Слайд 1«Единственный путь, который ведет к знаниям – это
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Б. Шоу
Моделирование зависимостей
между величинами
Слайд 2Дальше в лес - больше дров.
Тише едешь - дальше будешь.
Подальше
положишь - поближе возьмешь.
Назвался груздем – полезай
в кузов
Как аукнется -
так и откликнется.
Слайд 3Основные свойства величин:
Имя.
Значение
Тип.
Слайд 4Основные свойства величин
Имя: смысловое (давление газа, время) и символическое (P,t)
Значение:
постоянная величина (константа) или переменная
Тип: числовой, символьный, логический
Слайд 5По способу представления
модели
информационные
материальные
вербальные
знаковые
образные
компьютерные
некомпьютерные
Информационные модели
Ч и с
л о в о й т и п
Математические Табличные Графические
Слайд 7Время падения тела на землю зависит от его первоначальной высоты
t(с)
– время падения; H (м) – высота падения. Зависимость будем
представлять, пренебрегая учетом сопротивления воздуха; ускорение свободного падения g (м/с2) будем считать константой
Слайд 8Давление газа в баллоне зависит от его температуры
P (н/м2) –
давление газа; t (°С) – температура газа. Давление при нуле
градусов P0 будем считать константой для данного газа.
Слайд 9Уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой зависит от концентрации вредных
примесей в городском воздухе
Загрязненность воздуха будем характеризовать концентрацией примесей –
С (мг/м3). Единица измерения – масса примесей, содержащаяся в 1 кубическом метре воздуха, выраженная в миллиграммах. Уровень заболеваемости будем характеризовать числом хронических больных астмой, приходящихся на 1000 жителей
Слайд 10
Моделирование уровня заболеваемости жителей города
бронхиальной астмой, относится к области статистического прогнозирования,
и мы рассмотрим его на следующем уроке.
Слайд 11Математическая модель
Это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей
между ними, представленных на языке математики
Слайд 12Табличные и графические модели
Проверим закон свободного падения тела экспериментальным путем.
Будем
бросать стальной шарик с 6-метровой высоты, 9-метровой и т. д.
(через 3 метра), замеряя высоту начального положения шарика и время его падения.
Слайд 13Таблица и график результатов эксперимента
Слайд 14На основании вычислительного эксперимента мы установили:
Существует три способа моделирования числовых
величин: функциональный (формула), табличный и графический;
Формула более универсальна; имея формулу,
можно легко создать таблицу и построить график
Слайд 15Задание
Представьте математическую модель зависимости давления газа от температуры
Р0=1.2
T= от 10 до 150 с шагом 10
Слайд 16 Рефлексия
Продолжите фразу:
Сегодня я узнал…
Я приобрел…
У меня получилось …
Я
смог…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Самым
сложным при выполнении задания для меня было…
Самым простым при выполнении задания для меня было…
Самым интересным при выполнении задания для меня было…
Цель: выявление уровня осознания содержания пройденного материала
Слайд 17Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за
околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б
ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Слайд 18Домашнее задание
Из окна дома на высоте 19,6 м брошена монета
со скоростью 5 м/с. Определить время, через которое монета упадет
на землю. Используя MS EXCEL, построить модель падения с изменением начальной скорости от 5 м/с до 20м/с
Шаг изменения скорости 1 м/с.
Результат отправить по адресу:
Слайд 19Первый слайд на экране.
Добрый день! Садитесь. Откроем рабочие тетради
запишем сегодняшнее число и тему урока:
«Моделирование зависимостей между величинами». Откройте
рабочие тетради запишите сегодняшнюю дату и название темы. А в качестве эпиграфа к уроку я хотел бы взять известную фразу лауреата Нобелевской премии в области литературы Джоржа Бернарда Шоу: «Единственный путь, который ведет к знаниям – это
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Определите цель сегодняшнего урока. (Научиться моделировать зависимости между величинами).
ВОПРОС
что такое модель?
ОТВЕТ
Модель
- упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении, которое отражает его существенные свойства.
Вопрос
что такое моделирование?
Моделирование
-процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов или явлений;
-метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Вопрос
Какие вы знаете модели по способу их представления
Ответ
Материальные и информационные
Вопрос
Какое стандартное программное обеспечение позволяет нам строить
информационные модели?
Ответ
Майкрософт эксесс
Майкрософт эксель
Вопрос
Какое приложение из перечисленных включает в себя более развитый математический аппарат?
Ответ
Майкрософт эксель
Вопрос
Как вы считаете каким стандартным программным обеспечением необходимо научиться пользоваться для получения результата обозначенного темой урока?
Ответ
Майкрософт эксель
Второй слайд.
- Итак, приступим. Перед вами на слайде пословицы:
1. Дальше в лес - больше дров.
2. Тише едешь - дальше будешь.
3. Подальше положишь - поближе возьмешь.
4. Как аукнется - так и откликнется.
5. Назвался груздем - полезай в кузов.
ВОПРОС
- Определите понятие, которое объединяет все эти пословицы.
ОТВЕТ
-ЗАВИСИМОСТЬ
ВОПРОС
- На каких уроках вы встречались с этим понятием?
ОТВЕТ
(на математике физике химии биологии информатике и т.д).
ВОПРОС
Какие бывают зависимости?
ОТВЕТ
Зависимости бывают математические, физические социальные информационные и т.д.
Давайте определим понятие зависимость как вид связи между величинами, объектами и субъектами.
Запишите это определение. Отметьте что определение понятия зависимость может изменяться исходя из сферы применения этого понятия. (Например определение наркотической зависимости будет включать в себя составляющие отличные от составляющих информационной зависимости).
Отметим еще две существенные формы зависимости величин, имеющих
утилитарное значение
Это – функциональная и статистическая. В математике функциональной зависимостью переменной Y от переменной Х называют зависимость вида y=f(x). Однако, если X и Y случайные величины, то между ними может существовать зависимость иного рода, называемая статистической.
Разновидностью статистической зависимости является корреляционная зависимость, моделированием которой, мы займемся в следующей четверти.
Третий слайд
Определим понятие величина.
ВОПРОС
Что такое величина?
ОТВЕТ
Величина – количественная характеристика исследуемого объекта.
Запишем это определение и перечислим свойства величин.
Свойства величин:
Имя величины.
может быть полным (подчеркивающим ее смысл), а может быть символическим.
Значение.
Если значение величины не изменяется, то она называется постоянной величиной или константой. Пример константы — число Пифагора n =З,14159... Величина, меняющая свое значение, называется переменной.
Тип.
определяет множество значений, которые может принимать величина. Основные типы величин: числовой, символьный, логический.
Поскольку при раскрытии темы урока мы будем говорить лишь о количественных характеристиках, то и рассматриваться будут только величины числового типа, описываемые математическими, табличными и графическими моделями.
Четвертый слайд
Слайд «Место информатики в системе наук»
Межпредметное значение информатики в значительной степени проявляется именно через внедрение компьютерного моделирования в различные научные и прикладные области: математику и физику, технику, биологию и медицину, экономику, управление и многие другие. С помощью компьютерного моделирования решаются многие научные и производственные задачи. Гибким инструментом для компьютерного моделирования является MS Excel.
Шестой слайд
Рассмотрим построение компьютерных моделей на
Примерах следующих зависимостей:
1) время падения тела на землю зависит от первоначальной высоты;
2) давление зависит от температуры газа в баллоне;
3) частота заболевания жителей бронхиальной астмой зависит от качества городского воздуха.
Рассмотрим различные методы представления зависимостей.
Всякое исследование нужно начинать с выделения количественных характеристик исследуемого объекта (процесса, явления).
Например, в описании процесса падения тела переменными величинами являются высота (Н) и время падения (t).
Кроме имен укажем размерности величин.
t (сек) — время падения; Н (ж) — высота падения. Зависимость будем представлять, пренебрегая учетом сопротивления воздуха. Ускорение свободного падения g (м/сек2) — константа.
Отметим что
Если зависимое между величинами удается представить в математической форме, то мы имеем математическую модель.
Математическая модель - это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ними, представленных на языке математики.
Хорошо известны математические модели для первых двух примеров из перечисленных выше. Они отражают физические законы и представляются в виде формул:
Задание:
Построить самостоятельно табличную и графическую модель процесса изменения давления газа, при изменении температуры.
Для того чтобы вспомнить основные принципы работы с MS Excel построим модель процесса падения тела с высоты.
Демонстрация на экране.
В этом примере мы рассмотрели три способа отображения зависимости величин: функциональный (формула), табличный и графический. Однако математической моделью процесса падения тела на землю можно назвать только формулу. Почему? Потому что формула универсальна. Она позволяет определить время падения тела с любой высоты, а не только для того экспериментального набора значений Н, который отображен на рис. 2.11.
Кроме того, таблица и диаграмма (график) констатируют факты, а математическая модель позволяет прогнозировать, предсказывать путем расчетов .
Сейчас вы выполните компьютерный тест.
Поднимите руки те, кто получил за тест 5.
Определите проблемные места.
и по завершении тестирования построите модель процесса изменения давления.
Исходные данные:
Р0=1,2
t меняется от 0 до 150 с шагом 10 ПРОВЕРИТЬ!!!
Коротко о главном
Величина — некоторая количественная характеристика объекта.
Зависимости между величинами могут быть представлены в виде математической модели, в табличной и графической формах.
Зависимость, представленная в виде формулы, является математической моделью.
MS Excel явлется гибким доступным и понятным средством моделирования.
Вспомним цель, которую поставили в начале урока.
14 слайд
Достигли ее?
Все ли было понятно на уроке?-рефлексия
Вопросы и задания
1. а) Какие вам известны формы представления зависимостей между величинами?
б) Что такое математическая модель?
в) Может ли математическая модель включать в себя только константы?
2. Приведите пример известной вам функциональной зависимости (формулы) между характеристиками некоторой системы.
3. Обоснуйте преимущества и недостатки каждой из трех форм представления зависимостей.
рочитеать &36. Ответить письменно на вопорсы после параграфа.
В начале урока будет проверка по созданию зависимости между величинами в программе Excel на время.