Слайд 1Знакомство с языком программирования QBasic
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 5
г. СВЕТЛОГО КАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Демонстрационный материал для проведения уроков
информатики в 9 классе
Епифанова Т.Н. / 2010-2011 учебный год
работа с презентацией ведётся в режиме просмотра
Слайд 2Введение
Под языком программирования мы будем понимать совокупность средств и правил
представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера.
Бейсик – один из
языков программирования высокого уровня.
Разработан первый Бейсик в 1964 г. сотрудниками Дартмутского колледжа Дж. Кемени и Т. Курцем. Интересно происхождение названия языка. В прошлом веке один английский миссионер выделил из английского языка триста наиболее употребительных слов, назвал их Basic English и стал обучать туземцев. Опыт оказался весьма успешным, и контакты с аборигенами значительно упростились. Создатели языка Бейсик стремились достигнуть того же эффекта — облегчить понимание между "туземцами" — начинающими программистами, и компьютерами. Аббревиатура BASIC так и расшифровывается — "Beginner's All purpose Symbolic Instruction Code", что в переводе значит "многоцелевой язык символических команд для начинающих".
Большое достоинство Бейсика, из-за которого его изучение продолжается в школах и поныне — это возможность создавать диалоговые программы.
Слайд 3Алфавит языка Бейсик
заглавные (прописные) буквы латинского алфавита – A, B,
C, D, E, F, G, H, I, J, K, L,
M, N, O, P, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z;
арабские цифры – 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0;
разделители – запятая (,), точка с запятой (;), точка (.), двоеточие (:), апостроф(‘), кавычки (“), открывающаяся скобка ( , закрывающаяся скобка ) , символ Пробел;
знаки арифметических операций - + (сложение), - (вычитание), * (умножение), / (деление), ^ (возведение в степень);
знаки операций отношений - > (больше), < (меньше), = (равно), <> (не равно), >= (больше либо равно), <= (меньше либо равно).
Слайд 4Переменные в Бейсике
Переменные – это области оперативной памяти компьютера, которые
имеют имя, данное нами, и значения, которые могут меняться.
Имя
переменной должно состоять не более чем из сорока символов (латинские буквы, цифры);не может начинаться с цифры;
запрещены точки, запятые, звездочки, вопросительные знаки, пробелы.
Примеры правильных имен переменных:
X, Y, Z, IVAN;
IVAN3, S1, T234, LOVE7, R6N8F43.
Переменные различаются по типу хранимой в них информации:
числовой тип – для хранения различных чисел;
строковый тип – для хранения символов и строк (в таком случае к имени переменной добавляется обязательный символ $, например, X$ или QUIKE3$).
Слайд 5Постоянная (константа) -
величина, записанная в виде конкретного числа
целые вещественные
6,2; -18; 149
6; -18
Строковые
(символьные)
“Петя”, “Х=“
6; -18
“Петя”, “Х=“
Слайд 6АРИФМЕТИКА В БЕЙСИКЕ
Элементарные арифметические выражения необходимо представить в виде,
понятном для компьютера:
выражение должно быть записано в одну строку
для
записи арифметических действий использовать знаки: + - * / ^ ()
недопустим пропуск знака умножения между коэффициентом и переменной (нельзя 2х, надо 2*Х);
дробная часть отделяется от целой точкой, а не запятой (нельзя 3,14, надо 3.14);
допустимо опускать в записи десятичной дроби ноль, стоящий перед точкой (вместо 0.123 можно .123);
необходимо соблюдать приоритет выполнения действий –
действия в скобках
вычисление функций
возведение в степень
умножение и деление
сложение и вычитание
действия одинаковой очередности
выполняются слева направо.
Слайд 7Запуск русского Бейсика и начало работы
Найдите на рабочем столе
ярлык QuickBasic и 2 ЛК по нему.
На экране появляется инструкция.
Нажмите Esc для выхода в окно редактора.
Для работы предоставляется два окна:
верхнее – окно редактирования;
нижнее – окно немедленного выполнения
(в нем вы можете сразу видеть результаты работы
набранных команд после нажатия клавиши Enter).
В окне редактора мигает курсор –он указывает,
где будет вводиться текст программы при
наборе его с клавиатуры.
Если в программе была допущена ошибка, то после
запуска программы на экране появится окно с сообщением
об ошибке; при нажатии на Enter или Esc вы вернетесь
в окно редактирования, где курсор будет находиться
в том месте, где компьютер нашел ошибку.
Запуск программы на выполнение – нажать клавишу F5,
если нет ошибок – увидите результат ее работы и
сообщение внизу экрана
«Чтобы продолжить, нажмите любую клавишу».
Окно ввода и редактирования
Слайд 8Пример программы реализующей линейный алгоритм
Нахождение периметра треугольника:
CLS
INPUT A,B,C
P=A+B+C
PRINT P
END
Для
удобства пояснения пронумеруем строки программы и поясним каждую.
Внимание! При работе
в оболочке QBasic строки нумеровать не надо.
1
2
3
4
5
Поясним работу программы:
Производится очистка экрана. Удаляются все старые результаты.
Оператор ввода INPUT приостанавливает действие программы, выводит на экран «?», тем самым ожидая от пользователя ввод 3-х значений переменных А, В, С с клавиатуры.
(введите числа и нажмите ENTER)
Выполняется сложение 3-х введённых чисел и результат записывается в область памяти с именем Р.
Оператор вывода PRINT выводит значение переменной Р на экран монитора.
Оператор END заканчивает работу программы.
Поясним работу программы:
Производится очистка экрана. Удаляются все старые результаты.
Оператор ввода INPUT приостанавливает действие программы, выводит на экран «?», тем самым ожидая от пользователя ввод 3-х значений переменных А, В, С с клавиатуры.
(введите числа и нажмите ENTER)
Выполняется сложение 3-х введённых чисел и результат записывается в область памяти с именем Р.
Оператор вывода PRINT выводит значение переменной Р на экран монитора.
Оператор END заканчивает работу программы.
Поясним работу программы:
1. Производится очистка экрана. Удаляются все старые результаты.
2. Оператор ввода INPUT приостанавливает действие программы, выводит на экран «?», тем самым ожидая от пользователя ввод 3-х значений переменных А, В, С с клавиатуры.
(введите числа и нажмите ENTER)
3. Выполняется сложение 3-х введённых чисел и результат записывается в область памяти с именем Р.
4. Оператор вывода PRINT выводит значение переменной Р на экран монитора.
5. Оператор END заканчивает работу программы.
Слайд 9Ответьте на вопросы:
Укажите тип переменной, если её значение равно:
а) 65 б)
«школа» в) 29,456
Определите тип для величин:
а) название фильма б) объём
в) кол-во дней
Определите, является величина постоянной или переменной
а) рост б) имя в) название месяца
Чему равно значение Х после выполнения двух операторов присваивания?
Х=2
Х=Х+1
Назовите имена операторов ввода, вывода данных.
целая, символьная, вещественная
Символьная, вещественная, целая
Переменная, постоянная, постоянная
Х=3
INPUT, PRINT
Слайд 10Домашнее задание:
Выучить состав языка программирования.
Знать типы переменных и их обозначения.
Программу
нахождения периметра треугольника уметь воспроизводить и пояснять.
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.ccboe.net%2FTeachers%2Ffallin_wanda%2Fimages%2F2F82002F658C4B188D88ADF02DF10033.gif&ed=1&text=%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&p=88
Слайд 11Для подготовки ресурса были использованы:
Информатика и ИКТ : учебник для
9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В.
Шестакова. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний 2008.
Сафронов И.К.
Бейсик в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004
Ресурсы Интернета (картинки):
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA&p=100&img_url=www.sch504.edusite.ru%2Fimages%2F31.png
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=images.reklama.com.ua%2F2010-09-29%2F549978%2Fphotos0-800x600.jpeg&ed=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80&p=152
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0+%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80&rpt=image&img_url=veschkaima1.rusedu.net%2Fgallery%2F2582%2F29752-34.jpg&ed=1
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=katenoksait.ucoz.ru%2Ftransl.gif&ed=1&text=%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&p=31
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=newsaltay.ru%2Fup%2Fphotos5%2Fcopy_5335.jpg&ed=1&text=%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&p=7