в

работах Тьюринга, Поста, Чёрча (тезис Чёрча — Тьюринга), Н. Винера, А. А. Маркова.
Само слово «алгоритм» происходит от имени хорезмского

учёного Абу Абдуллах Мухаммеда ибн Муса аль-Хорезми (алгоритм — аль-Хорезми). Около 825 года он написал сочинение, в котором впервые дал описание придуманной в Индии позиционной десятичной системы счисления. К сожалению, персидский оригинал книги не сохранился. Аль-Хорезми сформулировал правила вычислений в новой системе и, вероятно, впервые использовал цифру 0 для обозначения пропущенной позиции в записи числа (её индийское название арабы перевели как as-sifr или просто sifr, отсюда такие слова, как «цифра» и «шифр»). Приблизительно в это же время индийские цифры начали применять и другие арабские учёные. В первой половине XII века книга аль-Хорезми в латинском переводе проникла в Европу. Переводчик, имя которого до нас не дошло, дал ей название Algoritmi de numero Indorum («Алгоритмы о счёте индийском»). По-арабски же книга именовалась Китаб аль-джебр валь-мукабала(«Книга о сложении и вычитании»). Из оригинального названия книги происходит слово Алгебра (алгебра — аль-джебр — восполнение).

Современное формальное определение алгоритма было дано в 30—50-е годы XX века в работах Тьюринга, Поста, Чёрча (тезис Чёрча — Тьюринга), Н. Винера, А. А. Маркова.Само слово «алгоритм» происходит

Слайд 75Таким образом, мы видим, что латинизированное имя среднеазиатского учёного было

вынесено в заглавие книги, и сегодня считается, что слово «алгоритм»

попало в европейские языки именно благодаря этому сочинению. Однако вопрос о его смысле длительное время вызывал ожесточённые споры. На протяжении многих веков происхождению слова давались самые разные объяснения.
Они выводили algorism из греческих algiros (больной) и arithmos (число). Из такого объяснения не очень ясно, почему числа именно «больные». Или же лингвистам больными казались люди, имеющие несчастье заниматься вычислениями? Своё объяснение предлагал иэнциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В нём алгорифм (кстати, до революции использовалось написание алгориѳм, через фиту) производится «от арабского слова Аль-Горетм, то есть корень». Разумеется, эти объяснения вряд ли можно счесть убедительными.

Таким образом, мы видим, что латинизированное имя среднеазиатского учёного было вынесено в заглавие книги, и сегодня считается,

Слайд 76КОНЕЦ

КОНЕЦ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика