Слайд 1C++
Единственный способ изучать новый язык программирования
- писать на нем программы.
Брайэн Керниган
Слайд 2История языка Си++
Язык Си++ был разработан в
начале 1980-х гг. Бьерном Страуструпом из компании AT&T Bell Laboratories.
Си++ основан на языке Си. Два символа "++« в названии – это игра слов, символами "++" в языке Си обозначается операция инкремента (увеличение значения переменной на 1).
++
Слайд 3История языка Си++
Таким образом, Си++ был задуман как
язык Си с расширенными возможностями. Большая часть языка Си вошла
в Си++ как подмножество, поэтому многие программы на Си можно скомпилировать (т.е. превратить в набор низкоуровневых команд, которые компьютер может непосредственно выполнять) с помощью компилятора Си++.
Слайд 4Состав языка
В тексте на любом естественном языке можно выделить четыре
основных элемента: символы, слова, словосочетания и предложения.
Подобные элементы содержит
и алгоритмический язык, только слова называют лексемами (элементарными конструкциями), словосочетания — выражениями, а предложения — операторами.
Слайд 5Состав языка
Лексемы образуются из символов, выражения — из
лексем и символов, а операторы — из символов, выражений и
лексем.
Слайд 6Состав языка
Операторы бывают исполняемые и неисполняемые.
Исполняемые операторы задают действия
над данными.
Неисполняемые операторы служат для описания данных, поэтому их
часто называют операторами описания или просто описаниями.
Слайд 7Принято исходный код программ на C++ сохранять с расширением .cpp
после имени файла (происходит такая идея от названия «C Plus
Plus» и от того, что во многих операционных системах знак плюс нельзя использовать в именах файлов и каталогов).
Состав языка
Слайд 8Для C++ существует масса IDE (например, NetBeans). Внутри IDE (интегрированной
среды разработки) процесс компиляции и запуска автоматизирован и, как правило,
скрыт от разработчика. Но эти процессы всё равно, происходят каждый раз при попытке запустить программу, притом строго в рассмотренной нами последовательности, т.е. самое минимальное изменение в программном коде требует пересохранения файла с исходным кодом, перекомпиляции и перезапуска программы.
Состав языка
Слайд 9Перед тем, как создаётся исполняемый код, программа анализируется отладчиком, который
ищет в исходном коде существующие и потенциальные ошибки. Если ошибок
не найдено, то команда make ничего не выведет на экран в результате своей работы, иначе — будет представлена информация об ошибках с указанием строк, в которых они присутствуют. Пока ошибки не будут исправлены, исполнимый файл не будет создан (или не обновлён, если существовал ранее).
Состав языка
Слайд 10Алфавит языка
Алфавит С++ включает:
прописные и строчные латинские буквы и знак
подчеркивания;
арабские цифры от 0 до 9;
специальные знаки, например, {, %,
# и т.д.
пробельные символы: пробел, символы табуляции, символы перехода на новую строку.
Слайд 11Из символов алфавита формируются лексемы языка:
идентификаторы;
ключевые (зарезервированные) слова;
знаки операций;
константы;
разделители (скобки,
точка, запятая, пробельные символы).
Алфавит языка
Слайд 12Алфавит языка
В тесте программы можно использовать комментарии.
Если текст с двух символов «косая черта» //
и заканчивается символом перехода на новую строку или заключен между символами /* и */, то компилятор его игнорирует.
Слайд 13Для хранения данных в C++ используются различные сущности, наиболее простыми
из них являются литералы, константы и переменные.
Литералом называется явно указанное
в исходном коде программы значение определенного типа.
cout << 1024; // выводим на экран целочисленный литерал
cout << "mir"; // выводим на экран строковый литерал
Слайд 14Переменной называется именованная область памяти компьютера (имя которой задаёт разработчик)
в которую можно записывать (в том числе повторно, замещая ранее
хранимое значение) значения определенного типа и откуда эти значения можно читать.
При создании любой переменной требуется указать её тип и задать имя.
Идентификаторы
Слайд 15Например:
int per1; // создали переменную
типа int с именем per1
per1 = 25; // сохранили в переменную целое число 25
int b; // создали переменную типа int с именем b
b = 3 + per1; // прочитали значение 25, сложили его с 3 и сумму записали в b
cout << b; // прочитали из переменной b значение 28 и вывели его на экран
Идентификаторы
Слайд 16 Использованный в примере тип int позволяет хранить
целочисленные значения из некоторого диапазона (диапазон будет представлен в таблице
далее). Перед тем как использовать переменную (т.е. записывать в неё значение или читать из ней значение) её обязательно нужно объявить (указав её тип и задав имя). Изменить тип переменной или повторно создать переменную — невозможно.
Идентификаторы
Слайд 17Идентификатор — это имя программного объекта.
В идентификаторе могут использоваться
латинские буквы, цифры и знак подчеркивания.
Прописные и строчные буквы
различаются.
Первым символом идентификатора может быть буква или знак подчеркивания.
Идентификаторы
Слайд 18Длина идентификатора по стандарту не ограничена. Идентификатор создается на этапе
объявления переменной, функции, типа и т.п., после этого его можно
использовать в последующих операторах программы.
Идентификаторы
Слайд 19Константной называется именованная область памяти, в которую при создании можно
записать значение определенного типа, но далее по ходу программы это
значение можно только читать (и нельзя изменять).
const int k1 = 13; // создали константу типа int с именем k1 и записали в неё значение
cout << k1 = 12; // но нельзя изменить, это приведёт к ошибке
Константы
Слайд 20При выборе идентификатора необходимо иметь в виду следующее:
идентификатор не
должен совпадать с ключевыми словами и именами используемых стандартных объектов
языка;
не рекомендуется начинать идентификаторы с символа подчеркивания;
на идентификаторы, используемые для определения внешних переменных, налагаются ограничения компоновщика.
Для улучшения читаемости программы следует давать объектам осмысленные имена.
Идентификаторы
Слайд 21Концепция типа данных
Тип данных определяет:
внутреннее представление данных в памяти
компьютера;
множество значений, которые могут принимать величины этого типа;
операции и функции,
которые можно применять к величинам этого типа.
Все типы языка С++ можно разделить на простые (скалярные), составные (агрегатные) и функциональные. Простые типы могут быть стандартными и определенными программистом.
Слайд 22Концепция типа данных
В языке С++ определено шесть стандартных простых типов
данных для представления целых, вещественных, символьных и логических величин.
На
основе этих типов, а также массивов и указателей (указатель не является самостоятельным типом, он всегда связан с каким-либо другим конкретным типом), программист может вводить описание собственных простых или структурированных типов.
К структурированным типам относятся перечисления, функции, структуры, объединения и классы.
Слайд 23Простые типы данных
Простые типы делятся на целочисленные типы и типы
с плавающей точкой.
Для описания стандартных типов определены следующие ключевые
слова:
int (целый);
char (символьный);
wchar_t (расширенный символьный);
bool (логический);
float (вещественный);
double (вещественный с двойной точностью).
Слайд 24Простые типы данных
Существует четыре спецификатора типа, уточняющих внутреннее представление и
диапазон значений стандартных типов:
short (короткий);
long (длинный);
signed (со знаком);
unsigned (без
знака).
Слайд 25Простые типы данных
Диапазоны значений простых типов данных для IBM PC
Слайд 26Простые типы данных
Символьный тип
Данные типа char в
памяти компьютера всегда занимают 1 байт. Символьный тип может быть
со знаком или без него. В величинах со знаком signed char можно хранить значение от -128 до 127. Соответственно значения переменных типа unsigned char могут находиться в диапазоне от 0 до 255.
При работе с символьными данными нужно помнить, что если в выражении встречается одиночный символ, то он должен быть заключен в одинарные кавычки (‘a’).
Слайд 27Простые типы данных
Целочисленный тип
Переменная типа int в памяти
компьютера может занимать либо 2, либо 4 байта. Это зависит
разрядности процессора. По умолчанию все целые типы считаются знаковыми, то есть спецификатор signed можно не указывать. Спецификатор unsigned позволяет представлять только положительные числа.
Слайд 28Простые типы данных
Вещественный тип
Число с плавающей точкой представлено в форме
mE +- p, где m — мантисса (целое или дробное
число с десятичной точкой), p — порядок (целое число). Обычно величины типа float занимают
4 байта, а double 8 байт.
Таблица диапазонов значений вещественного типа:
Слайд 29Простые типы данных
Логический тип
Переменная типа bool может принимать
только два значения true (истина) или fasle (ложь). Любое значение,
не равное нулю, интерпретируется как true. Значение false представлено в памяти как 0.
Слайд 30Простые типы данных
Тип void
Тип void используется для определения функций,
которые не возвращают значения, для указания пустого списка аргументов функции,
как базовый тип для указателей и в операции приведения типов.
Слайд 31Выражения
Из констант, переменных, разделителей и знаков операций можно конструировать выражения.
Каждое выражение представляет собой правило вычисления нового значения.
Если выражение формирует
целое или вещественное число, то оно называется арифметическим.
Пара арифметических выражений, объединенная операцией сравнения, называется отношением.
Если отношение имеет ненулевое значение, то оно – истинно, иначе – ложно.
Слайд 32Выражения
Приоритеты операций в выражениях
Слайд 33Основные библиотеки
Библиотеки - гардеробы, из которых умелые люди могут извлекать
кое-что для украшения, многое - для любопытства и еще больше
для употребления.
Дж. Дайер
Слайд 34Библиотека iostream
В первой строке программы с помощью
директивы #include происходит подключение заголовочного файла iostream.
Заголовочные файлы содержат описание функций и других готовых элементов, которые можно использовать в своих программах после того, как заголовочный файл подключён. iostream входит в стандартную библиотеку C++, но заголовочные файлы можно создавать и самостоятельно, помещая туда часто используемые функции, шаблоны и прочие заготовки.
Слайд 35Библиотека iostream
Заголовочный файл iostream содержит набор готовых функций для
потокового ввода и вывода.
Слайд 36Библиотека iostream
Ввод данных
Ввод данных в C++ осуществляется с
помощью команды cin (Console Input).
Аргумент этой функции
передаётся не в круглых скобках, а через оператор >> (аналог перенаправления в GNU/Linux).
Вывод данных
Вывод данных в C++ осуществляется с помощью команды cout (Console Output).
Слайд 37Пространство имен
std — это пространство имён, определённое для всей стандартной
библиотеки С++, а «::» — это оператор разрешения области видимости,
который указывает, из какого пространства имён должен браться следующий за ним идентификатор.
Слайд 38Пространство имен
Пространство имён — группа идентификаторов, внутри которой все идентификаторы
уникальны (не повторяются).
Слайд 39Пространство имен
С помощью идентификаторов, состоящих из латинских букв и
цифр можно давать имена различным сущностям программы: переменным, функциям, методам,
классам. С помощью разных пространств имён можно использовать одни и те же имена в одной и той же программе. Кроме того, пространство имён позволяет решить следующую программу: в собственных программах для создания сущностей мы можем использовать те же имена, что задействованы в сторонних библиотеках, в том числе, в стандартной библиотеке C++.
Слайд 40Пространство имен
Если отсутствует необходимость в использовании разных пространств
имён в рамках одной программы, то можно однажды задать пространство
и далее обращаться ко всем именам без его указания.
using namespace std;
Слайд 41Пространство имен
На всей стандартной библиотеке единое пространство имён
std помогает объединить описанные в библиотеке ресурсы в единое целое.
Стандартная библиотека устроена так, что в разных её файлах нет повторяющихся идентификаторов на одном уровне. Стандартная библиотека распределена по разным заголовочным файлам, каждый из которых мы можем подключить к программе, но пространство имён везде общее — std.
Слайд 42Библиотека iostream
#include
using namespace std;
int main()
{
setlocale(LC_ALL,””);
int
i;
cout > i;
cout
<< "Вы ввели число" << i << ", спасибо!";
return 0;
}
Слайд 43Пример программы, выводящей на экран квадрат числа, введённого пользователем с
клавиатуры:
#include
using namespace std;
int main()
{ setlocale(LC_ALL,””);
cout
число: ";
int s;
cin >> s;
cout << «Квадрат числа: ";
cout << s*s << endl;
return 0;
}
Библиотека iostream
Слайд 44 return 0
Библиотека iostream
Ноль означает отсутствие ошибки.
Для функции main,
даже объявляя её как возвращающую целое число, и только для
неё, можно ничего не возвращать.
Слайд 45Библиотека iostream
Пример программы, выводящей на целую часть вещественного
числа, введённого пользователем с клавиатуры:
#include
using namespace std;
int main() {
double
num;
cout << "Vvedite chislo: ";
cin >> num;
int ch = (int) num;
cout << "Tselaya chast chisla: " << ch << endl;
return 0;
}
Слайд 46Преобразование типов данных
В C++ различают два вида преобразования
типов данных: явное и неявное.
Неявное преобразование происходит автоматически. Это выполняется
во время сравнения, присваивания или вычисления выражения различных типов.
Наивысший приоритет получает тот тип, при котором информация теряется менее всего. Не стоит злоупотреблять неявным преобразованием типов, так как могут возникнуть разного рода непредвиденные ситуации.
Слайд 47Преобразование типов данных
Явное приведение осуществляется с помощью указания целевого
типа данных (того, к которому нужно привести) в круглых скобках
перед выражением:
double s = 2.71;
int t = (int) s;
cout << t << endl; // 2
cout << (int) 3.14 << endl; // 3
cout << (int) (2.5 + t) << endl; // 4
Приведение к целым числам от вещественных осуществляется путём отбрасывания целой части (не округлением).
Слайд 48Преобразование типов данных
В C++ к тому же возможно приведение
между логическим и числовыми типами.
Любое ненулевое число приводится к
true, число 0 или 0.0 — к false. И, наоборот, false преобразуется в 0, а true — в 1.
bool b = true;
int t = (int) b;
cout << t << endl; // 1
cout << (int) false << endl; // 0
bool n = (bool) 42; // true
bool m = (bool) (5 * 2 - 10); // false
bool k = (bool) 0.43; // true
double num1 = 2 + (double) (k || m); // 3.0
Слайд 49Библиотека math.h
Чтобы воспользоваться сложными математическими действиями, нам нужно подключить в
программу библиотеку, в которой и содержаться эти функции, а именно:
#include
Слайд 50Библиотека math.h
Рассмотрим, какие функции содержатся в этой библиотеки.
abs – это
модуль, возвращает положительное число
acos (xxx)- арккосинус
asin (sss) — арксинус
atan (poiy)
— арктангенс
cos (sgrgrg) — косинус
Random- вывод случайных чисел
exp — экспонента
log (56) — натуральный логарифм
log10 (45,755) — это логарифм по основанию десять.
pow(xx,yyy)- возведение в степень
sin — синус
tan — тангенс
Слайд 52 Также в C++ доступны две константы: число «пи»
и число «е» (основание экспоненциальной функции или число Неппера). Их
можно получить с помощью констант
M_PI и M_E.
Слайд 53Условный оператор
Пойдет направо – песнь заводит
Налево – сказку говорит…
А.С. Пушкин
Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет
к горе.
Слайд 54Условный оператор if используется для разветвления процесса вычислений на два
направления.
Структурная схема оператора
Формат оператора:
if (выражение) оператор_1;
[else оператор_2;]
Условный оператор
Слайд 55Условный оператор
Сначала вычисляется выражение, которое может иметь арифметический тип или
тип указателя.
Если оно не равно нулю, выполняется первый оператор,
иначе — второй. После этого управление передается на оператор, следующий за условным.
Слайд 56Условный оператор
Одна из ветвей может отсутствовать.
Если в какой-либо ветви
требуется выполнить несколько операторов, их необходимо заключить в блок. Блок
может содержать любые операторы, в том числе описания и другие условные операторы.
Слайд 57Условный оператор
Знаки сравнения:
Слайд 58Условный оператор
Программа:
//Площадь треугольника
#include
#include
main()
{float a,b,c,P,S;
Couta;
Coutb;
Coutc;
If (a>0
&& b>0 && c>0 && a+b>c && a+c>b && b+c>a)
{
P=(a+b+c)/2;
S=sqrt(P*(P-a)*(P-b)*(P-c));
Cout
треугольника=”< }
else cout (<<”\n Неверные исходные данные.);
Слайд 59Условный оператор
Туристы вышли из леса на шоссе неподалеку от километрового
столба с отметкой А км и решили пойти на ближайшую
автобусную остановку. Посмотрев на план местности, руководитель группы сказал, что автобусные остановки расположены на километре В и на километре С. Куда следует пойти туристам?
Слайд 60Условный оператор
Даны три действительных числа a, b, c. Найти наибольшее
из них.
Слайд 61Оператор множественного выбора
SWITCH
Слайд 62Использование оператора SWITCH
какое значение будет иметь некоторая целочисленная переменной
(её называют «переменной-переключателем», а «switch» с английского переводится как раз
как «переключатель»).
Инструкция множественного выбора switch позволяет выполнять различные части программы в зависимости от того,
Слайд 63Использование оператора SWITCH
Оператор switch состоит из двух частей.
Первая
часть оператора switch представляет собой условие, которое появляется после ключевого
слова switch.
Вторая часть представляет собой возможные варианты соответствия. Когда программа встречает оператор switch, она сначала исследует условие, а затем пытается найти среди возможных вариантов тот, который соответствует условию.
Слайд 64Использование оператора SWITCH
Схема инструкции такова:
switch (переключатель) {
case значение1:
инструкция1;
break;
case значение2:
инструкция2;
break;
…
default:
инструкция_по_умолчанию;
}
Слайд 65Использование оператора SWITCH
Рассмотрим все элементы оператора:
переключатель — это целочисленная
переменная или выражение дающее целочисленный результат;
Слайд 66Использование оператора SWITCH
значение1, значение2, … — это целочисленные литералы,
с которыми будет сравниваться значение переключателя.
Если переключатель равен значениюN, то программа будет выполняться со строки, следующей за case значениеN: и до ближайшего встреченного break, либо до конца блока switch (если break не встретится);
Слайд 67Использование оператора SWITCH
Если программа находит соответствие, выполняются указанные операторы.
Если
же ни один из указанных вариантов не соответствует условию, то
выполняется вариант default.
Обратите внимание на использование оператора break в каждом варианте предыдущей программы.
Слайд 68Использование оператора SWITCH
Оказывается, если C++ встречает вариант, соответствующий условию оператора
switch, то он подразумевает, что все последующие варианты тоже соответствуют
условию.
Слайд 69Использование оператора SWITCH
Оператор break указывает C++ завершить текущий оператор switch
и продолжить выполнение программы с первого оператора, следующего за оператором
switch. Если удалить операторы break из программы, то программа выведет не только требуемое сообщение, но и сообщение для всех последующих вариантов (потому что если один вариант является истинным, то и все последующие варианты в C++ рассматриваются как истинные).
Слайд 70Использование оператора SWITCH
Такое поведение программы можно использовать во
благо. Например, можно разместить несколько подряд идущих меток с разными
литералами, для которых будет выполняться один и тот же код:
Слайд 71Использование оператора SWITCH
switch(ans) {
case 'Д':
case 'д':
case 'Y':
case 'y':
cout << "Продолжаем программу";
case 'Н':
case 'н':
case 'N':
case 'n':
cout << "Останавливаем программу";
break;
default:
cout << "Вы ввели неподходящий символ";
}
Слайд 72Использование оператора SWITCH
default: — это метка инструкции после которой
будут выполняться в том случае, если выше ни одно из
значенийN не совпало с переключателем. Метка default — необязательная: можно её не включать в блок switch меток или не выполнять после неё никаких команд;
инструкцияN — простая или составная инструкция. Притом в случае составной несколько команд не обязательно объединять в блок, можно их просто написать друг за другом разделяя с помощью «;» (и начиная новые строки для удобства).
Слайд 73Использование оператора SWITCH
Если мы захотим как-то оповестить
пользователя о том, что он ввёл неподходящий символ, то пригодится
метка default:
switch(ans) {
case 'Д':
cout << "Продолжаем программу";
break;
case 'Н':
cout << "Останавливаем программу";
break;
default:
cout << "Вы ввели неподходящий символ";
}
Слайд 74Использование оператора SWITCH
Вывод словесного описания оценки, основываясь на текущей оценке
ученика
#include
int main()
{
int grade;
cout
<< endl;
cin >> grade;
switch (grade)
{ case 5: cout << "Поздравляем, вы получили пять" << endl; break;
case 4: cout << "Хорошо, у вас хорошо" << endl; break;
case 3: cout << "У вас всего лишь удовлетворительно" << endl; break;
case 2: cout << "Плохо, у вас двойка" << endl; break;
default: cout << "Ужасно! Учите лучше!" << endl; break;
}
}
Слайд 75Использование оператора SWITCH
Switch позволяет только сравнивать переключатель с
конкретными значениями, но не позволяет для какой-то из веток задать
условие в виде целого диапазона значений с использованием операторов сравнения (например, с использованием строгих неравенств и логических операторов «и» или «или»).
В качестве переключателя могут выступать только целочисленные переменные или выражения.
Слайд 76С другой стороны, мы не можем игнорировать эффективность
- Джон Бентли
Циклы в С++
Слайд 77Циклы
Cуществует два типа циклов: типа «пока» и типа «n-раз».
Первый тип
«пока» предназначен для повторения некоторых действий до тех пор, пока
выполняется некоторое условие.
Второй тип «n-раз» предназначен для повторения некоторых действий заранее известное количество раз.
Слайд 78Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Оператор for содержит три параметра.
Первый
называется инициализацией,
второй — условием повторения,
третий — итерацией.
for
(инициализация; условие; итерация)
{
//тело цикла, т. е. действия повторяемые циклично
}
Слайд 79 В первом параметре обычно выбирают какую-то переменную, с
помощью которой будет подсчитываться количество повторений цикла. Её называют счетчиком.
Счётчику задают некоторое начальное значение (указывают, начиная с какого значения он будет изменяться).
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 80Во втором параметре указывают некоторое ограничение на счётчик (указывают, до
какого значения он будет изменяться).
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 81 В третьем параметре указывают выражение, изменяющее
счётчик после каждого шага цикла. Обычно это инкремент или декремент,
но можно использовать любое выражение, где счётчику будет присваиваться некоторое новое значение.
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 82 Перед первым шагом цикла счётчику присваивается начальное значение
(выполняется инициализация). Это происходит лишь однажды.
Представленная программа выводит
на экран числа от 1 до 100:
for (int i = 1; i <= 100; i++)
{
cout << i << " ";
}
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 83 Перед каждым шагом цикла (но после инициализации) проверяется
условие повторения, если оно истинно, то в очередной раз выполняется
тело цикла. При этом, тело цикла может не выполниться ни разу, если условие будет ложным в момент первой же проверки.
for (int i = 1; i <= 100; i++)
{
cout << i << " ";
}
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 84 После завершения каждого шага цикла и перед началом
следующего (и, значит, перед проверкой условия повторения) выполняется итерация.
for (int
i = 1; i <= 100; i++)
{
cout << i << " ";
}
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 85 Представленная программа выводит на экран числа от 10 до
−10:
for (int s = 10; s > -11; s--)
{
cout << s << " ";
}
Представленная программа выводит на экран нечётные числа от 1 до 33:
for (int i = 1; i <= 33; i = i + 2)
{
cout << i << " ";
}
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 86Представленная программа вычислит сумму элемнтов фрагмента последовательности 2, 4, 6,
8,… 98, 100. Итак:
int sum = 0; // Сюда будем
накапливать результат
for (int j = 2; j <= 100; j=j+2) {
sum = sum + j;
}
cout << sum;
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 87 Представленная программа будет возводить число из переменной a
в натуральную степень из переменной n:
double a = 2;
int n = 10;
double res = 1; // Сюда будем накапливать результат
for (int i = 1; i <= n; i++) {
res = res * a;
}
cout << res;
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 88Представленная программа выведет на экран 10 первых элементов последовательности 2n+2,
где n=1, 2, 3…:
for (int i = 1; i
< 11; i++)
{
cout << 2*i + 2 << " "
}
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 89Представленная программа выведет на экран 10 первых элементов последовательности 2an−1+3,
где a1=3:
int a = 3;
for (i=1; i
cout << a << " ";
a = 2*a + 3;
}
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 90Цикл типа «n-раз» (оператор for)
В одном цикле можно
задавать сразу несколько счётчиков. При этом несколько выражений в итерации
и в инициализации разделяются запятыми.
Условие повторения можно задавать только одно, но оно может быть выражением, содержащим сразу несколько счётчиков.
Слайд 91 Представленная программа выведет на экран 10 первых элементов
последовательности 2an−1–2, где a1=3:
for (int a=3, i=1; i
{
cout << a << " ";
}
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 92 Представленная программа выведет на экран такую последовательность
«0 -1
-4 -9 -16 -25»:
for (int a=0, b=0; a-b
{
cout << a*b << " ";
}
Цикл типа «n-раз» (оператор for)
Слайд 93Досрочное завершение цикла (оператор break)
Как цикл типа «пока» так
и цикл типа «n-раз» можно завершить досрочно, если внутри тела
цикла вызвать оператор break.
При этом произойдёт моментальный выход из цикла, не будет закончен даже текущий шаг (т. е. если после break присутствовали какие-то ещё операторы, то они не выполнятся).
Слайд 94 В результате работы следующего примера на экран будут выведены
только числа «1 2 3 4 Конец»:
for (int a=1; a
a++) {
if(a == 5) {
break;
}
cout << a << " ";
}
cout << "Конец";
Досрочное завершение цикла (оператор break)
Слайд 95 Когда программа будет выполнять цикл в пятый раз(войдёт в
цикл с счётчиком равным 5), сразу же будет проверено и
окажется истинным условие при котором выполнится оператор break.
Оставшаяся часть тела цикла (вывод на экран) уже производится не будет: программа сразу перейдёт к выполнению операций указанных после цикла и далее.
Досрочное завершение цикла (оператор break)
Слайд 96 C помощью оператор break можно прервать заведомо бесконечный цикл.
Пример (на экран выведется «100 50 25 12 6 3
1 0 » и после этого цикл остановится):
int s = 100;
while (true) {
cout << s << " ";
s = s / 2;
if(s == 0) {
break;
}
}
Досрочное завершение цикла (оператор break)
Слайд 97 Оператор break имеет смысл вызывать только при наступлении
какого-то условия, иначе цикл будет завершен досрочно на первом же
своём шаге.
int a;
for (a=25; a>0; a--)
{
break;
cout << a << " ";
}
cout << "a=" << a;
Досрочное завершение цикла (оператор break)
Слайд 98 В представленном выше примере вывода в цикле на
экран не произойдёт ни разу, а когда переменная a выведется
на экран после цикла, то окажется, что её значение ни разу не менялось, т. е. выведено будет «a=25» (и ничего больше).
Обратите внимание также на то, что переменная была объявлена до начала цикла. Когда переменная объявляется в параметрах цикла, то она оказывается недоступной за его пределами, а в данном случае требовалось иное — узнать какое значение будет у счётчика после завершения цикла.
Досрочное завершение цикла (оператор break)
Слайд 99Задачи
Создайте программу, выводящую на экран все четырёхзначные числа последовательности 1000
1003 1006 1009 1012 1015 ….
Создайте программу, выводящую на экран
первые 55 элементов последовательности 1 3 5 7 9 11 13 15 17 ….
Создайте программу, выводящую на экран все неотрицательные элементы последовательности 90 85 80 75 70 65 60 ….
Создайте программу, выводящую на экран первые 20 элементов последовательности 2 4 8 16 32 64 128 ….
