Слайд 1Защита информации
10 класс
(базовый уровень)
© Тихова Л.В.,
МБОУ «Большехаланская СОШ», 2012
Слайд 2Цифровая информация –
информация, хранение, передача и обработка которой осуществляется
средствами ИКТ.
ВИДЫ УГРОЗ
Кража, утечка
прослушивание
информации
Физическая защита каналов,
криптографические шифры,
цифровая подпись
и сертификаты
Разрушение,
уничтожение
информации
Антивирусные программы,
брандмауэры, межсетевые
экраны, резервное копирование,
контроль оборудования
Слайд 3Цель урока:
Обучающая – сформировать у учащихся понятия цифровой и
защищаемой информации, виды угроз для информации и методы ее защиты,
криптографии;
Развивающая – способствовать развитию познавательной деятельности учащихся, умению анализировать полученную информацию;
Воспитывающая – способствовать формированию недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией.
Слайд 4Задачи урока
выяснить, что включают в себя понятие “криптология” и
“криптография”;
узнать, какие известны способы шифрования;
изучить сферы использования шифров;
выявить роль языка
в криптографии
определить место криптологии в науке.
Слайд 5Защищаемая информация – информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите
в соответствии с требования правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником
информации.
Слайд 6Защита информации – деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных
и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.
Слайд 7Криптография - наука о создании безопасных методов связи, о создании
стойких (устойчивых к взлому) шифров.
Слайд 8Шифрование (зашифрование) – процесс применения шифра к защищаемой информации, т.е.
преобразование защищаемой информации (открытого текста) в шифрованное сообщение (шифртекст, криптограмму)
с помощью определенных правил, содержащихся в шифре. Сфера интересов криптоанализа – исследование возможности расшифровывания информации без знания ключей.
Дешифрование – процесс, обратный шифрованию, т.е. преобразование шифрованного сообщения в защищаемую информацию с помощью определенных правил, содержащихся в шифре.
Слайд 9
Криптосистемы разделяются на симметричные (с секретным ключом) и с
открытым ключом.
Закрытый ключ – ключ, которым заранее обмениваются два
абонента.
Открытый ключ (асимметричные алгоритмы) – использование шифровального (открытого) и дешифровального (закрытого) ключа.
Слайд 10
Физкультминутка
Посмотреть на кончик носа, на счет 1- 4, а
потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не
поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх -вправо – вниз -влево и в обратную сторону: вверх –влево –вниз –вправо. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
4. И.п. - руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.
Слайд 11
Шифрование данных
Цель работы: знакомство с простейшими приемами шифрования и дешифрования
текстовой информации
Слайд 12Задание 1
Шифр Цезаря. Этот шифр реализует следующие преобразования текста: каждая
буква исходного текста заменяется следующей после нее буквой в алфавите,
который считается написанным по кругу.
Слайд 13Шифр Виженера. Это шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину
сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую
последовательность сдвигов исходного текста: 31913191 и т.д.
Так например КОМПЬЮТЕР – НПХТЭЖХЁЩ
319319319
Слайд 14Повторить §§5-12 учебника
Задание №9 к §12.
Расшифровать текст
BYAJHVFNBRF – K.,BVSQ GHTLVTN DCT[
EXFOBRJD!
Домашнее задание
Слайд 15Литература
Семакин И.Г.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11
классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 4-е изд., испр.
- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 246 с.: ил.
Семакин И.Г.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина– 3-е изд., испр.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 120 с.: ил.
Семакин И.Г.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 102 с.: ил.