Слайд 100Задачи
Выведите на экран все члены последовательности 2an-1–1, где a1=2, которые
меньше 10000.
Выведите на экран все двузначные члены последовательности 2an-1+200, где
a1= –166.
Создайте программу, вычисляющую факториал натурального числа n, которое пользователь введёт с клавиатуры.
Слайд 101Задачи
Выведите на экран все положительные делители натурального числа, введённого пользователем
с клавиатуры.
Проверьте, является ли введённое пользователем с
клавиатуры натуральное число — простым. Постарайтесь не выполнять лишних действий (например, после того, как вы нашли хотя бы один нетривиальный делитель уже ясно, что число составное и проверку продолжать не нужно). Также учтите, что наименьший делитель натурального числа n, если он вообще имеется, обязательно располагается в отрезке [2; √n].
Слайд 102Задачи
Для введённого пользователем с клавиатуры натурального числа посчитайте сумму всех
его цифр (заранее не известно сколько цифр будет в числе).
Слайд 103Пользователь вводит с клавиатуры последовательность ненулевых целых чисел. Программа должна
вывести на экран максимальный и минимальный элементы последовательности сразу после
того, как пользователь введёт 0 (т.е. заранее длина последовательности неизвестна).
Слайд 104Задачи
Пользователь вводит с клавиатуры арифметический пример
в таком формате «2+3.5» или «3.14*8», программа должна вычислить и
вывести правильный ответ на экран. В примере должны быть допустимы операции сложения, умножения, вычитания, деления (с остатком). После вывода ответа программа должна спросить пользователя, требуется ли решить другой пример? Если пользователь введёт «y» программа должна запуститься повторно, иначе — завершиться.
Слайд 105Цикл типа «пока» (оператор while)
Оператор while повторяет
указанные действия до тех пор, пока его параметр имеет истинное
значение.
Например, такой цикл выполнится 4 раза, а на экран будет выведено «1 2 3 4 »:
int i = 1;
while (i < 5)
{
i++;
cout << i << " ";
}
Слайд 106 Такой цикл не выполнится ни разу
и на экран ничего не выведется:
int i = 1;
while (i < 0)
{
i++;
cout << i << " ";
}
Цикл типа «пока» (оператор while)
Слайд 107Цикл типа «пока» (оператор while)
Такой цикл будет выполняться
бесконечно, а на экран выведется
«1 2 3 4 5
6 7 …»:
int i = 1;
while (true)
{
i++;
cout << i << " ";
}
Слайд 108Цикл типа «пока» (оператор while)
Условие, определяющее будет ли
цикл повторятся снова, проверяется перед каждым шагом цикла, в том
числе перед самым первым.
Таким образом происходит предпроверка условия.
Слайд 109Цикл типа «пока» (оператор do…while)
Бывает цикл типа «пока»
с постпроверкой условия. Для его записи используется конструкция из операторов
do…while.
Такой цикл выполнится 4 раза, а на экран будет выведено «2 3 4 5 »:
int i = 1;
do {
i++;
cout << i << " ";
} while (i < 5);
Слайд 110Такой цикл выполнится 1 раз, а на экран будет выведено
«2 »:
int i = 1;
do {
i++;
cout
<< i << " ";
} while (i < 0);
Цикл типа «пока» (оператор do…while)
Слайд 111 Тело цикла do…while выполняется по крайней мере один
раз. Этот оператор удобно использовать, когда некоторое действие в программе
нужно выполнить по крайней мере единожды, но при некоторых условиях придётся повторять его многократно.
Цикл типа «пока» (оператор do…while)
Слайд 112Задачи
В американской армии считается несчастливым число 13, а в
японской — 4. Перед международными учениями штаб российской армии решил
исключить номера боевой техники, содержащие числа 4 или 13 (например, 40123, 13313, 12345 или 13040), чтобы не смущать иностранных коллег. Если в распоряжении армии имеется 100 тыс. единиц боевой техники и каждая боевая машина имеет номер от 00001 до 99999, то сколько всего номеров придётся исключить?